Наталья Ушакова
Криотерапия как одно из эффективных средств развития речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Криотерапия как одно из эффективных средств развития речи детей
В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».
Что же это такое – криотерапия?
Публикация «Криотерапия как одно из эффективных средств развития речи детей» размещена в разделах
- Криотерапия для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Криотерапия (от латинского "крио" - холод и "терапия" – лечение, воздействие). Этот метод пришел в педагогику из медицины, которая успешно использует его в лечении и оздоровлении. Для проведения криотерапии применяют лед. При воздействии холодом в области контакта с кожей (рук, ног) начинает активироваться рецепторный аппарат. На начальном этапе воздействия в коже и тканях сужаются сосуды. По прошествии времени стенки сосудистого русла расширяются, что повышает местный кровоток. Увеличение кровотока способствует стимуляции мелкой моторики (если контакт льда был с руками ребёнка). Развивающаяся мелкая моторная деятельность кистей ребенка способствует активации областей мозга, отвечающих за речевые функции. Такие процессы приводят к улучшению речи, повышению качества произношения. У ребенка помимо речевой функции повышается память, внимание, мышление, улучшается моторика рук. Методика помогает улучшить запоминание новой информации.
Актуальность: Развивающаяся мелкая моторная деятельность кистей ребенка способствует активации областей мозга, отвечающих за речевые функции. Такие процессы приводят к улучшению речи, повышению качества произношения. У ребенка помимо речевой функции повышается память, внимание, мышление, улучшается моторика рук. Методика помогает улучшить запоминание новой информации;
Цель: Создание условий, обеспечивающих развитие речи детей с использованием криотерапии;
Задачи:
стимуляция моторики рук;
улучшение речевой функции;
дети лучше усваивают и самостоятельно выполняют сложные пальчиковые упражнения и их комбинации;
легче происходит развитие изобразительных и графических умений;
развивается внимание и память, которые тесно связаны с речевым развитием;
общее оздоровление организма;
появляется положительный эмоциональный настрой на занятия;
социальная адаптация (при ДЦП, аутизме, синдроме Дауна).
Этапы проведения криотерапии :
1 этап: чередование тёплых и холодных процедур. Данный этап включает в себя игры со льдом.
2 этап: растяжка пальцев с последующей пальчиковой гимнастикой.
3 этап: массаж рук с помощью предметов разных фактур (шишка, мячик, щётка и т. п.)
В работе используются игровые приё мы:
игры со льдом («Разложи по цвету», «Найди домик», «Ледяная стройка», «Ледяное ожерелье», «Выполни по образцу», «Достань игрушку», «Бассейн», «Ледяной холст», «Справа-слева», «Украсим тортик», «Кладоискатели»);
массаж рук кубиками льда;
наложение на руки холодных повязок;
рисование цветными льдинками.
Длительность сеанса:
Продолжительность терапии: 7-20 секунд.
Подходов: 3-5 за сеанс.
После холода руки греют (в тёплой воде или грелкой).
Количество сеансов: 10-15. Курсы проводятся: 3 раза в год.
Криотерапия имеет свои показания и ограничения к использованию. Методика показана также при:
задержке речевого развития на фоне стрессовых ситуаций,
детском церебральном параличе,
синдроме Дауна,
аутизме,
при гипоксическом поражении головного мозга,
синдроме гиперактивности, с лёгкой формой гиперактивности,
сильной раздражительности,
при неврозоподобных состояниях.
при дефиците внимания.
У часто болеющих детей лечение проводят во время ремиссии (при отсутствии хронических и острых заболеваний). Терапию практикуют в детских садах и школах для общего развития детей.
Ограничения к назначению криотерапии :
наличие эпилептического синдрома,
миопатия,
непереносимость холода,
гипертермическое состояние (субфебрилитет, температура более 38°С,
обострение хронических патологий,
Инфекционные болезни (вирусные, бактериальные).
Оборудование.
Криотерапия не требует специальных аппаратов. Для занятий используют ледовые фигурки, кубики. Для приготовления льда используются специальные формы для льда, а так же используются детали лего, формы из-под конфет, формочки для выпечки и другие бросовые материалы. Перед замораживанием можно налить немного краски, положить цветную бумажку или маленькую фигурку. Это повысит интерес к терапии.
Вывод:
повышение тактильной чувствительности рук;
повышение речевой активности;
развитие высших психических функций;
развитие артикуляционной моторики, произносительных навыков детей;
активизация словарного запаса;
развитие воображения;
благоприятное воздействие на эмоциональную сферу детей;
снижение заболеваемости.
Литература:
В. Ю. Белькович, Н. В. Гребёнкина, И. А. Кильдышева «Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика», - М. : ООО «Русское слово-учебник», 2014.-464с. -(ФГОС ДО. Программно-методический комплекс «Мозаичный ПАРК»)
Д. Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по песочной терапии», СПб, «Речь».
Копытин А. И., Свистовская Е. Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. — СПб. : Речь, 2010. – 256 с.
Криотерапия в России : Материалы I международной научно-практической конференции. – СПб. : СПб ГУН и ПТ, 2008 135 с.
Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. — СПб. : Речь, 2008. – 256 с.
Мардер Л. Цветной мир: групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. –Изд. Генезис, 2007. – 147 с.
Пятница Т. В., Солодухина-Башинская Т. В. «Справочник дошкольного логопеда»
Издательство: Феникс, 2009-480 с.