Храмцова Ирина
Проект «Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация проекта
Этапы Направленность Цели этапа Содержание Сроки
1 Вводный сбор информации по проблеме детской агрессивности - постановка цели и определение задач проекта;
-изучение педагогической литературы;
- подбор диагностического материала;
- подбор информации для консультаций;
- разработка перспективного плана мероприятий проекта. Август-
сентябрь
2 Основной Дети диагностическое
исследование
Публикация «Проект „Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- изучение уровня агрессивности детей дошкольного возраста (экспертная оценка воспитателями и родителями);
- социометрическое исследование;
- формирование коррекционной группы.
Сентябрь-
Октябрь
коррекционно-развивающая работа - работа с коррекционной группой.
Ноябрь-
август
Родители диагностическое
исследование
-исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия; сентябрь
Повышение компетентности по проблемам общения дошкольников и агрессивного поведения у детей - индивидуальные консультации по запросу и по итогам диагностики;
- памятки: «Как избавиться от гнева»; «Советы для родителей»
- акция "Неделя добрых дел" Сентябрь-декабрь
Февраль
Педагоги Повышение компетентности по проблемам общения дошкольников и агрессивного поведения у детей - консультация для воспитателей «Как работать с агрессивными детьми»;
-памятки: «Агрессивный ребенок», «Коммуникативные игры».
сентябрь-октябрь
3 Итоговый Анализ эффективности проектной работы -контрольное диагностическое исследование (исследование агрессивности);
- оформление проекта;
- выставка рисунков «Мы умеем дружить»
-Выступление с результатами проекта на педагогическом совете ДОУ и методическом объединении района. декабрь
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п Тема занятия Цели и задачи Содержание
I блок – «Знакомство» (2,5 часа)
1 «Знакомство» - повышение активности детей;
- снижение уровня тревожности;
- повышение самооценки ребенка;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;
- развитие умения распознавать чувства другого; - упр. «Давайте поздороваемся»
- упр. «Я есть, я буду»
- упр. «Что я люблю»
- упр. «Угадай, что я хочу тебе сказать»
2 «Знакомство» - повышение активности детей;
- повышение самооценки ребенка;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;
- развитие умения распознавать чувства другого; - игра «Интервью»
- игра «Паровозик»
- релаксация «Самоуважение»
3 «Сказка о волшебных зеркалах» - поддержание мотивации ребенка на познание самого себя;
- развитие коммуникативных навыков;
- повышение активности детей; - чтение «Сказки о волшебных зеркалах» (часть 1);
- беседа и анализ сказки;
- рисование по сказке;
4 «Сказка о волшебных зеркалах» - поддержание мотивации ребенка на познание самого себя;
- развитие коммуникативных навыков;
- повышение активности детей;
- развивать потребность в самоанализе и рефлексии; - чтение «Сказки о волшебных зеркалах» (часть 2);
- беседа и анализ сказки;
- рисование по сказке;
- рисование
«Автопортрет»
5 «Сказка о волшебных зеркалах» - поддержание мотивации ребенка на познание самого себя;
- развитие коммуникативных навыков;
- повышение активности детей;
- укрепить интерес к самопознанию;
- развивать рефлексию;
- закрепить знания об основных составляющих Я-образа; - чтение «Сказки о волшебных зеркалах» (часть 3);
- беседа и анализ сказки;
- рисование по сказке;
II блок – «Радуга настроений» (9,5 часов)
6 «Мое настроение» - научить детей придумывать, фантазировать, обогатить словарь;
- сформировать ценности ненасилия и навыки саморегуляции;
- научиться определять свои чувства, практиковаться в их выражении словами и мимикой;
- сформировать установку на миролюбие и сохранение душевного равновесия в отношениях с людьми, на сопереживание и сочувствие; - чтение 1-го отрывка сказки «Тише, пожалуйста»;
- игра «Замри-отомри»
- чтение 2-го отрывка сказки
- беседа по сказке и ее анализ
7 «Знаток чувств» - научить детей придумывать, фантазировать, обогатить словарь;
- сформировать ценности ненасилия и навыки саморегуляции;
- научиться определять свои чувства, практиковаться в их выражении словами и мимикой;
- сформировать установку на миролюбие и сохранение душевного равновесия в отношениях с людьми, на сопереживание и сочувствие; - чтение сказки
(3-го отрывка)
- игра «Работа с чувствами»
- чтение 4-го отрывка сказки
- беседа и анализ сказки
8 «Добро и зло» - научить детей придумывать, фантазировать, обогатить словарь;
- подвести детей к осознанию своих переживаний и чувств, своего внутреннего мира;
- сформировать ценности ненасилия и навыки саморегуляции;
- научиться определять свои чувства, практиковаться в их выражении словами и мимикой;
- сформировать установку на миролюбие и сохранение душевного равновесия в отношениях с людьми, на сопереживание и сочувствие; - игра «Ладошки»
- чтение 5-го отрывка сказки
- беседа по сказке
- чтение 6-го отрывка сказки
- игра «Работа с чувствами»
- игра «Замри-отомри»
- беседа по сказке и ее анализ
9 «Копилка добрых дел» - научить детей придумывать, фантазировать, обогатить словарь;
- подвести детей к осознанию своих переживаний и чувств, своего внутреннего мира;
- сформировать ценности ненасилия и навыки саморегуляции;
- сформировать установку на миролюбие и сохранение душевного равновесия в отношениях с людьми, на сопереживание и сочувствие; - беседа «Копилка добрых дел»
- рисование ссоры
- беседа по рисункам
10 «Доброжелательность и смирение» - научить детей уважительно относиться к людям;
- развивать чувство эмпатии;
- воспитывать внимание и терпимость друг к другу;
- усвоить продуктивные способы взаимодействия людей друг с другом;
- воспитывать сдержанность и смирение, доброжелательность и великодушие;
- научить детей управлять своими желаниями и эмоциями; - чтение 1-го отрывка русской народной сказки «Морозко»
- беседа по сказке
- чтение 2-го отрывка сказки
- рисование по сказке
- игра «Работа с чувствами»
- чтение 3-го отрывка
- беседа по сказке и ее анализ
- тренинг «Как справиться со своими эмоциями»
- обсуждение проблемной ситуации
- работа с пословицами
11 «Доброжелательность и смирение» - научить детей уважительно относиться к людям;
- развивать чувство эмпатии;
- воспитывать внимание и терпимость друг к другу;
- усвоить продуктивные способы взаимодействия людей друг с другом;
- воспитывать сдержанность и смирение, доброжелательность и великодушие;
- научить детей управлять своими желаниями и эмоциями; - чтение 4-го отрывка сказки
- чтение 5-го отрывка сказки
- чтение 6-го отрывка сказки
- беседа по сказке
- творческое задание
- игра «Работа с чувствами»
- игра-театрализация
-беседа по сказке
- чтение 7-го и 8-го отрывка сказки
- игра «Ладошки»
12 «Недовольство» - научить детей уважительно относиться к людям;
- развивать чувство эмпатии;
- воспитывать внимание и терпимость друг к другу;
- усвоить продуктивные способы взаимодействия людей друг с другом;
- воспитывать сдержанность и смирение, доброжелательность и великодушие;
- научить детей управлять своими желаниями и эмоциями; - чтение 9-го, 10-го, 11-го, 12-го отрывков сказки
- беседа по сказке и ее анализ
13 «Что посеешь, то пожнешь» - научить детей уважительно относиться к людям;
- развивать чувство эмпатии;
- воспитывать внимание и терпимость друг к другу;
- усвоить продуктивные способы взаимодействия людей друг с другом;
- воспитывать сдержанность и смирение, доброжелательность и великодушие;
- научить детей управлять своими желаниями и эмоциями; - обсуждение действия «Принцип возврата»
- тренинг «Как справиться со своими эмоциями»
- работа с метафорами
- работа с пословицами и выражениями
- игра «Ладошки»
- выводы
- творческое задание
14 «Суровый нрав не прав» - научить детей уважительно относиться к людям;
- развивать чувство эмпатии;
- воспитывать внимание и терпимость друг к другу;
- усвоить продуктивные способы взаимодействия людей друг с другом;
- научить детей управлять своими желаниями и эмоциями; - игра «Работа с чувствами»
- игра «Ладошки»
- работа с пиктограммами
- беседа по сказке и ее анализ
15 «Претензии» - научить детей уважительно относиться к людям;
- развивать чувство эмпатии;
- воспитывать внимание и терпимость друг к другу;
- усвоить продуктивные способы взаимодействия людей друг с другом;
- воспитывать сдержанность и смирение, доброжелательность и великодушие;
- научить детей управлять своими желаниями и эмоциями;
- беседа с детьми
- обсуждение проблемных ситуаций
- тренинг «Как справиться со своими эмоциями»
- игра «Ладошки»
- выводы
16 «Встреча эмоций» - осознание своего самочувствия;
- обучить детей эффективным способам общения;
- снятие негативных настроений и восстановление сил;
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение уровня агрессии; - игра «Море волнуется»
- упр. «Попроси игрушку»
- упр. «Тух-тиби-дух»
- упр. «Спаси птенца»
17 «Прогноз настроения» - осознание своего эмоционального состояния и окружающих людей;
- обучение эффективным способам общения;
- снижение уровня агрессивности;
- снятие мышечного и эмоционального напряжения;
- развитие коммуникативных навыков. - упр. «Любовь и злость»
- упр. «Прогноз настроения»
- релаксация «Я помогаю другим»
18 «Наши эмоции» - создание положительного эмоционального фона;
- знакомство детей с эмоциями радости, удивления, страха, гнева, горя.
- закреплять умение определять настроение по внешнему виду человека;
- развивать коммуникативные навыки;
- снижение уровня агрессии; - упр. «Ток»
- игра «Сороконожка»
- беседа по рассказу
- игра «Раз, два, три – покажи»
- игра «Узнай настроение»
- игра «Хоровод»
- игра «Гармоничный танец»
- коллективная работа «Мы едем, едем, едем»
- упр. «Передай улыбку»
19 «Наши эмоции» - снятие агрессивности;
- развитие навыков невербального общения;
- снятие мышечного и эмоционального напряжения; - упр. «Пара противоположностей»
- упр. «Ласковый мелок»
- упр. «Щепки плывут по реке»
- релаксация «Я помогаю другим»
20 «Радуга настроений» - выражение и отреагирование гнева и агрессии;
- развивать умение высказать свое желание;
- развитие навыков общения;
- развивать умение ребенка определять эмоциональное состояние по внешним признакам;
- снижение эмоционального напряжения. - игра «Добрые волшебники»
- игра «Король»
- этюд «Король Боровик не в духе»
- упр. «Пиктограммы»
- упр. «Радость-Ярость-Гнев-Грусть»
21 «Четыре дочери года» - поддержание мотивации ребенка на познание самого себя;
- развитие коммуникативных навыков;
- повышение активности детей; - чтение сказки «Четыре дочери года»
- беседа по сказке и ее анализ
22 «В стране гномиков» - формировать в игровой деятельности эффективное общение со взрослыми и со сверстниками;
- научить детей контролировать свои эмоции;
- снижение и отреагирование гнева и агрессии; - графическая работа «Гном»
- упр. «Мы идем в лес»
- игра «Ниточка-иголочка»
- игра «Хлопушки»
- игра «Ходьба гуськом»
- игра «Обход медведя»
- игра «Кричалки-шепталки-молчалки»
- упр. «Найди отличия»
23 «В стране разбойников» - формировать в игровой деятельности эффективное общение со взрослыми и со сверстниками;
- научить детей контролировать свои эмоции;
- снижение и отреагирование гнева и агрессии; - упр. «Доброе животное»
- игра «Сороконожка»
- игра «Тень»
- игра «Художники»
- упр. «Мы-разбойники»
- игра «Потерялся ребенок»
24 «Я-хороший, Я-плохой»
- учить детей критически относиться к своим поступкам, упрочить уверенность в себе и самоуважение.
- Закреплять умения:
• Обращаться друг к другу по имени, использовать вежливые слова, не перебивать друг друга;
Понимать мысль и настроение говорящего по его мимике, жестам и пантомимике.
-игра «Угадай, что я хочу тебе сказать»
-Беседа по теме
-Игра «Профессор»
-упр. «Хорошие и плохие поступки»
-игра «Зеваки»
-«Добрые слова»
- релаксация «На берегу моря»
III блок – «Добрые сердцем-сильные духом» (5 часов)
25 «Уходи, злость, уходи» - научить детей контролировать свои движения;
- снять невербальную агрессию;
- предоставить ребенку возможность выплеснуть гнев приемлемым способом;
- снижение эмоционального и мышечного напряжения;
- развитие коммуникативных навыков. - игра «Толкалки»
- игра «Два барана»
- игра «Добрые-злые кошки»
- игра «Воробьиные драки»
26 «Уходи, злость, уходи» - помочь детям переключиться на активную деятельность после сидячей работы;
- снижение эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение и отреагирование гнева и агрессии; - упр. «Рубка дров»
- упр. «Обзывалки»
- упр. «Курицы и петух»
- упр. «Маленькое привидение»
27 «Уходи, злость, уходи» - расслабление мышц нижней части лица и кистей рук;
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение и отреагирование гнева и агрессии;
- развитие коммуникативных навыков; - игра «Рычи, лев, рычи; стучи, поезд, стучи»
- пантомима «Кошка добрая – кошка злая»
- упр. «Драка»
- упр. «Да и нет»
28 «Я и мои друзья» - снижение уровня агрессии в процессе межличностных взаимодействий;
- развитие коммуникативных умений и эмоционально-выразительных движений;
- развитие групповой сплоченности и доверия детей друг к другу. - игра «Кенгуру»
- игра «Ученый»
- упр. «Коровы-собаки-кошки»
- релаксация «Апельсин»
29 «Мы вместе» - развитие групповой сплоченности и доверия детей друг к другу;
- снятие психоэмоционального напряжения;
- снижение уровня агрессии и ее отреагирование;
- снятие мышечных зажимов. - игра «Озорной двойник»
- упр. «Волшебная котомка»
- упр. «Мы охотимся на льва»
- этюд «Разговор с деревом»
- релаксация «Водопад»
30 «Мы вместе» - развитие эмоционально-выразительных движений;
- развитие и совершенствование коммуникативных навыков;
- удовлетворение потребности в признании;
- снижение уровня агрессии;
- снятие эмоционального и мышечного напряжения.
- игра «Отражение в зеркале»
- игра «Дотронься до…»
- игра «Птенцы»
- релаксация «Поделись с ближним»
31 «Мы вместе» - развитие групповой сплоченности и доверия детей друг к другу;
- снятие психоэмоционального и мышечного напряжения;
- снижение уровня агрессии и ее отреагирование; - упр. «Да и нет»
- упр. «Ласковый мелок»
- упр. «Щепки плывут по реке»
- релаксация «Волшебные туфли»
32 «Добрые волшебники» - снижение психомышечного напряжения;
- снятие и отреагирование агрессии;
- развитие эмпатии;
- закрепление адекватных форм проявления эмоций;
- развитие социального доверия. - игра «Добрые волшебники»
- игра «Король»
- упр. «Это я, узнай меня»
- релаксация «Достань звезду»
33 «Вместе веселей» - развитие произвольности и самоконтроля;
- развитие внимания и эмоционально-выразительных движений;
- удовлетворение потребности в признании;
- снятие психоэмоционального напряжения;
- снижение агрессивности ребенка и ее отреагирование;
- развитие коммуникативных навыков. - игра «Ручеек»
- рисование «Волшебные зеркала»
- беседа по рисункам
- игра «Кричалки-шепталки-молчалки»
- релаксация «Тихое озеро»
34 «Давайте будем мы дружны!» - профилактика агрессии;
- развитие и совершенствование коммуникативных навыков;
- снятие мышечного и эмоционального напряжения;
- повышение значимости в глазах окружающих;
- снятие эмоционального и мышечного напряжения - упр. «Прошепчи ответ»
- упр. «Гусеница»
- упр. «Эмоции»
- релаксация «Путешествие на облаке»
ИТОГО – 17 часов
Литература
1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009 года)
2. Агрессивность // «Дошкольное восписание» № 10 2007.
3. Белокопытов В. В. Агрессия как форма девиантного поведения : теоретический анализ// СГЗ. -2010.
4. Войскунский А. Е. Развивается ли агрессивность у детей и подростков, увлеченных компьютерными играми?// Вопросы психологии. -2010.
5. Дубровина И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми // М. - 1999 г.
6. Ениколопов С. Н. Можно ли победить агрессию?//Школьный психолог. -2011.
7. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии // СПб. : Речь. - 2000 г.
8. Леви В. Особо агрессивные дети - чего ожидать, как общаться?//Семья и школа. -2010.
9. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми // СПб. - 2000 г.
10. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми // М. - 2000.
11. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. – М. // ЛИНКА-ПРЕСС. - 1998.
12. Моросанова В. И., Гаралева М. Д. Индивидуальные особенности и саморегуляция агрессивного поведения// Вопросы психологии. -2009.
13. Попрядухина О. Б. Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста // Орел. - 2010.
14. Сазонова Н. П., Новикова Н. В. Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и семье. Учебно-методическое пособие. // СПб ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
15. Тимошок А. В. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста. Пермь// Меркурий. -2012.
16. Тренинг по сказкотерапии. Под ред. Т. Д, Зинкевич-Евстигнеевой // Спб. : Речь. - 2000 г.
17. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие // Пер. с нем. ; В 4-х томах. – М. : Генезис, 1998 г.
18. Черняева С. А. Психотерапевтические сказки и игры. //Спб. : Речь, 2002 г.
19. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. – Спб. : Валери СПД; М. //ТЦ Сфера, 2002 г.