Тамара Бесперстова
Классификация театрализованных игр в ДОУ
▼ Скачать
Существует множественность точек зрения на классификацию игр, составляющих театрально-игровую деятельность.
Артемова Л. В. предложила разделить театрализованную игру на две группы: драматизации и режиссерские.
В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом, действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями. Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа — объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает сто интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой.
Режиссерские игры могут быть групповыми: каждый ведет игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий.
Л. В. Артемова предлагает классификацию режиссерских игр в соответствии с разнообразием театров:
Настольный театр. Используются игрушки, поделки, которые устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении.
- настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная).
Стендовый театр. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций.
- фланелёграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка.
Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов или создаются самостоятельно.
Театр на руке. Изображение можно получить при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.
- пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней, би-ба-бо.
Верховые куклы: на гапите, на ложках, бибабо, тростевые.
Напольные куклы: марионетки, конусный театр.
Театр живой куклы: театр с «живой куклой», ростовые, люди-куклы, театр масок.
Игра-драматизация рассматривается в рамках театрализованных игр как входящая наряду с режиссерской игрой в структуру сюжетно-ролевой игры. Однако режиссерская игра, включая такие составляющие, как воображаемая ситуация, распределение ролей между игрушками, моделирование реальных социальных отношений в игровой форме, является онтогенетически более ранним видом игр, чем сюжетно-ролевая,
так как для ее организации не требуется высокого уровня игрового обобщения, необходимого для сюжетно-ролевой игры (С. А. Козлова, Е. Е. Кравцова).
Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. В играх-драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима, производит собственные действия исполнения роли. В игре-драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.
Виды игр – драматизаций
Ролевые диалоги на основе текста;
Игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей.
Инсценировки произведений. Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям.
Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.
Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.
Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.
В традиционной педагогике игры-драматизации относят к творческим, входящим в структуру сюжетно-ролевой игры.
Театрализованные игры как разновидность сюжетно-ролевых игр сохраняют их типичные признаки: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Источником всех этих компонентов служит окружающий мир. Он же является опорой для творчества педагога и детей.
Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.
Тем не менее, в отличие от сюжетно-ролевых, театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого — содержание сказки, стихотворения, рассказа. Готовый сюжет как бы ведет за собой игру. Но, облегчая развитие темы, он вместе с тем снижает творческое решение ее воспитателем и детьми.