Татьяна Лоретц
Проект «Культура народов России и Кузбасса: многонациональный Кузбасс»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. 2022 год в России объявлен годом народного единства и нематериального культурного наследия народов Российской Федерации. Развития у детей дошкольного возраста общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для нравственно – патриотического, духовного, а также толерантного богатства личности.
Кемеровская область является многонациональным субъектом РФ, на её территории проживают более 100 народов (наций, народностей, этнических групп). Самые многочисленные национальные группы : татарская, украинская, чувашская. Самая малочисленная национальная группа: кумандинцы
Публикация «Проект „Культура народов России и Кузбасса: многонациональный Кузбасс“» размещена в разделах
- Кемеровская область. Кузбасс
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Реализация современного образования невозможна без знаний своего города и края, уклада жизни, быта, обрядов, истории и культуры предков. С ранних лет формируются первые представления детей об окружающем мире, и происходит, это - прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды - местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края.
Культура народов Кузбасса является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями народов Кузбасса, духовно – нравственного воспитания, способности видеть красоту и гармонию, но и способствовать развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально – положительное отношение к объектам эстетического содержания.
Поэтому одним из приоритетных направлений работы по приобщению дошкольников к культуре народов мира является ознакомление детей старшего дошкольного возраста с разными народами, их многообразием, традициями и обычаями, отношениями между народами.
Цель: воспитание симпатии и уважения к людям разных национальностей, интереса и любви к культуре и традициям родного края у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с многообразием людей разных этнических групп и культур.
Задачи
- познакомить детей с многонациональным составом населения России, их бытом, традициями, национальным костюмом, устным народным творчеством, песнями, музыкальными инструментами, играми;
- воспитывать у детей чувство глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Российской Федерации, чувство дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей;
- формировать толерантные отношения к детям разных национальностей в процессе ознакомления с народами России;
Ожидаемые результаты
- приобщение детей к разным видам национальной культуры народов России, Кемеровской области;
- освоение детьми доступных знаний об особенностях жизни и быта народов, населяющих Кузбасс, праздниками, декоративно-прикладным искусством;
- приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми;
- проявление внимания и уважения к людям разной национальности;
- представление о некоторых традициях, обычаях, праздниках разных народов;
- знакомство с национальными играми, сказками, танцами, костюмами;
- овладение исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы.
Формы работы
Для освоения познавательного материала используются разнообразные приёмы и методы. Выбор осуществляется с учётом возрастных, психофизических возможностей детей:
Таблица 1. Методы и приемы образовательной деятельности
Методы Приемы
устного изложения знаний педагогом и активизация познавательной деятельности детей рассказ, объяснение, беседа, показ наглядно-демонстрационного материала.
практические экскурсии, игровая деятельность.
методы закрепления изучаемого материала беседа, рассматривание иллюстраций, выполнение практических работ.
методы самостоятельной работы по усвоению и закреплению материала игры, рассматривание альбомов, иллюстраций, коллекций.
метод проблемного обучения самостоятельный поиск решения на поставленное задание
поисково-исследовательские методы поиск решения поставленных задач.
метод проектной деятельности постановка проблемы, поэтапное решение, презентация.
Средствами реализации выступают:
- устное народное творчество;
- художественная литература;
- музыкальное народное творчество;
- декоративно-прикладное искусство, живопись;
- народные праздники, обряды, традиции;
- игра, народная игрушка и национальная кукла;
- этнические мини-музеи.
В содержание включены как теоретическая, так и практическая части. Теоретическая — это объяснение нового материала, информация познавательного характера. Практические работы включают участие в творческих конкурсах, изготовление открыток, выполнение рисунков, создание фотоальбома, разучивание народных игр, песен, обрядов, инсценировки, экскурсии, участие в акциях, интерактивные игры.
Формы организации деятельности:
- совместная деятельность с детьми по видам детской деятельности (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, музыкально - художественная деятельность, подвижные игры, хороводы);
- театрализованные представления на основе познавательного материала, усвоенного детьми;
- дидактические игры, развивающие представления детей о культуре и быте народов мира, понимание слов, отражающих представления о русской культуре, возможность эмоционально реагировать на литературные и другие источники, пытаться частично их воспроизвести;
- подвижные игры с речевым содержанием, способствующие речевому развитию, вырабатывающие ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, развивают умение соотносить движения с текстом, умение начинать движение по сигналу;
- настольно-печатные игры с историческим содержанием позволяют вывести ребенка на уровень символического замещения, что способствует дальнейшему развитию речевого мышления;
- моделирование возможной исторической ситуации по принципу «если бы» : дети создают историческую ситуацию, которой не было, но могла бы быть;
- моделирование по принципу реконструкции: дети по заданию воспитателя ставятся в позицию исследователя, когда по отрывкам из сказок, рассказов, энциклопедий, других источников им предлагают воссоздать историческую ситуацию, сделать выводы. В качестве исторических источников, особенно современного периода России, могут быть использованы документы из домашнего архива, воспоминания старших, интервью очевидцев и не как иллюстрация, а как равноправный источник наряду с другими документами, литературными произведениями, что создаёт атмосферу сопричастности, позволяет ребенку эмоционально пережить, воспринять знания по историческому моменту;
- игровая форма организации детской деятельности способствует более эффективному решению проблемы по приобщению детей дошкольного возраста к культуре народов мира посредством технологии «погружение» в образ; а так же позволяет снизить воздействие учебной нагрузки на детей дошкольного возраста.
Содержание
Таблица 2. Этапы работы, ожидаемый результат
Этап Мероприятия Ожидаемый результат
1 этап.
Подготовительный Подбор информации, дидактического материала, проблемы проекта.
Подбор конспектов, разработка и составление сценариев праздников, подбор музыкального сопровождения, репертуара.
Оформление перспективно-тематического плана.
Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта Сборник дидактического материала, конспектов занятий, сценариев праздников, список музыкального репертуара по теме проекта.
Перспективно - тематический план.
Консультации для родителей.
2 этап. Основной
«Народы Кузбасса : обычаи, быт, устное народное творчество, праздники, традиции».
- совместная деятельность с детей, родителей и педагогов;
- самостоятельная деятельность детей
- отслеживание результата (наблюдение, диагностика);
- результаты продуктивной деятельности детей Дети имеют представление о родственных связях, о способах поддержания родственных связей; понимает эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации голоса, позе и т. д. ; проявляет заботу о близких людях, о пожилых людях, малышах; может объяснить понятия «Малая родина»; знает название некоторых народов Кемеровской области, коренных жителей; знает некоторые обычаи, праздники, традиции народов Кузбасса.
3 этап.
Заключительный Итоговое мероприятие – праздник: фестиваль национальных культур
«Народов мира дружная семья»
- обобщение результатов работы
- анализ деятельности
- сбор материалов в бумажном и электронном виде Создание условий для формирования гражданских, культурных, нравственных ценностей обучающихся, выявления и поддержки талантливых детей, развитие их творческого потенциала
Создание мини музея «Народы мира»
Выставка поделок, рисунков.
Программа мероприятий
Таблица 3. Содержание мероприятий
Тема Цель Формы и виды деятельности
Народы России изучение многонациональной культуры народов России, особенностей взаимодействия человека с природой, прививание ребенку зачатков толерантности, уважения к многонациональной культуре народов России 1. Беседа «Наша Большая и Малая Родина».
2. Просмотр мультфильма «Народы России»
3. Чтение стихотворения «Российская семья» (сборник В. Степанова «Мы живём в России»)
Русский народный костюм формирование представлений о народном костюме, как элементе традиционной культуры русского народа 1. Беседа «Женский и мужской национальный костюм»
2. Словесно-иллюстрированный рассказ с элементами беседы (презентация «Детали русского народного костюма»)
Национальные костюмы народов Севера России и Сибири формирование представлений о народном костюме как элементе традиционной культуры северных народов России 1. Беседа «Дальняя сторона нашей огромной Родины – Север».
2. Рассказ о народах Севера и Сибири (ханты, манси, ненцы, чукчи, эскимосы и др.) (Показ иллюстрации).
3. Словесно-иллюстрированный рассказ с элементами беседы «Одежда народов Севера и Сибири»
4. Рассматривание кукол, набора карточек «Народы Севера и Сибири»
Национальные костюмы народов юга России формирование представлений о народном костюме как элементе традиционной культуры народов юга России (Об истории создания и назначении отдельных единиц костюма, способах кроя, орнаменте и отделке) 1. Беседа «Юг России».
2. Словесно-иллюстрированный рассказ с элементами беседы «Одежда южных народов» (адыгейцы, черкесы, кабардинцы, тунгусы, ингуши, чеченцы) (Показ иллюстрации).
3. Рассматривание кукол, набора карточек «Народы Юга России»
Куклы в национальных костюмах закрепление представлений детей о национальных костюмах; изготовление кукол в национальных костюмах. 1. Дидактическая игра
«Оденем куклу в русский народный костюм»
Игровое задание: Одеть куклу.
Что хранится в сундуке
закрепление представления о народном костюме как элементе традиционной культуры народов 1. Дидактическая игра «Угадай, что в сундуке?»
Жилища народов мира знакомство детей с традиционными жилищами разных народов; с материалами, из которых можно строить жилища; развитие умения соотносить тип жилища и человека 1. Беседа «Дом, в котором мы живём».
2. Словесно-иллюстрированный рассказ с элементами беседы «Дома народов мира» (народов ранее изученных)
(Показ презентации).
Без печи хатка – не хатка знакомство детей с печкой, чугунком, ухватом, кочергой; с профессией печника и орудиями его труда 1. Беседа – игра «Русская изба»
2. Чтение стихотворений (Сборник «Русская печка»).
3. Чтение А. Твардовский «Ленин и печник», А. Л. Барто «Птенцы»
Такие разные дома знакомство детей с домами разных народов; изготовление макета дома своими руками 1. Загадки о доме.
2. Просмотр презентации «Жилища разных народов»
Национальная кухня России, Беларуси и Украины. ознакомление с краткой характеристикой национальных кухонь народов России, Белоруссии и Украины. 1. Беседа о традиционных национальных блюдах России, Беларуси и Украины
Любимым национальным блюдом русского народа являются пироги и блины. У северных народов – строганина, блюдо из замороженной рыбы или оленины. Татары делают вкуснейшие сладости, например, чак-чак и т. д. (с показом карточек, картинок, журналов)
2. Словесно-иллюстрированный рассказ с элементами беседы «Украинская и белорусская кухня» (Показ презентации).
Восточная кухня ознакомление с краткой характеристикой национальных блюд (Грузии, Армении, Казахстана) 1. Беседа о традиционных национальных блюдах Грузии, Армении, Казахстана. У осетин и ингушей – халва, пахлава.
2. Рассматривание карточек, альбомов, журналов.
Национальный пир закрепление названий национальных блюд народов России и соседних государств. 1. Дидактические игры по теме типа: лото, мозаика, парные картинки
2. Изготовление из солёного теста понравившегося национального блюда
Потешки знакомство детей с понятием «устное народное творчество»; обогащение словаря русскими потешками и закличками 1. Чтение потешек
2. Разучивание потешек, закличек
Сказки народов мира создание условий для развития интереса к фольклору разных стран; развитие умения находить общее в сюжетах разных сказок, делать выводы 1. Загадывание загадки о Зиме.
2. Беседа с детьми о зимних сказках, которые они знают.
3. Прослушивание
Бурятской народной сказки
«Зима и лето»
Подвижные народные игры воспитание у ребенка чувства патриотизма, гуманного отношения к окружающему миру, любовь к родной семье, родному дому, краю, Родине; вызвать интерес к людям разных национальностей и народностей, к их культуре 1. Знакомство с фольклорными хороводными играми русского народа
2. Разучивание игры «Карусель»
Подвижные народные игры знакомство с татарскими народными играми
знакомство с марийскими народными играми
знакомство с украинскими народными играми 1. татарские народные игры «Скок - перескок», «Тимербай».
2. Марийские народные игры «Катания мяча», «Беляши»
3. Украинские народные игры «Колдун», «Хлебец»
Игры - забавы прививать любовь к русскому народному творчеству и играм народов мира 1. Игра – забава «Поводырь»
«Коренные народы Кузбасса» знакомство с Кемеровской областью, обратить внимание на юбилейный год, на народы, особенно коренные (объяснить данное понятие, воспитание толерантности к людям других национальностей. 1. Беседа «Наша Малая Родина – Кемеровская область» .
2. Рассматривание карты («Народы России», где выбираем и называем народы Кемеровской области.
3. Рассматривание набора карточек «Народы Кемеровской области», «Коренные народы»
Быт и обычаи телеутов
знакомство дошкольников с бытом и обычаями телеутов 1. Словесно-иллюстрированный рассказ с элементами беседы (видеоролик из программы «Клуб путешественников» (2000г.) «Телеуты»
Быт и обычаи шорцев
знакомство дошкольников с бытом и обычаями шорцев 1. Словесно-иллюстрированный рассказ с элементами беседы (видеоролик из программы «Клуб путешественников» (2000г.) «Шорцы»
Быт и обычаи колмаков и сибирских татар знакомство дошкольников с бытом и обычаями колмаков и сибирских татар 1. Чтение глав из книги В. Лавриной
2. Рассматривание фото и иллюстраций по теме
Быт и обычаи тюрков и тагарцев знакомство детей с бытом и обычаями тюрков и тагарцев. 1. Чтение глав из книги В. Лавриной
2. Рассматривание фото и иллюстраций по теме
Женский национальный костюм коренных народов Кузбасса знакомcтво с особенностями национальных костюмов народов проживающих в Кузбассе 1. Беседа о костюмах изученных ранее народов.
2. Просмотр и беседа о костюмах коренных жителях
3. Дидактическая игра «Женский национальный костюм коренных народов Кузбасса»
4. Упражнение «Подбери одежду для женщин шорского и телеутского народов».
Мужской национальный костюм коренных народов Кузбасса знакомcтво с особенностями национальных костюмов народов проживающих в Кузбассе 1. Рассматривание образцов национальных костюмов жителей Сибири и Кузбасса.
2. Упражнение «Подбери одежду для мужчин шорского и телеутского народов».
Виртуальная экскурсия в Кемеровский областной краеведческий музей знакомcтво с особенностями национальных костюмов, бытом коренных народов Кузбасса 1. Выставка «Материальная и духовная культура коренных жителей Кузбасса - шорцев и телеутов» знакомит посетителей с укладом жизни и мировоззрениями коренных жителей Кузбасса.
Сказки коренных народов знакомство с шорскими народными сказками легендами, героическим эпосом 1. Чтение книги «Шорские сказки, легенды» (составитель Андрей Ильич Чудояков)
2. Рассматривание фото и иллюстраций.
Национальные музыкальные инструменты коренных народов Кузбасса формирование интереса к песенным, традициям народов, населяющих Кузбасс 1. Рассказ о музыке, песнях.
2. Прослушивание пения телеутов и шорцев.
3. Знакомство с музыкальным инструментом шорцев бубном и комусом.
Игры коренных народов Кузбасса поддержание интереса к изучению жизни своих предков посредством народных игр 1. Просмотр видеороликов
Народные игры телеутов : Телеутская игра «Плат кабыжарга («ловить платок»)
2. Просмотр и обсуждение шорских игр: курёш (борьба на поясах, перетягивание палки (агаш тартыжары (телеут.) тайак тартканы (шорск.) камчы (состязание с плёткой, тебек, стрельба из лука (уйадан адарга (телеут.)/соган адышканы (шорск.)
Фестиваль национальных культур
«Народов мира дружная семья» создание условий для формирования гражданских, культурных, нравственных ценностей обучающихся, выявления и поддержки талантливых детей, развитие их творческого потенциала 1. Участие в конкурсах
2. Создание мини музея «Народы мира»
3. Выставка поделок, рисунков
4. Танцевальные композиции
5. Пение
Техническое обеспечение: компьютер, принтер, фотоаппарат, телевизор, проектор, аудио и видеотехника, материалы на печатной основе, методические пособия, музыкальный материал, учебно-методическая литература, мультимедийные презентации, фонограммы песен, танцев, игр дидактические игры различные атрибуты для творчества (костюмы, музыкальные инструменты).
Заключение
В результате дети обогатят свои знания о разных народах России и Кузбасса, их обычаях, быте, устном народном творчестве, праздниках, традициях. В ДОУ создана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда. Составлены конспекты занятий. Подобран иллюстративный материал по теме. Создана видео и аудиотека.