Приложение МААМ

Коррекционная работа по устранению недостатков произношения звуков [Р], [Р]

Татьяна Багдасарян
Коррекционная работа по устранению недостатков произношения звуков [Р], [Р]
▼ Скачать + Заказать документы

Основные этапы логопедической работы по устранению дефектов звукопроизношения сонорных звуков.

Работа по коррекции нарушений звукопроизношения сонорных звуков проводится в определённой последовательности. Условно её принято подразделять на такие этапы:

1. - Подготовительная работа

2. - Постановка звука

3. - Автоматизация правильного звукопроизношения

4. - Дифференциация смешиваемых звуков.

Публикация «Коррекционная работа по устранению недостатков произношения звуков [Р], [Р]» размещена в разделах

Такова общая последовательность логопедической работы при коррекции дефектов звукопроизношения у детей. Соблюдение именно такой последовательности обязательно, поскольку бесполезно, например, пытаться ставить ребенку звук при ещё недостаточной подвижности его артикуляторных органов. Точно так же нельзя начинать автоматизацию звука, если ребёнок, ещё не научился правильно его произносить, и т. д.

Характеристика звуков Р, Р’ и их артикуляция.

Р- согласный, ротовой, сонорный, дрожащий, переднеязычный, твердый.

Р’- согласный, ротовой, сонорный, дрожащий, переднеязычный, мягкий.

Правильная артикуляция звука р заключается в следующем:

губы – полураскрыты или же занимают положение, необходимое для произнесения предшествующего (последующего) звука;

зубы – разомкнуты;

язык – широкий кончик языка поднят вверх к альвеолам, напряжен, спинка языка приподнята, между нею и нёбом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам;

мягкое нёбо – поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;

голосовые связки – напряжены, сближены, вибрируют, давая голос;

воздушная струя – при выдохе попадает в ротовую полость на напряженный кончик языка и колеблет его.

Мягкий звук р’ отличается по артикуляции от парного твердого дополнительным подъемом средней части спинки языка к нёбу и некоторым продвижением его вперед.

Поскольку звук р наиболее сложен по образованию, требующий достаточного развития артикуляционных мышц и навыка правильного речевого дыхания, то и нарушения его бывают многообразными. Некоторые исследователи выделяют их более 30. Мы остановимся на нарушениях, наиболее часто встречающихся у детей.

Предрасполагающими факторами неправильного произношения звука р являются следующие:

• укороченная подъязычная связка, ограничивающая движения вверх кончика языка и передней части спинки языка;

• слабость мышц языка;

• неумение выполнять языком произвольные целенаправленные движения;

• нарушение фонематического слуха.

Дефекты произношения твердого и мягкого звуков р называются ротацизмом, замены другим звукомпараротацизмом и включают:

1. Отсутствие звуков р,р’ (этот недостаток хорошо заметен для окружающих и для самого ребенка).

2. Велярное произношение (от лат. «велум» - мягкое нёбо). Корень языка сближается с мягким нёбом, образуя щель. Проходя через нее, выдыхаемый воздух вызывает мелкую беспорядочную вибрацию мягкого нёба. В результате в сочетании с тоном голоса образуется специфический шум;

3. Увулярное произношение (от лат. «увуля» - маленький язычок). От струи выдыхаемого воздуха вибрирует только маленький язычок, и слышится отчетливый гармонический рокот без шума;

Эти два нарушения считаются горловыми и могут возникнуть из-за короткой подъязычной связки, когда язык просто не достает до нёба. Но, бывает, произносится в подражание кому-либо из родных или друзей.

Отличить горловое произношение от правильного нетрудно: для этого можно предложить ребенку широко открыть рот и длительно произносить звук р. При этом сказать правильный р невозможно, а горловой произносится свободно.

4. Боковое произношение. В проходящей воздушной струе опущен и вибрирует один (реже оба) из боковых краев языка, образуя звук, в котором как бы сливаются звуки[ р] и [л ](«очерледь», «лруки»);Кончик языка при таком произнесении р не колеблется, язык весь повернут так, что одна его боковая сторона прижата к верхним зубам, а другая при прохождении воздушной струи свисает и создает своеобразный призвук. Такое произношение звука р часто сочетается с боковым произношением шипящих и свистящих звуков, но иногда является самостоятельным нарушением.

5. Щечное произношение. Струя выдыхаемого воздуха проходит через щель между боковым краем языка и верхними коренными зубами, вызывая вибрацию щеки в сочетании с тоном голоса. Изредка нарушение бывает двусторонним.

Исправление бокового и щечного произношения р осуществляется следующим образом: подготовительный этап начинают с гимнастики губ и языка. Так как ослаблены мышцы одной половины языка, требуется длительная работа для достижения правильной артикуляции. Различные упражнения для мышц языка проводятся в течение длительного времени, даже на этапе постановки звука.

6. Носовое произношение. Похоже по звучанию на сочетание НГ. От правильного произношения оно отличается, во-первых, тем, что воздушная струя выходит через нос, а не через рот;

во-вторых, тем, что кончик языка не участвует в артикуляции звука - он оттянут в глубь рта.

7. Одноударное произношение. Передний край языка лишь один раз прикасается к альвеолам, не образуя вибрации. Этот звук является как бы промежуточным для длительного звука. Пока попытка произнести звук длительным рокотом не удается, но место артикуляции найдено верно.

8. Редко встречаются кучерское (двугубное) произношение ( когда вибрируют приближенные губы: «прак», «прыба»)

Замена звука р другими звуками.

1. Замена звука р звуком л. Язык при звуке л, как и при звуке р, поднят кверху, но кончик его, вместо того, чтобы вибрировать, крепко прижимается к верхним резцам или к нёбу за ними, боковые края языка опущены, воздушная струя расходится по обеим сторонам языка. Такая замена р очень часто встречается у детей дошкольного возраста и до 4-5 лет может считаться физиологическим недостатком произношения. При обучении письму может появиться замена р на л.

2. Замена звука р звуком j (й). Особенно часто этот недостаток встречается у малышей 3-4 лет. В это время дети еще не замечают особенностей своего произношения, а для взрослых они хорошо заметны. Ребенок произносит звук j вместо звука р, у него поднимается средняя часть спинки языка, т. е. язык выгибается дугой, а кончик остается внизу неподвижным.

3. Замена звука р звуком ы. При этой замене активную роль в артикуляции играет корень языка, а кончик его сильно оттянут в глубь рта и опущен.

4. Замена звука р звуком г. В артикуляции активное участие принимает задняя часть спинки языка, которая круто поднимается вверх и смыкается с мягким нёбом – в этот момент слышится звук г, переходящий в х при опускании задней части спинки языка. При постановке звука р в этом случае нужно, внимательно слушая, следить, чтобы не возникла вибрация маленького язычка вместо вибрации кончика языка.

5. Замена звука р звуком в. При этой замене артикуляция звука р осуществляется не языком, а нижней губой, которая поднимается к верхним резцам и образует с ними щель, в нее и проходит воздушная струя. Язык не принимает участия в произношении. Эта форма замены р нередко бывает у маленьких детей, которые заменяют также звуком в все свистящие, шипящие и л. При замене р звуком в нельзя вызывать проторный звук р, который сходен со звуком в по способу артикуляции: ребенок будет их смешивать.

Исправление параротацизмов на подготовительном этапе идет одновременно в нескольких направлениях:

• Различение на слух звука р и его заменителя, усвоение разницы в их артикуляции;

• Овладение правильными движениями языка с помощью артикуляционной гимнастики, игровых приемов, подражания образцу.

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения

звука P .

«Чьи зубы чище?»

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Описание. Широко открыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Внимание! 1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. 2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. 3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

«Маляр».

Цель. Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.

Описание. Улыбнуться открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.

Внимание! 1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. 2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед и не высовывался изо рта.

«Кто дальше загонит мяч».

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Внимание! 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2. Нельзя надувать щёки. 3. Следить, чтобы ребёнок произносил звук ф, а не звук x, т. е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

«Вкусное варенье».

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Внимание! 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

«Индюк».

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

Внимание! 1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. 3. Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

«Барабанщики».

Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук «д». Сначала звук «д» произносить медленно, постепенно убыстрять темп.

Внимание! 1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. 2. Следить, чтобы звук «д» носил характер четкого удара – не был хлюпающим. 3. Кончик языка не должен подворачиваться. 4. Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклонятся.

Автоматизация звука р проводится также, как и при его отсутствии:

• Автоматизация звука р в открытых слогах (когда гласный звук идет после согласного, например: ра, ро, ру, ры). Если автоматизируем звук р’, то следующие за ним гласные должны обозначаться буквами: я,ё,ю,е,и.

• Автоматизация звука р в начале слова перед гласным звуком : рама, робот, рука, рынок и т. д.

• Автоматизация звука р в закрытых слогах : ар,ор,ур,ыр…

• Автоматизация звука р в середине слова между гласными звуками : ура, кора, ворота, орудие и т. п.

• Автоматизация звука р в конце слова : пир, комар, мэр…

• Автоматизация звука р в словах после согласного перед гласным: правда, крыша, икра, утро…

• Автоматизация звука р в словах после гласного перед согласным: орда, урна, карман, арфа…

• Автоматизация звука р в словах с двумя звуками в одном слове : пробор, мрамор…

• Автоматизация звука р в словосочетаниях : ровная гора, красивая ромашка…

• Автоматизация звука р в предложениях : У Иры на террасе красные розы…

После автоматизации звука р, используя прием подражания, добиваются правильного произнесения звука р’. Длительный раскатистый р последовательно соединяют с гласными и,я,е,ё,ю, растягивая при этом губы в улыбку.

Особенности автоматизации:

• В слогах атр, отр, утр, ытр, адр, одр, удр, ыдр, дра, дро, дру, тра, тро, тру, тры…

• В словах дрова, друг….

• Ра, ро, ру….

Однако этим этапом работа по исправлению р при параротацизмах не заканчивается. Необходимо провести дифференциацию звука р и его заменителя, иначе при обучении письму может снова возникнуть замена р на л или j, ы, г, в.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков» Консультация для родителей по проблеме: «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков - одна из важнейших задач.

Фотоотчёт «Знакомство с буквой «Г» и закрепление произношения звука [г]»Фотоотчёт «Знакомство с буквой «Г» и закрепление произношения звука [г]» Знакомство с буквой "Г" и закрепление произношения звука [г] с детьми младшего дошкольного возраста. Текущая неделя посвящена букве "Г".

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Закрепление произношения звуков по картинкам» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Закрепление произношения звуков по картинкам» Программное содержание:.

Коррекционная дорожка для профилактики плоскостопияКоррекционная дорожка для профилактики плоскостопия Коррекционная дорожка для профилактики плоскостопия Ходьба по дорожке направлена на укрепление мышечно - связочного аппарата стоп и голеней.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игрКоррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игр .

Коррекционная работа с детьми с ОВЗ с использованием дидактического пособия. Тактильная книга «Теремок сказок»Коррекционная работа с детьми с ОВЗ с использованием дидактического пособия. Тактильная книга «Теремок сказок» Тактильная книга «Теремок сказок» представляет собой дидактическое пособие по формированию связной речи и математических представлений.

Коррекционная работа в старшей группе с ТНР в свете решения ФГОС до с использованием методических приемов Н. Н. ЕфименкоКоррекционная работа в старшей группе с ТНР в свете решения ФГОС до с использованием методических приемов Н. Н. Ефименко Вот уже несколько лет я веду кружковую работу по горизонтальному пластическому балету. Ведь не секрет, что дети с задержкой речевого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционная работа по устранению недостатков произношения звуков [Р], [Р]
Опубликовано: 10 июля 2024 в 07:32
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционная работа по устранению недостатков произношения звуков [Р], [Р]» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Багдасарян (УИ 192595) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД