Татьяна Берёзкина
Конспект ООД по ФКЦМ в логопедической группе «Капелька воды в гостях у нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 30 «Радуга»
(141840, Московская обл., г. Яхрома, ул. Ленина, д. 8А)
КОНСПЕКТ
ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА ДЛЯ ДЕТЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ
(5 – 7 лет) ГРУППЫ.
Подготовила и провела воспитатель высшей
квалификационной категории
Берёзкина Татьяна Александровна
2013 г.
Программное содержание по образовательным областям.
Познавательное развитие:
Публикация «Конспект ООД по ФКЦМ в логопедической группе „Капелька воды в гостях у нас“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
• способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды;
• формировать представление о том, что свойства воды могут меняться в процессе добавления в неё различных веществ (сахар, краска);
• развивать представление о значении воды для людей, животных, растений;
• обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного;
• развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
• стимулировать развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственную зависимость, умение делать выводы.
Речевое развитие:
• формировать умение высказывать свои мысли, отвечать на вопросы;
• учить делать выводы в процессе экспериментально-познавательной деятельности и высказывать их в форме распространённых предложений;
• активизировать речевую активность.
Словарная работа:
• обогащать словарь детей прилагательными, обозначающими свойства воды;
• закреплять глаголы: течёт, льётся, переливается, вытекает и т. д.
• формировать представление о значении слова «растворитель»;
• развивать связную речи посредством постановки проблемных вопросов к детям;
• упражнять в умении придумывать конец предложений.
Предварительная работа: беседа с детьми о значении воды, рассматривание иллюстраций различных водоёмов.
Материал: демонстрационный: игрушка Капелька, глобус, иллюстрации различных водоёмов, ёмкости для воды различной конфигурации, таблица с символами.
Раздаточный: клеёнки на каждого ребёнка, одноразовые тарелки, одноразовые стаканы (один стакан с водой, другой – с молоком, одноразовые ложки, кусочки сахара, по две игрушки от Киндер-сюрприза на ребёнка, деревянные брусочки и кубики, салфетки, гуашевые краски, кисточки.
Ход: Воспитатель вносит игрушку.
- Ребята, сегодня я шла к вам в гости и на краю дорожки, где снег немного подтаял, увидела Капельку воды. Она была очень грустная и несчастная. Я спросила её, почему она так грустит, и она поведала мне свою печальную историю. Капелька думает, что она маленькая и бесполезная, никому она не приносит радости. Во время дождя она попадает людям за воротник, её ругают, называют мокрой и противной. Мне стало жаль Капельку, и я решила взять её с собой и принести к вам. Ведь Капелька – это маленькая частичка воды, а как вы думаете, вода нужна на Земле? Для чего нужна вода? (ответы детей) Давайте попробуем доказать Капельке, какая она нужная и полезная. Пусть она порадуется. Для этого я предлагаю нам всем пройти в научную лабораторию.
[i]Опыт 1. Вода – растворитель. [/i]
Ребята, сначала мы, как настоящие учёные должны выяснить, какими свойствами обладает вода. Я предлагаю определить, какой у воды вкус. Давайте подвинем к себе стаканчики с водой, возьмём ложечки и попробуем воду на вкус. (Дети пробуют воду на вкус) Какая вода на вкус? (ответы детей)
Вывод: вода не имеет вкуса. Можно сказать, что вода безвкусная, пресная.
- Чтобы нам не забыть, какими свойствами обладает вода, мы будем отмечать их на специальной карте. (открыть значок с перечёркнутым носом).
- А теперь я предлагаю взять кусочек сахара, положить в воду и размешать его. (когда дети выполнят задание, предложить им опять попробовать воду на вкус.)
- Как изменился вкус воды? (она стала сладкая) А что произошло с сахаром? (он растаял, растворился в воде).
Вывод: у воды нет вкуса, но она передаёт вкус растворённых в ней веществ. - Можно сказать, что вода – это растворитель? (ответы детей) Почему?
- Какие вещества может растворить вода? (сахар, соль, мыло)
[i]Опыт 2. Какой формы вода?[/i]
-Что лежит у вас на столе? (кубик и брусочек).
-Какой формы эти предметы? (ответы детей).
- Есть ли форма у воды? (ответы)
- Давайте проверим. У меня есть высокая и узкая колба и широкая банка. Я налью в них одинаковое количество воды. Посмотрите, вам кажется, где больше воды? (в колбе) Почему? (колба узкая и высокая) А банка? (ответы детей)
- Когда я наливала воду, то вы слышали, как вода что делает? (льётся, переливается, журчит, булькает, течёт)
- Ребята, посмотрите, у нас вода в колбе, в банке и у вас в стаканчиках и везде форма разная. Так какай же формы вода? (ответы детей). Правильно форма, которую принимает вода, все время изменяется. Значит, какой сделаем вывод? (ответы детей)
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. (открыть значок с перечёркнутыми геометрическими формами) Вода – это жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. Вот видишь, Капелька, как интересно детям тебя изучать. Оказывается ты очень загадочная.
Опыт 3. Вода не имеет собственного запаха. [/i]
- Имеет ли вода запах? Давайте проверим. (Предложить понюхать воду, выслушать ответы. Затем предложить размешать в воде мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах).
- Чем сейчас пахнет вода? (ответы и выводы детей) Почему?
Вывод: своего запаха у воды нет, но она может передавать запах растворённых в ней веществ. (открыть значок с перечёркнутым носом)
- А сейчас я предлагаю немного отдохнуть. Капелька хочет поиграть с вами в свою любимую игру «Дождик».
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Капля – раз, капля – два (дети шагают)
Очень медленно сперва,
А потом, а потом
Всё бегом, всё бегом. (бегут)
Стали капли поспевать, (шаги с хлопками рук)
Капля каплю догонять.
Поскорей зонты раскроем, (останавливаются)
От дождя себя укроем (соединяют руки над головой)
Опыт 4. Вода не имеет цвета.
- Какого цвета вода? (ответы)
- Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем игрушки и бросим одну в стакан с водой, другую в стакан с молоком, что мы видим? (ответы детей)
- В воде игрушка видна, а в молоке нет. Почему (ответы)
Вывод: вода - прозрачная жидкость. (открыть значок)
- Ребята, посмотрите вокруг, что в вашей группе ещё есть прозрачное? (стекло в окне, воздух) Почему в окне прозрачное стекло?
- Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды.
- Почему вода у всех стала разного цвета? (ответы)
- Положите в неё игрушку, что произошло? Почему? (ответы)
Вывод: растворяясь в воде, краска меняет её цвет.
- Вот видишь, Капелька, как интересно нам было тебя изучать. Ребята, давайте повторим для Капельки все её свойства. (ответы детей)
- А сейчас Капелька хочет с вами поиграть в игру «Где живёт Капелька?» Каждый из вас возьмёт Капельку в руки и назовёт, где можно встретить капельку воды. (дети по очереди называют). Капелька благодарит детей и прощается с ними.
Литература.
• Веракса Н. Е., Галимов О. Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ 2012
• Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизвестное рядом.
• Мартынова Е. А., Сучкова И. М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий» М. : Учитель, 2013