Ирина Костерина
Конструирование из бумаги как элемент развития речевых функций дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Бумага — самый популярный материал для творческих занятий с дошкольниками. Ее можно складывать, мять, рвать, скручивать. Эти на первый взгляд простые действия для ребенка достаточно сложны. Выполняя поделки из бумаги, ребятишки в детском саду не только развивают свои художественные способности и творческую фантазию, но и использование готовых поделок в игре, в театральной деятельности оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка.
Темочки:
- Бумага. ИЗО, поделки
- Бумага. Конструирование из бумаги
- Конструирование. Методические разработки
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Главными условиями развития творческого конструирования из бумаги являются :
- использование разной техники, начиная с более простых ее видов (сминание, скручивание, разрывание);
- формирование обобщенных способов конструирования в процессе овладения более сложной техникой (оригами, киригами, объёмная скульптура)
Знакомство ребят со свойствами и видами бумаги в нашем детском саду начинается в младшей группе. Они узнают, что она бывает мягкая и жесткая, различной толщины и прочности, матовая и блестящая, гладкая и шершавая, может иметь любой цвет. При этом важно дать детям потрогать материал руками.
На занятиях дошкольники обучаются простейшим приемам работы с бумагой — им предлагается помять ее, сложить, скрутить, оторвать от нее кусочки.
Конструирование простых поделок из готовых деталей мы начинаем с детьми средней группы, в этом возрасте они уже начинают работать с ножницами, учатся скруглять углы, получая округлые формы, делать надрезы по краю бумаги. Дети учатся складывать прямоугольные бумажные заготовки пополам по прямой, совмещая стороны и углы и хорошо проглаживая линию сгиба, приклеивают к основной части мелкие детали (к зайчику из бумажных комочков — ушки и лапки, к вагону — окна и колеса). В поделки из бумаги в этом возрасте начинают активно включаться аппликативные элементы, дорисовывание деталей.
В старшей группе у дошкольников уже достаточно развита мелкая моторика, координация движений рук. В этом возрасте дети учатся сгибать бумажный лист вчетверо, разрезать детали по сгибу, комбинировать в поделке различные формы материала. У воспитанников старшей группы уже совершенствуется репродуктивная деятельность (работа по образцу, но в то же время, я стараюсь стимулировать творческую фантазию детей — побуждаю их вносить в поделку свои отличительные особенности, предоставляю выбор материала разного цвета и фактуры.
В старшем дошкольном возрасте вводится конструирование по замыслу, когда каждый ребенок придумывает свою идею для поделки.
Дети с охотой выполняют игрушки и поделки из полосок бумаги.
Полоски можно свернуть в колечко, изогнуть волной, свернуть петелькой, сложить гармошкой.
Интерес у детей вызывают игрушки, изготовленные по способу оригами, которая является древнейшей техникой конструирования из бумаги.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, совершенствуя мелкую моторику рук, точные движения пальцев, развивает глазомер.
Активизирует мыслительные процессы детей, формирует культуру труда ребёнка, способствует созданию игровых ситуаций.
В подготовительной группе у дошкольников уже сформирован набор умений и навыков, необходимых для бумажного конструирования. Поэтому в данном возрасте первостепенно значение уделяется развитию творческой фантазии. Кроме того, ребята учатся работать по разметке — сгибать и разрезать заготовки по намеченным пунктирным линиям.
Чтобы стимулировать интерес детей, я предлагаю им выполнить поделки для театральных инсценировок или коллективные композиции. Для детей это очень увлекательное занятие, они стараются создать своего сказочного героя, который отличается от других.
Дети с помощью пальчикового, настольного театра могут показать знакомую сказку, или придумать свою, что способствует развитию речи. Многообразие и несложность выполнения сказочных героев позволяет инсценировать художественные произведения.
Дети любят своих бумажных героев и часто самостоятельно организуют показ сказки или наблюдений из окружающей жизни. При этом у детей происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй.
Ребята бережно относятся к фигуркам из бумаги, проявляют инициативу, если требуется ремонт или замена героя.
Искусство конструирования из бумаги развивает детскую фантазию и воображение, учит их радоваться и дарить радость другим.
Таким образом, можно сделать вывод, что художественно-эстетическое развитие детей, это важный информационный и коммуникативный канал, где тесно сплетаются речь и творчество, что даёт возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе дошкольного детства.