Олеся Вологжина
Программа театральной студии в детском саду
▼ Скачать +Заказ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«КАЛЕЙДОСКОП»
Адресат программы :
воспитанники старшего
дошкольного возраста
Срок реализации: 1 год
Разработчик программы :
Вологжина Олеся Викторовна,
учитель-дефектолог
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Калейдоскоп» (далее – Программа) разработана на основе ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей, запросов родителей воспитанников (законных представителей) МБДОУ д/с № 25 «Зайчик». При составлении Программы был учтен опыт авторов других программ, работающих по театральной деятельности : Л. Баряевой «Театрализованные игры с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии»,Л. Г. Миланович «Играем в кукольный театр», А. В. Щеткина «Театральная деятельность в детском саду», А. Е. Антипиной «Кукольный театр в детском саду»,Э. Г. Чуриловой «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников», М. Д. Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду», Е. В. Мигуновой «Театральная педагогика в детском саду».
Публикация «Программа театральной студии в детском саду» размещена в разделах
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
1.1. Направленность дополнительной общеразвивающей образовательной Программы – художественная.
1.2. Значимость (актуальность)Программы определяется запросом родителей (законных представителей) на программы художественно-эстетического развития дошкольников. Программа театральной студии «Калейдоскоп» направлена на развитие творческих и коммуникативных способностей детей в процессе театральной деятельности, что особенно актуально для воспитанников групп компенсирующей направленности.
1.3. Педагогическая целесообразность Программы определяется тем, что театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей и помогает ребенку раскрыть его духовный и творческий потенциал. Синтетическая природа театра действует комплексно: влияние оказывает литературное произведение, сценическая игра, художественное оформление спектакля (декорации, реквизит) и музыка, используемая в спектакле. Немаловажно, что в процессе театральной деятельности детей получается видимый продукт, что само по себе значимо для дошкольников, не умеющих еще читать и писать. Программа игровых занятий студии «Калейдоскоп» ориентирована на всестороннее развитие личности воспитанника, его неповторимой индивидуальности. Театрализованная деятельность позволяет формировать у детей опыт социальных навыков поведения, помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Программа предусматривает также блок игр и упражнений, направленных на развитие саморегуляции детей. Это упражнения на мышечную релаксацию, дыхательная гимнастика, двигательные упражнения, которые могут поводиться в любой части занятий.
Игровые занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, театральная деятельность требует от детей решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера; развивается умение комбинировать образы, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей детей, раскрепощению и повышению самооценки. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют детям с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Таким образом, игровые занятия театральной деятельностью помогают всесторонне развивать ребенка, позволяют ему вступать в контакты с детьми из других групп, с взрослыми. Расширение круга общения создает полноценную среду развития, помогает найти свое особенное место, стать полноценным членом сообщества детей и взрослых.
1.4. Отличительной особенностью Программы является :
1. Партнерство с родителями (совместные театрализованные представления, изготовление костюмов и декораций к спектаклям, проведение мастер-классов для родителей, анкетирование, оформление для родителей фотоальбомов, отображающих участие детей в различных постановках).
2. Коррекционная работа, включающая в себя:
игры и упражнения для развития когнитивных функций;
индивидуальный подход (в т. ч. дозирование индивидуальной нагрузки, как по интенсивности, так и по сложности материала; индивидуальная помощь в виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения и др. ; введение специальных видов помощи, а именно: зрительных опор на этапе пояснения и выполнения задания речевого регулирования на этапах планирования и выполнения задания; совместного с педагогом сличения образца и результата собственной деятельности, подведения итога выполнения задания и его оценки).
1.5. Адресат Программы
Программа «Калейдоскоп» направлена на развитие творческих и коммуникативных способностей детей в процессе театральной деятельности, что особенно актуально для воспитанников групп компенсирующей направленности (воспитанников групп компенсирующей направленности ЗПР) МБДОУ д/с № 25 «Зайчик».
Одна из основных особенностей детей с ЗПР – низкая познавательная активность, которая проявляется хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоционально-волевой сферы.
У детей обнаруживается недостаточность процесса переработки сенсорной информации в целом, поэтому у них нет целостности восприятия, они не могут полностью охватить объект с множеством признаков и воспринимают его фрагментарно. Для адекватного восприятия объектов детям требуется больше времени, чем детям без нарушений.
Таким образом, эффективность восприятия у детей с ЗПР снижена по сравнению с нормально развивающимися детьми, а образы недостаточно дифференцированные и полные. Это ограничивает возможности наглядного мышления, что проявляется в результатах и способах выполнения заданий. Вниманиеописываемой категории детей характеризуется суженным полем, что проявляется в повышенной отвлекаемости и фрагментарном выполнении любых заданий.
Памятьдетей с ЗПР характеризуется сниженной продуктивностью непроизвольного и особенно произвольного запоминания и небольшим объемом кратковременной и особенно долговременной памяти. Низкий уровень произвольного запоминания у детей связан не только с ограниченной познавательной активностью и неумением найти вспомогательные мнемические приемы, но и с трудностями смысловой переработки информации, которую необходимо запомнить.
Во всех видах мыслительной деятельности у детей с ЗПР обнаруживается отставание. Большие трудности вызывают задачи наглядно-образного характера, решение которых опирается на образы представлений и воображение. У детей отсутствует или неполноценна предварительная ориентировка в условиях познавательных задач всех типов, нет плана выполнения задания. Такие дети не могут предвидеть результаты своей деятельности. Еще одна отличительная черта мыслительной деятельности детей с ЗПР – инертность. Они с большим трудом переключаются с одной деятельности на другую, с одного способа решения – на другой.
Недоразвитие эмоционально-волевой сферы, или инфантилизм, проявляет себя особенно при переходе ребенка к систематическому обучению. На занятиях такие дети непродуктивны в тех ситуациях, когда необходимо следовать рекомендациям педагога и преодолевать собственные желания. Для них характерно отсутствие чувства долга, ответственности за свое поведение, небрежное отношение к обучению, неорганизованность при выполнении заданий, недостаточная критичность, завышенная или, наоборот, заниженная самооценка как результат отрицательной оценки их неуспехов в разных видах деятельности.
1.6. Срок реализации Программы
Программа рассчитана на 1 год реализации.
1.7. Форма и обучения: очная.
1.8. Режим занятий: 1 год обучения, 1 раз в неделю.
Продолжительность одного образовательного процесса (1 учебный час) : 25 минут.
1.9. Основной целью Программы является обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного развития детей средствами театрализованных игр и театральных представлений.
Для достижения данной цели формируются следующие основные задачи:
Образовательные задачи:
учить согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая);
учить подбирать слова, соответствующие заданным существенным признакам;
учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
знакомить с устройством зрительного зала и сцены с театральной терминологией;
учить составлять загадки и маленькие рассказы, используя схемы.
Развивающие задачи:
развивать познавательный интерес детей к театральному искусству, желание выступать со сверстниками;
развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление;
развивать чувство ритма и координацию движений;
развивать интерес к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения, помогать в создании выразительных средств;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
развивать интерес к сочинительству с опорой на модель.
развивать музыкальный слух, чувство ритма, пластическую выразительность.
Воспитательные задачи:
воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
воспитывать умение критически оценивать свою работу и работу своих товарищей;
формировать потребность творческого самовыражения;
воспитывать культуру поведения в театре.
1.10. Планируемые результаты освоения Программы :
В результате освоения Программы ребенок овладеет следующими компетенциями, уровень развития которых возможно отследить с помощью диагностики, представленной в Приложении:
дети знают различные жанры литературных произведений (сказки, стихотворения, басни, рассказы);
умеют связно и выразительно пересказывать сказки, рассказы, стихотворения; составляют небольшие рассказы и сказки на предложенные темы, по картине; могут выстроить сюжет в соответствии с заданной темой, соблюдая структурные элементы, высказывания (начало, середина, конец, охотно поддерживают беседу со взрослым и сверстниками; формулируют полные предложения;
дети понимают некоторые эмоциональные состояния другого человека и умеют выразить свое состояние;
у детей развит устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности (с удовольствием участвуют в драматизации знакомых произведений, создавая образ персонажа, пользуются мимикой, жестом, выразительным движением, интонацией).
качество знаний и умений детей проверяется в течение года, для этой цели проводится два раза в год мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы.
Результатом работы студии являются спектакли и театрализованные праздники, в которых дети принимают участие.
2. Содержание Программы
Программа содержит следующие направления:
2.1. Театрально-игровая деятельность
Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.
2.2. Музыкально-творческая деятельность
Направление включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.
2.3. Художественно-речевая деятельность
Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.
Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями, расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.
2.4. Основы театральной культуры
Обеспечивает условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве. Ребенок получит ответы на вопросы:
- Что такое театр, театральное искусство?
- Какие представления бывают в театре?
- Кто такие актеры?
- Какие превращения происходят на сцене?
- Правила поведения в театре?
2.5. Работа над спектаклем
Базируется на авторских сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом); поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми. К работе над спектаклем привлекаются родители (участие в сценках, спектаклях и театрализованных праздниках, помощь в разучивании текста, подготовка декораций, костюмов).
2.6. Технология изготовления кукол
Изготовление различных театральных кукол :настольные,пальчиковые, перчаточные куклы, куклы-ложки, куклы марионетки, куклы-силуэты театра теней.
Изготовление эскизов и элементов декораций
Образовательный процесс по Программе включает в себя различные методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий, проблемный (педагог ставит проблему и вместе с воспитанниками ищет пути ее решения, эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения). Методы обучения в театре-студии осуществляют четыре основные функции:
функцию сообщения информации;
функцию обучения воспитанников практическим умениям и навыкам;
функцию обучения, обеспечивающую познавательную деятельность самих воспитанников;
функцию руководства познавательной деятельностью воспитанников.
Постоянный поиск новых форм и методов организации образовательного процесса в театре-студии позволяет осуществлять работу с детьми, делая ее более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной. Работа над голосовым аппаратом строится по плану текущего момента. Комплекс упражнений разработан с учетом возрастных особенностей. Технические навыки отрабатываются на дидактическом материале, входящем в комплексную программу (картотека театральных игр). Занятия проходят в формах: репетиции, индивидуальные занятия, занятия с подгруппами, спектакля, творческого вечера, праздника. Занятия строятся на использовании театральной педагогики, технологии актёрского мастерства, адаптированной для детей, с использованием игровых элементов. Для того, чтобы интерес к занятиям не ослабевал, дети принимают участие в театральных постановках. Это служит мотивацией и даёт перспективу показа приобретённых навыков перед зрителями. В процессе подготовки каждый пробует себя в разных ролях, играет то, что ему хочется. Совершенно очевидно, что театр своей многомерностью и многоликостью помогает ребенку в постижении окружающего мира. Он заражает детей добром, желанием делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться, творя и играя. Именно игра является непременным атрибутом театрального искусства. Игра и игровые упражнения выступают способом приспособления ребенка к окружающей среде. На занятиях создаётся доброжелательная атмосфера, оказывается помощь ребенку в раскрытии себя в общении и творчестве.
Модульное содержание Программы
№ Модули (темы) Программы Теоретическая часть Практическая часть
1. Театральная игра
1.1
Вводное занятие. «Какой бывает театр. Наш «Калейдоскоп»»
(1 час) Формировать представление о театре, как о виде искусства. Рассказывать об особенностях театрального искусства. Знакомить детей с видами театрального искусства. С театральной терминологией. Воспитывать представление в театральных профессиях. Дать детям представление о занятиях в театральной студии, рассказать о правилах поведения. Формировать устойчивый интерес к театральному искусству. беседа,
театральные игры - этюды
1.2 Игры-импровизации
(2 часа) Приобретать навыки и развивать умения действовать в коллективе. Развивать произвольное внимание, память, наблюдательность. контактные,
сюжетно-ролевые игры,
игры - упражнения на развитие слухового, зрительного внимания
2. Основы театральной культуры
2.1 Знакомство с миром искусства
(1 час) Формировать представления о понятиях искусство, живопись, музыка, театр, музей, концерт, артист и т. д. расширять общекультурный кругозор детей просмотр фотоматериалов,
сюжетно ролевые игры.
3. Мастерство актера
3.1 В гости к сказке
(3 часа) Формировать творческую художественно-речевую деятельность на примере сказок; развивать умение осмысливать содержание художественного произведения. Развивать внимание, память, воображение, формировать умение отражать свои впечатления в словесной форме. Проигрывать фрагменты сказок, инсценировать отдельные эпизоды. Подготовить детей к действиям с воображаемыми предметами Беседа,
игровой тренинг,
этюды.
3.2 Сочинялки
(2 часа) Побуждать детей сочинять несложные истории героями, которыми являются дети. Воспитывать чувство юмора, способствовать повышению самооценки детей. Развивать связную речь детей (диалогическую)
3.3 Этюды
(3,5 часа) Учить детей самостоятельно сочинять этюды с заданными или нафантазированными сюжетами, предлагаемыми обстоятельствами, эмоциями
4. Сценическая речь
4.1 Веселая гимнастика
(2,5 часа) Учить развивать правильную интонационную выразительность, дыхание. игровой практикум,
беседа,
практическое занятие, упражнения на развитие речевого аппарата
4.2 Игры говорушки
(4 часа) Формировать навыки правильного звукообразования, развивать интонационную выразительность речи. Декламировать стихотворный текст тест от лица разных сказочных героев игры со словами, чистоговорки
5. Ритмопластика
5.1 Разминка
(2 часа) Развивать двигательные способности детей ловкости, подвижности, выносливости, гибкости
5.2 Пластическая импровизация
(всего 2 часа) Развивать пластическую выразительность (ритмичность, быстроту реакции, координацию движений, воображение
игры-имитации под музыку,
этюды,
упражнения
5.3 Мимика. Язык жестов
(3 часа) Развивать умение пользоваться разнообразными жестами
6. Работа над репертуаром
(3 часа) Применять полученные знания, умения и навыки в практической деятельности. Накапливать опыт сценической деятельности. Реализовать творческие способности детей участие в проведении календарных и тематических мероприятий в ДОУ в постановке спектаклей
7. Технология изготовления кукол.
(2 часа) Изготовление различных театральных кукол, эскизов, элементов декораций.
мастер-классы
8. Репетиции
(5 часов) репетиции
3. Организационные условия реализации Программы
3.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализации данной программы необходимо :
1. Помещение (музыкальный зал) для проведения репетиций и показа спектаклей и праздников;
2. Костюмерная – гримерная, где находятся костюмы, атрибуты, декорации, реквизиты, кукольный театр, ширма.
Дидактическое обеспечение Программы.
1. Методическая литература, художественная литература;
2. Методические разработки;
3. Картотека театральных игр;
4. Картотека игр ТРИЗ;
5. Настольные игры;
6. Материалы по мониторингу;
7. Дидактические пособия (схемы, мнемотаблицы, иллюстрации).
3.2. Методическое обеспечение
1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. - М. : Просвещение, 2003.
2. Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. «Театрализованные игры с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии» - С-Петербург издательство «Союз» 2001.
3. Зацепина М. Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности. ТЦ Сфера, 2010.
4. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М., 2004
3. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду. ТЦ Сфера, 2009.
5. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. - М. : ВЛАДОС, 2004
6. Щепкин А. В. Театральная деятельность в детском саду. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2008