Ирина Саляхова
Сценарий праздника «Культурные традиции народов Урала»
▼ Скачать + Заказать документы
«Культурные традиции народов Урала»
Ход:
В зал входит девочка в русском национальном костюме с хлебом и солью. Дети заходят в зал и встают полукругом.
- Мир вам, гости долгожданные,
Что пришли к нам в добрый час!
Встречу теплую, желанную
Приготовили для вас.
- Как повезло тебе и мне!
Мы родились в такой стране,
- Где люди все одна семья,
Куда не глянь кругом друзья!
- Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
- Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья.
Публикация «Сценарий праздника „Культурные традиции народов Урала“» размещена в разделах
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Урал - наш край родной
- Темочки
В. - Да, ребята, мы гордимся нашей страной. Так как в нашей стране проживают люди разных национальностей. А какие национальности вы знаете? (перечисляют)
Вот мы и сегодня с вами в костюмах разных национальностей, а как вы думаете о чем будем сегодня беседовать?
Дети. О людях разных национальностей.
В- Да, мы сегодня вспомним и поговорим об обычаях, традициях, культуре тех народов, которые проживают рядом с нами.
Приход домового.
Кузя. - Ой, ну никакого от вас покоя. Вы дадите мне выспаться когда-нибудь?
В. - ребята, мы кажется, разбудили домовенка Кузю.
Кузьма, здравствуй. Проходи, гостем будешь.
Кузя. (ворчит) -ага, гостем. Вечно поспать не дают…
Увидел девочку в русском национальном костюме.
Кузя. показывает на каравай- а это что у тебя?
Девочка - Это каравай. У русского народа есть такая традиция : когда приходят гости, их встречают хлебом с солью. И называется это хлебосольство. Угощайся.
Кузя. угостился.
Кузя- Ой, какая красота. А ты где такое платье нашла?
Девочка - Это русский народный костюм : рубаха и сарафан, который украшали вышивкой, кружевами, пуговицами; девочкам в косу вплетали ленту. Взрослые надевали кокошник.
Кузя -А у меня тоже рубаха есть, а вот сарафан такой подойдет ли? Не знаю.
В -Ты, что. Ребята, скажите какой костюм носили мужчины на Руси?
Дети. Мужчины на Руси носили косоворотку, шаровары и пояс, который назывался кушак. А на ногах все носили лапти.
Кузя. - А что такое лапти?
Дети- Это такая обувь. (показ на видио)
Кузя- Интересьненько. Увидел деревянные ложки. - какие большие ложки, а ими щи хлебать?
Дети- Нет. Мы на них играть умеем. (оркестр «ложкари»)
Кузя- как здорово вы играете, а меня научите?
В. – Конечно научим. Ты знаешь, Кузя, у нас на Урале и в нашем городе живут люди разных национальностей?
Кузя. -Нет конечно. Я же нигде не бывал, никого не видал.
В. -Ребята, сейчас мы расскажем Кузе, люди каких национальностей у нас проживают, какую одежду они носят, какие у них есть народные традиции.
В. (обращает внимание на народный башкирский костюм). -Дети, это народный костюм какого народа?
Дети. Это башкирский костюм.
В. Расскажите что носили мужчины башкиры.
Дети- мужчины На голове носили меховую шапку (малахай). носили рубахи, штаны, широкий пояс, который украшали вышивкой, поверх рубахи надевали длинный камзол, сапоги.
В. А что носили женщины
Дети. - На голове женщины носили платок-шапочку, нагрудник «сакал», платье, а сверху короткий камзол или халат, который украшали цветным узором широкие штаны, и сапоги
В. (обращает внимание на народный костюм хантов).
- Ребята, а это костюм какого народа?
Дети. Это костюм хантов
В. Расскажите, что носили ханты (рассказывают из чего он состоит).
Дети - рубаху, штаны, меховые шубы с капюшоном без пуговиц (малица, сшитую из оленьих шкур. Обувь – из оленьей шкуры, называлась кисы.
Женщины носили платья, украшенные аппликацией, штаны, носили серьги, браслеты, украшения делались из бисера.
В. - ребята, а вы обратили внимание, что все костюмы украшены? И у каждого народа есть свой национальный орнамент?
К. – Ребята, я вспомнил. У меня есть платочки. Они мне досталась от моей бабушки. Но на них, от старости, местами стерся орнамент. Вы можете мне восстановить рисунок?
В. Ребята поможем Кузе? Давайте разделимся на три команды. Нужно найти недостающую часть орнамента.
В. - Вы берете часть от орнамента и восстанавливаете рисунок на платочках.
«Национальныйорнамент»(приклеивают на липучках недостающие части)
В- Это платочек с орнаментом какого народа? А этот? Этот чей орнамент (называют)
физминутка
В. -Ребята, у каждого народа есть свои традиции. Вот например, у башкир есть традиция после посевных работ проводить праздник. Кто знает, как называется этот праздник?
Дети. -Сабантуй.
В. На этом празднике люди поют и пляшут, угощаются вкусной едой, а еще и играют в игры.
Кузя, а наши дети знают башкирскую национальную игру. Ребята, как она называется? («Юрта») Хочешь мы и тебя научим?
В. - Ребята, кто расскажет правила игры? (дети рассказывают)
Игра «Юрта»
В - А еще, у каждого народа есть традиции, связанные с приготовлением национального блюда. Сейчас мы пройдем по лабиринту и расскажем гостям, что это за блюдо и из чего его готовят.
Дети берут по лабиринту, выполняют задание : лабиринт «Национальная кухня». После выполнения задания.
В. - У кого получилось башкирское блюдо? Подойдите ко мне. Какое блюдо у вас получилось? Из каких продуктов его готовят? (чак-чак)
А кто приготовил блюдо хантов?. (падавуха)
А кто приготовил русское национальное блюдо (щи)
Дети-1. любимым народным блюдом русского народа являются щи. Их готовят из мяса, капусты, лука, морковки.
2. народным блюдом хантов является подавуха. Берётся свежая рыба, разрезается на большие куски, солится. Потом куски надевают на палочки -иглы и втыкают их рядом с горячими углями.
3. народным башкирским блюдом является чак-чак. Готовят тесто (молоко, яйцо, мука, соль, сахар) нарезают на маленькие полоски, обжаривают их и заливают медовым сиропом.
К -Да, щи да каша пища наша.
К. -ой, ребята, я совсем забыл. У меня для вас есть очень трудное задание. Давайте сядем дружно в круг. Вот посмотрите. Что это за буква и что с ней делать я не знаю?
Дети- это буква -я.
В. -А сколько их у тебя, давайте посчитаем (7) .(вызываем ребенка) семь я.
Какое слово получилось?
Дети- семья.
В- да, получилось слово -семья.
К. - а при чем здесь семья?
Дети- Потому что мы живем все дружно, как одна семья. Когда мы едины, мы непобедимы.
К- какие вы молодцы и меня и гостей познакомили с традициями, с костюмами, танцевать научили.
В-ребята, а о чем вы расскажите родителям дома?
Дети – рассказывают о своих впечатлениях.
В- символом России, какое дерево является?
Дети- береза.
В. - А у народов ханты, береза тоже является символом. Потому что они живут где?
Дети – в России.
В. - да, в России, на Урале. Неофициальным символом России является береза, а у народов ханты есть древний обычай – завязывать яркие ленточки на берёзу, так как она является чистым деревом, олицетворяющим жизнь. Завязывая ленточку, люди загадывают своё заветное желание. Оно должно быть чистым, светлым и добрым, тогда обязательно всё сбудется. И мы сегодня с вами завязав ленточку, загадаем желание. И мы приглашаем наших гостей к дереву желаний.