Юлия Крамаренко
Конспект занятия по развитию речи «Крылатый, лохматый да масляный»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Крылатый, лохматый да масляный»
Программные задачи:
Цель:
Образовательные:
1. Уточнить и обогатить знания детей об устном народном творчестве.
2. Упражнять детей в использовании средств интонационной речевой выразительности (силы голоса, интонации, ритма и темпа речи).
3. Обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости.
4. Учить понимать характер и поступки героев сказки;
Равивающие:
1. Упражнять в умении отгадывать сказки, загадки, вспомнить порядок появления героев в сказках.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Крылатый, лохматый да масляный“» размещена в разделах
2. Упражнять в подборе прилагательных с противоположным значением к существительному.
3. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление, умение действовать согласованно.
Воспитательная:
1. Учить детей понимать нравственный смысл этой мудрой и увлекательной сказки и полюбить её.
2. Формировать представление о добре и зле.
словарная
Оборудование:
Фланелеграф со схемой к сказке «Колобок», сказка «Крылатый, мохнатый и масляный», иллюстрации к сказкам, карточки с изображением сказочных персонажей, подарки детям.
Ход занятия:
Дети входят в зал. Садятся на стульчики.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас занятие не обычное, к нам пришла в гости сказка.
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
Ребята, нам пришло письмо. (читает). Это вам сейчас я его прочитаю:
«Дорогие ребята! Я - домовёнок Кузя! Живу в вашем детском саду, охраняю его по ночам. Вы знаете, я тоже очень люблю сказки, особенно русские народные. Ребята, а как вы думаете, что значит – русские народные? (Это сказки придуманные бабушками и дедушками для своих внуков, которые учили добру, справедливости, трудолюбию и т. д.)
Проводится игра: «Ты мне – я тебе».
(Дети сидят на стульчиках. Воспитатель передает игрушку домовенка Кузи детям, называя животное. Дети по очереди отвечают в какой сказке встречается этот герой.) Например: муха – сказка «Хвосты» (В. Бианки); Мышонок - «Сказка о глупом мышонке»; Козленок - «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; Поросенок - «Три поросенка»; Гусь - «Гуси лебеди»; Котенок – «Три котенка»; Петух - «Заюшкина избушка»; Утка - «Гадкий утёнок»; Мышь-«Дюймовочка»; Медведь-«Три медведя»; Лиса-«Лисичка со скалочкой»; Лягушка-«Лягушка путешественница»; Пчела – «Котенок по имени Гав».
Воспитатель: Чему учат сказки?
Дети: Добру, справедливости, дружбе и взаимовыручке.
Сегодня мы с вами познакомимся с новой сказкой. А о ком она – вы отгадайте сами. Подумайте и скажите: про кого можно сказать «крылатый» (воробей) или «крылатая» (птица, бабочка); «мохнатый», «масляный»? (ответы детей). Мы с вами неслучайно вспомнили, так как это герои нашей новой сказки, которая называется «Крылатый, мохнатый да масляный».
Чтение художественной литературы.
Физкультминутка:
«Мышка»
Открывай скорее книжку!
В книжке мошка, мышка, мишка,
В книжке мячик круглый бок:
вверх-вниз, прыг-скок.
В книжке зонт, открой и пой,
Лупит дождь, а ты сухой!
Киска в книжке близко-близко.
На цветной картинке киску
Долго глажу я рукой-
Ведь у киски мех такой!
Беседа по сказке
Воспитатель: Мы прочитали с вами в сказку. Давайте вспомним их главных героев.
Дети: Воробей, Мышь и Блин
Воспитатель: Как жили друзья в начале сказки?
Дети: ответы
Воспитатель:- Правильно ли сделал воробей, когда обиделся на друзей?
Дети: ответы
Воспитатель: Как бы вы поступили на месте друзей? Почему так? (спросить 2-3 детей)
Дети: ответы
Воспитатель: Что можно посоветовать друзьям
Дети: ответы (жить дружно и не ссориться).
Воспитатель:- Что случилось, когда друзья решили поменяться своей работой?
Дети: ответы
Воспитатель: Можно ли было поступить по-другому? Если можно то как? (спросить 2-3 детей)
Припомните, как выглядел блин, вернувшийся с охоты. (Полбока лиса съела.)
Воспитатель: А с мышью что стало?
Дети: ответы (Обварилась, ошпарилась. Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит.).
Воспитатель: А каким нашел блин воробья на завалинке?
Дети: ответы (Клюв на сторону, слезами воробей заливается.)
Воспитатель: Ребята, на какого другого персонажа очень похож наш герой Блин?
Дети: ответы (Колобок)
Воспитатель: Давайте вспомним эту сказку. Кто из героев изображен на схеме?
Дети: Дед, бабка, колобок, заяц, волк, медведь, лиса
Воспитатель Когда же, друзья мои, так бывает?
Дети: ответы
Воспитатель: «Вот так всегда бывает, когда один на другого кивает, а свое дело делать не хочет». Кто это сказал? Почему блин так сказал?
Дети: ответы: Потому что каждый должен выполнять свою работу и не завидовать другому.
Воспитатель: Правильно ребята. Ведь не даром русский народ сложил пословицу о дружбе: «Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех». Кого можно пожалеть в сказке? (всех). Кого нужно учить правильным поступкам? Каким?
Дети: Воробья. Взаимовыручке, терпению, преданности и пониманию того, что каждый должен выполнять свою работу.
Воспитатель: Чем заканчивается сказка?
Дети: Коль так случилось, делать нечего: Поплакали-погоревали да своими делами и занялись.
Воспитатель: Чему вас научила эта сказка (Доводить начатое дело до конца, уважать труд друг друга).
Молодцы, ребята! Предлагаю поиграть в игру, которая называется «Чья работа?»
Словесная игра «Чья работа?».
Задача детей рассказать, кто из героев какую работу выполнял до ссоры и после ссоры.
Воспитатель задает вопросы, дети отвечают
-Что делал блин до ссоры (щи да кашу варил).
-А после ссоры (на охоту пошёл, а лиса ему пол бока съела).
-Что делала мышка до ссоры (дрова рубила).
-А после ссоры (обед варила да ошпарилась).
-Что делал воробей до ссоры (на охоту ходил).
-А после ссоры (дрова клевал да и клюв своротил).
-Молодцы!
Проводится физминутка:
На водопой
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосёнок, (Идут громко топая)
За мамой-лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках медленно двигаются вперед)
За мамой-ежихой катился ежонок, (Приседают, тихо идут вперёд)
За мамой-медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку)
За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку.)
За мамой-зайчихой – косые зайчата, (Скачут на прямых ногах)
Волчица вела за собою волчат, (Идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают движения языком – "лакают”)
Дети садятся на стулья.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам обыграть эту сказку. Но вначале мы сделаем массаж лица:
В зеркало я посмотрюсь, улыбнусь, огорчусь.
Нарисую две дорожки, на щеках поставлю точки.
Брови выведу дугой, нос потрогаю рукой.
Губы ниточкой сложу, все я краше, погляжу!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какое настроение было у блина, когда он пошел в лес: веселое или грустное?
Дети: ответы
Воспитатель: Ребята, с помощью мимики лица покажите радость. (Улыбнемся). Почему вы думаете, что веселое?
Дети: ответы
Воспитатель: Как вы думаете, что такое мимика? Мимика – это выражение лица, которое зависит от нашего настроения. Если у вас веселое настроение, то вы, улыбаетесь, а если грустное то вы, грустите.
Воспитатель: А кто вышел навстречу блину?
Дети: Лиса
Воспитатель: А какая лиса обычно в сказках?
Дети: Хитрая.
Воспитатель: Покажите хитрое выражение лица. Давайте покажем, как ходит лиса. Вот лиса увидела блин. Нюхает его, облизывается. Покажите, как лиса облизывается. И лиса у него спрашивает: «Ты куда, блинок, бежишь?». Скажите эту фразу так, чтобы было понятно, что лиса хитрая.
Дети: все хором.
Воспитатель: А как вы думаете. Какое было выражение лица у блина, кода лиса обнюхивала его и облизывалась?
Дети: Он был удивлен (напуган).
Воспитатель: Покажите удивление (страх).
Дети: Показывают.
Воспитатель: А в это время мышка дома варит щи, но они не получаются у неё такими вкусными как у блина. Давайте представим, что мы взяли ложку и пробуем щи. А они оказались невкусными.
Дети: Показывают.
Воспитатель: Что делает мышка, чтобы щи стали вкусными?
Дети: Мышка прыгает в горшок.
Воспитатель: А щи в горшке, какие: горячие или холодные?
Дети: Горячие.
Воспитатель: Мышка выпрыгивает из горшка. Ей больно. Ребята, покажите, какое выражение лица может быть у человека, если ему больно?
Дети: (ответы)
Воспитатель: А про воробья мы сказали, что он стал дрова на мелкие щепки ломать. Что случилось с воробьем?
Дети: Он свернул клюв.
Воспитатель: Воробей клювом ломает дрова на щепки. Хватается за клюв. Садится на пенёк и плачет.
Дети: (показывают)
Воспитатель: Тут воробью стало стыдно. Покажите с помощью мимики лица, что человеку стыдно.
Дети: (показывают)
Воспитатель: Почему воробью стало стыдно?
Дети: (потому что он позавидовал своим друзьям)
Воспитатель: Ребята, вы все молодцы! Давайте еще раз вспомним, как называется наша сказка?
(ответы)
Воспитатель: Чему научила вас эта сказка?
Дети: (дружбе, взаимовыручке, доброте и преданности).
Воспитатель: Действительно, ребята, эта сказка многому вас научила. А впереди вас ожидает знакомство с новыми интересными сказками. До свидания!