Татьяна Мельникова
Конструирование из бросового материала
▼ Скачать + Заказать документы
Конструирование из бросового материала — вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании с использованием широкого диапазона нетрадиционных материалов, позволяющий дать вторую жизнь миру вещей, которые обычно выбрасываются.
Основные цели конструирования из бросового материала — это развитие детских творческих, интеллектуальных и художественных способностей, а также экологическое воспитание.
Публикация «Конструирование из бросового материала» размещена в разделах
Что такое бросовый материал? Бросовый материал — это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии.
Совместный процесс работы с бросовым материалом объединяет ребёнка и родителей, ребёнка и других детей, оптимизирует общение между ними. Творческий ребёнок всегда популярен у сверстников, он как катализатор идей создаёт интересные игры. По мере накопления опыта работы с различным материалом, знакомством с их свойствами, ребё нок приобретает творческую самостоятельность: «Я могу сам сделать ракету». Происходит развитие личностных качеств (целеустремлённость, умение доводить дело до конца, аккуратность, формируется положительная самооценка (поставленная цель реализована, художественный вкус, образное мышление.
На занятиях по конструированию из бросового материала дети получают углублённые знания о свойствах и структуре различных материалов (цветной пластик, пробка, дерево, бумага, учатся видеть образ в бросовом материале,приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить, приучаются к бережному отношению к игрушкам и предметам, как к результатам своего труда. Мыслительная деятельность невозможна без речи. Овладев навыками конструирования, ребенок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях, запечатленными в соответствующих словах. При этом он не только приобретает знания, но и учится мыслить, поскольку думать это значит говорить про себя вслух, а говорить - значит думать.
Организация деятельности детей при работе с бросовым материалом необходимо :
Учитывать возрастные особенности детей.
Правильно распределять время работы в сочетании с кратковременным отдыхом.
Продумывать тематику предстоящей поделки с учетом имеющихся навыков и умений.
Процесс труда должен вызывать у детей только положительные эмоции.
Дети должны быть уверены в помощи педагога, если у них возникают какие-либо трудности с выполнением работы.
В конструктивной деятельности используется, как индивидуальная, так и коллективная форма организации работы, в ходе которой несложные детские поделки превращаются в довольно красочные композиции.
Требования к подбору материала :
• Ножницы с закругленными концами.
• Нож с твердым лезвием – работает только взрослый.
• Шило – работает взрослый или под его строгим контролем.
• Клеи. Используется клей ПВА. «Момент» применяет только взрослый.
• Пластиковые пищевые контейнеры: разного объема, цвета, необычной формы. Должны быть пустые и чистые.
• Цветной пластик. Должен быть промыт, высушен и заранее нарезан на кусочки.
• Контейнеры от шоколадных яиц – киндер сюрпризы. Используется как полный контейнер, так и его части (половинки).
• Проволока: медная, алюминиевая, покрытая цветной оболочкой.
• Пробки: пробки-стандарт от пластиковых бутылок с газированной, минеральной водой и пробки малые меньшего диаметра от емкостей с подсолнечным маслом и соком.
• Колпачки: малых размеров от тюбиков с зубной пастой, кремов.
• Крышки: крышки большого размера от ёмкостей из-под шоколадной пасты, майонеза и т. д.
• Бусинки: округлые, овальные бусинки от старых бус, резинок для волос.
• Пластилин. Используются ранее использованные в лепке кусочки.
• Фломастеры, которые отслужили срок использования в рисовании.
Так как материал для работы относится к категории бросового, при его подборе предъявляются определённые требования. Он должен быть:
Безопасным для детей (не токсичным, не вызывать аллергию);
Тщательно промытым и высушенным;
Доступным в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться);
Не вызывать чувство брезгливости у детей.
Изготавливая разнообразные поделки (игрушки, мебель, транспорт, дети учатся находить неожиданное применение конкретному бросовому материалу : пластиковым бутылкам и тарелкам, контейнерам для киндер-сюрпризов, крышкам, пробкам, компьютерным дискам, упаковочным коробкам, фантикам, пенопласту, поролону и т. д.
Часто идею поделки подсказывает сам бросовый материал. В процессе конструирования детьми поделок из бросового материала педагоги стремятся реализовать такие задачи:
3-4 года
познакомить детей с интересными возможностями необычного материала (поролон, пенопласт, пластиковые бутылки и т. д.);
учить пользоваться для соединения частей и деталей пластилином, клеем, проволокой, нитями и т. д. ; развивать мелкую моторику.
4-5лет
развивать познавательную и исследовательскую деятельность;
обучать приёмам изготовления простейших поделок из бросового материала, дополняя образ игрушки деталями из пластилина, цветной бумаги или природного материала (ягоды, листья, ракушки, жёлуди и т. д.).
5-7 лет
учить детей согласовывать свои действия в процессе коллективного труда;
знакомить с приёмами изготовления поделок сложных конструкций;
учить придавать художественную выразительность образу, придумывая декоративные детали и украшения;
развивать творческие способности;
воспитывать бережное отношение к природе.
Приёмы обучения конструированию из бросового материала традиционно выстраиваются на подражательной основе и имеют свои особенности на разных этапах:
Этап первый — детальный анализ образца будущего изделия:
в младшей группе в качестве образца используется поделка, заранее изготовленная педагогом;
в средней группе детям можно предложить рассмотреть картинку или нарисованное изображение;
в шестилетнем возрасте дети уже способны анализировать схему или модель игрушки, аналитическая деятельность детей включает определение основных частей игрушки и материала, из которого она изготовлена, обсуждение уточняющих вопросов, например:
какой материал для поделки ещё можно рассмотреть;
какие варианты крепления деталей будут оптимальными;
какие дополнительные техники можно использовать для оформления деталей, например, лепку из пластилина, рисование фломастерами, карандашами, красками или элементы аппликации.
Этап второй — детей обучают планированию и обдумыванию пошагового продвижения к цели, учат целостному восприятию всего процесса работы. Конкретизируется, в какой последовательности изготовляются детали, из какого материала, какой инструмент будет предпочтительнее. Выбор педагогических приёмов осуществляется с учё том возраста детей:
в младших группах воспитатель подробно демонстрирует все этапы конструирования поделки, сопровождая его понятными и детальными комментариями;
в средней группе педагог постепенно сокращает процесс полного показа и обстоятельного пояснения, подключая активную работу со схемами и опорными планами в виде самостоятельно нарисованными детьми схематических зарисовок.
Этап третий — продумывается способ скрепления деталей и частей конструкции :
в средней группе в качестве соединительного материала используется пластилин;
дети старшего возраста пользуются клеем, нитками, проволокой и т. д.
Этап четвёртый предусматривает, что дети самостоятельно осуществляют подбор необходимого материала и инструментов для работы.
Этап пятый — дети самостоятельно справляются со всем процессом изготовления поделок от зарождения мыслительного прообраза игрушки до предметного воплощения творческой идеи. На этом этапе важно поощрять проявления творческой фантазии и стремление ребёнка к самостоятельности в процессе практической реализации.
Этап шестой — подведение итогов, анализ и оценка готовых изделий. Важно найти положительные моменты в работе каждого ребёнка, поддержать и вдохновить. Отличным приёмом на этом этапе станет увлекательная сюжетно-ролевая или театрализованная игра с использованием игрушек, изготовленных детьми, это поможет им ощутить значимость своего труда.
Одной из самых простых методик конструирования мебели для кукол является создание мебели из спичечных коробков. Для этого необходимо взять пару спичечных коробков и склеить их между собой клеем ПВА. Склеивать необходимо так, чтобы выдвигающиеся ящички были схожи с ящикаминастоящего комода.
Материалы, которые точно пригодятся для создания мебели: коробки из-под спичек, картон, фольга, а еще ножницы, клей и карандаш. Также можно использовать подручные материалы – коробки от обуви, чая, мелкой бытовой техники. Что же можно сделать из мебели? Практически все, что угодно – диван, кресла, шкаф, зеркала, стол и пуфики. Чтобы получился шкаф, нужно взять коробку, например, из-под чая, выкрасить ее в однотонный цвет, вырезать дверцы, которые будут открываться и закрываться. На одну из дверей можно повесить фольгу, которая будет имитировать зеркало, продумать перекладину для вешалок. Шкаф готов!Можно сконструировать мебель и из пластиковых бутылок. Стол выполняется из донышка бутылки. Кресло - из горлышка. Кроватку можно сделать из средней части, используя щелевое соединение.
Машинки из спичечных коробков.
Дети сразу не в состоянии производить действующие модели машин, поэтому сначала конструируют макеты. Макеты - это недействующие модели, которые передают только форму машины или сооружения.
Прежде чем приступить к конструированию машин, рассматривают рисунки и образцы машин разных конструкций. Выясняют основные части легкового и грузового автомобилей и кораблика.
Составляют макет, соединяя отдельные части с помощью пластилина.
Вместе с взрослыми, необходимо доделать макеты автомобилей, превратив их в действующие модели. Из прямых круглых веток изготовить оси и закрепить на них картонные колеса, подвижно присоединив их с помощью полоски из плотной бумаги с шасси игрушечных автомобилей. Можно научить ребят делать игрушки из катушек, шпулек или картонных цилиндров (собачек, кошек, поросят и других животных).Дети конструируют мосты из коробок, поролоновых губок, палочек, неотточенныхкарандашей. Мосты могут быть: длинные, короткие, широкие, узкие, высокие, низкий, соступеньками и скатами. Очень нравится детям конструировать из капсул "Киндер- сюрпризов". Пустую капсулуоформляют в виде персонажей с помощью отделочных материалов. Глаза, клюв, лапки,крылья, хвостик, ушки, ручки, ножки делают из пластилина, проволоки, меха, бумаги. Получаются красивые человечки, насекомые, животные. Животные из бросового материала Интересное направление творчества для детей — конструирование животных из коробок, например,из под соков, из-под круп или спичек. Помогите ребенку начать фантазировать, а дальше он сам продолжит. Вы сами удивитесь его фантазии.
Таким образом, конструирование из бросового материала вносит свой вклад в гармоничное развитие ребёнка, поэтому необходимо уделять ему должное внимание всегда. Конструирование из бросового материала очень интересное и полезное занятие для развития мелкой моторики детей. Бросовый материал даёт детям чувство независимости от взрослых, так приучает ребёнка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старание, а в дальнейшем станет уважать и труд других л