Браганец Светлана
Консультация «Пропала мотивация, что делать педагогу?»
▼ Скачать + Заказать документы
Во-первых - самодиагностика.
Для определения мотивационных источников необходимо пройти тест: «Опросник мотивационных источников (Motivation Sources Inventory, MSI)».
Есть 5 источников мотивации, и для понимания, какой план действий необходимо составить для себя, учитывая свой тип источника мотивации и свои потребности, мы сейчас рассмотрим их подробнее:
Внутренние процессы: желание получать удовольствие и наслаждение от процессов деятельности. Если человек мотивируется к выполнению той или иной работы или тому или иному поведению только ради удовольствия, которое он получает от этой работы или от этого поведения, тогда речь идет о мотивации, проистекающей из процесса. Сама работа действует как источник мотивации: работающие наслаждаются тем, что они делают. В литературе могут быть найдены понятия, близкие к понятию мотивации, имеющей своим источником сам процесс.
Публикация «Консультация „Пропала мотивация, что делать педагогу?“» размещена в разделах
(Наши педагоги комментируют: «Моя мотивация – это: «чувство удовлетворенности от проделанной работы»; «делать то, что нравится» ; «предвкушение результата»; «творческий полёт»)
Инструментальная мотивация: желание осязаемых внешних вознаграждений, таких как плата, премии, продвижение по службе и т. д.
(Наши педагоги комментируют: «Моя мотивация – это: «стабильная зарплата, премии»; «наличие стабильной работы и летнего отпуска»; удобный график работы»)
Внешняя концепция Я: Мотивация этого рода проистекает из внешних источников: желание принятия и поддержания своих черт, компетентности и ценностей со стороны других индивидуумов или референтной группы.
Человек ориентирован прежде всего на других, ища у них подтверждения своих черт. Идеальное видение себя формируется из ожиданий коллектива. работник ведет себя так, чтобы удовлетворить членов коллектива, сначала для того, чтобы быть принятым ими, а после достижения этого — для того, чтобы получить статус.
(Наши педагоги комментируют: «Моя мотивация – это: «желание произвести хорошее впечатление (в профессиональном плане)»; «горящие глаза детей»; «ощущение, что ты причастен к маленьким победам и открытиям детей»)
Внутренняя концепция «Я»: Такая мотивация имеет внутренние основания. Работник внутренне ориентирован. Он сам устанавливает внутренние стандарты черт, компетентности и ценностей, которые становятся основанием для идеала «Я». Впоследствии личность мотивируется к такому поведению, которое подкрепляет эти стандарты и позволяет достичь более высоких уровней компетентности.
(Наши педагоги комментируют: «Моя мотивация – это: «я сама»; «возможность развития»; «желание всё время искать и изучать что-то новое»; «достижение поставленной цели/результата»)
Интернализация цели: Каждый работающий верит в цель и поэтому мотивирован целью своего коллектива. Работник усваивает убеждения и виды поведения в трудовом коллективе, так, как это совпадает с их личной системой ценностей. Они присваиваются и становятся внутренними трудовыми целями. Именно к достижению таких целей стремится работник, чем и мотивирован.
(Наши педагоги комментируют: «Моя мотивация – это: «интерес к этому вопросу, делу, к этой цели»; «единство цели между руководством и педагогом»; «любовь к детям и желание сделать их счастливыми и умными»)
Таким образом, можно предположить, если ваш источник мотивации – внутренние процессы, вам нужно искать компромисс между задачами, выполнение которых приносит удовольствие, и задачами, которые просто надо сделать, но удовольствия вы от них не получаете. Можно запустить свой авторский проект, пускай недельный, но он должен содержать реализацию ваших идей, которые вам нравятся именно вам! Тем более, если есть давно созревшие, но ожидающие своего звездного часа идеи! Так же вам будет полезно проявлять инициативу, где это возможно, чтоб продвигать свои предложения и видения. Ведь если это будете делать не вы, а кто-то другой- велика вероятность, что наполнение деятельности и процесс будут вам не по нраву, и вы не получите удовольствия от такой работы, следовательно не получить свою «дозу» мотивации.
Если ваш источник инструментальная мотивация.
Будем рассуждать логически: для того, чтоб получить осязаемые внешние вознаграждения, такие как плата, премии, продвижение по службе, грамоты и благодарности, вам необходимо брать свое дело в руки и действовать! Подумайте, как увеличить свой доход, например, обсудить с начальником варианты дополнительной зарплаты за дополнительную работу в вашем учреждении. Возможно, подработка по вашей же специальности раз – два в неделю вне учреждения. Важно знать, за что именно вы можете получить премии, надбавки и активно работать в этом направлении. Участие в конкурсах, мероприятиях – обязательно повлекут за собой поощрение в виде вознаграждений – грамот, благодарностей и дипломов. Не стесняйтесь обсуждать с начальством ваши трудовые заслуги, и какие привилегии они вам могут дать на вашем рабочем месте.
Так же можете прибегнуть к небольшой хитрости, и поощрять себя сами за проделанный труд, например: пообещать самому себе какое-либо вознаграждение, покупка вещи или поход куда-либо, то, на что жалеете денег или никак не находите времени, то, чего давно хотите. Это будет дополнительным стимулом и мотивацией. Непременно выполнить данное обещание, данное самому себе в случае успеха, а в случае неуспеха – поставьте себе новые сроки, чтоб точно выполнить работу и таки получить свое вознаграждение.
Если ваш источник внешняя концепция-Я.
Вам важно переживать чувство внутренней сплоченности с коллективом, чтоб вас принимали как равного. Здесь многое зависит от того самого коллектива, бесспорно. Но есть вещи, на которые вы все-таки можете повлиять.
Первое: понять и принять то, что не могут все коллеги и дети полюбить и принять вас как личность одинаково, и это – нормально.
Второе: иногда ваши идеи, мнения и задумки не поддерживаются всем коллективом, или детьми, но это не является их оценкой, как плохих или хороших, это скорее издержки работы в большом коллективе в целом или банальная вкусовщина.
Третье: будьте инициативны в общении с коллегами и детьми, затевайте совместные проекты. Найдите круг единомышленников среди коллег и налаживайте рабочие контакты с ними, в малой группе «по интересам».
Если ваш источник внутренняя концепция «Я»:
Простым языком – у вас есть своя «планка» и свои правила прыжка через нее, своя методика разгона и подготовки к этому прыжку. Достигая ее – вы ликуете, мотивируетесь на дальнейший труд. Но не допрыгивая – испытываете разочарование в своей деятельности и в себе, как в профессионале, и даже личности, в последствии теряете мотивацию. С одной стороны, быть самому себе источником мотивации – звучит хорошо. Но есть и друга сторона этой медали – вы сами себе самый жестокий критик, и каждый провал способен выбить вас из колеи.
Здесь хорошо поможет самоанализ, при чем не столько в ситуациях провала, сколько в ситуациях успеха. Каждый раз, получая удовлетворительный результат своей работы, необходимо проанализировать все факторы, которые повлияли на данную ситуацию, внутренние и внешние, благодаря чему получилось хорошо. Аналогично поступать и в ситуации провала. В дальнейшем, вы выработаете для себя схему расстановки «подушек безопасности», что значительно облегчит вам профессиональную деятельность.
Есть еще один побочный эффект – стремление к внутренним идеалам порождает убеждение, что никто не сможет сделать лучше, чем я, или сделают не так. Это усложняет коммуникацию в коллективе, касаемо рабочих вопросов и приводит к тому, что человек всех «обезьянок» сажает на свои плечи, говоря простым языком, все задачи тянет на себе, и в последствии-быстро выгорает. Поэтому для вас очень важно овладеть умением разбивать задачи на подзадачи, и делегировать их, налаживать качественную коммуникацию с коллегами.
Если ваш источник интернализация цели.
У каждого профессионального коллектива есть цель, но как правило она – далека, и размыта, и в выполнении обыденных рутинных задач вы о ней забываете. Задайте себе вопрос, с какой целью именно вы пришли в педагогику? Замечаете ли вы в своей работе каждый день проявления, которые подтверждают то, что вы по-прежнему следуете своей цели?
Скорее всего за годы ваша цель видоизменилась, обросла чем-то новым, но осталась ли прежней ее суть. Ваш помощник – целеполагание. Сформулируйте и запишите одну большую цель вашей профессиональной деятельности, а под ней – запишите свои мини-цели (на пути к той, большой) которых вам предстоит достичь. Подумайте, как бы вы могли их реализовать в ближайшем будущем, одну или две за учебный год? Пускай это станет вашим планом действий, который нужно повесить на видное место, и обязательно ставить галочки напротив пунктов, уже выполненных. Этот список будет постоянно напоминать вам о достижениях, которыми можно гордится, и тем самым порождать трудовую мотивацию. Такие яркие короткие дистанции помогут вам держать себя в форме и подпитываться мотивацией, не выгорая.
Со временем, ваш список из достигнутых целей будет увеличиваться. Так что, не выбрасывайте старые листы. Создайте новый лист, на который сможете их выписывать, и периодически напоминать себе о достигнутом!