Марина Павленко
«Какая ты, кукла Нухуко?». Изготовление чукотских кукол «Нухуко»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема мероприятия: Тема: «Какая ты, кукла Нухуко?»
Изготовление чукотских кукол «Нухуко».
Цель мероприятия: познакомить школьников с родным краем и методикой изготовления чукотской куклы «Нухуко».
Задачи:
1) углубление знаний детей о родном крае;
2) знакомство школьников с национальными особенностями игры в куклы;
Публикация «„Какая ты, кукла Нухуко?“, Изготовление чукотских кукол „Нухуко“» размещена в разделах
- Чукотский автономный округ, Чукотка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
3) знакомство с технологией изготовления чукотской куклы;
4) обучение способствует приобщению учащихся к истокам народного творчества и изготовлению чукотской куклы из бумаги;
5) развитие художественного вкуса, умения работать в коллективе.
6) развитие у учащихся творческого воображения.
Форма организации деятельности: совместно-индивидуальная.
Материалы, инструменты: таблица последовательности выполнения кукол, чукотской куклы «Нухуко», фломастер, шаблоны кукол.
Оформление класса. Большой лист бумаги с изображением тундры, яранги (мольберт-тундра).Фотографии, рисунки кукол «Нухуко»
Планируемый результат.
1) овладение технологий изготовления куклы «Нухуко» из бумаги;
2) овладение школьников навыками самооценки проделанной работы;
3) овладение навыками совместной творческой деятельности;
Ход МЕРОПРИЯТИЯ
Звучит песня в исполнении Игоря Карнилова «Северный край»
«Как птицы из всего строят гнёзда,
Так дети из всего мастерят себе куклу».
В. Гюго
Учитель: Ребята, наш классный час я начну с новой игры (дети стоят в кругу). Необходимо хлопнуть в ладоши, если относишь себя к следующей категории:
- только девочки;
- только мальчики;
- только те, кто опаздывает на уроки;
- только те, кто хорошо учится;
- только те, кто не любит каникулы;
- только те, кто любит вкусно поесть;
- только взрослые;
- только те, кто любит шоколад;
- только те, кому нравиться хоккей;
- только те, у кого хорошее настроение;
- улыбнитесь друг другу и скажите доброе пожелание.
Учитель: Амынеттыктумгытури!
Ученики: Амынеттыктумгытури! Амынеттыктумгытури!
Учитель: Здравствуйте, дети и дорогие гости!
Вы знаете, что наша страна очень большая, а называется она очень красиво - Россия. На многие километры протянулась она с запада на восток и с севера на юг. Это наша с вами Родина. Но у каждого человека есть свой любимый уголок, своя маленькая Родина, где он родился и живет. Для нас с вами Родиной является наш северный край - Чукотский автономный округ.
Сегодня наш классный час посвящен годовщине образования Чукотского автономного округа и Билибинского района.
Немного общих сведений о Чукотке нам расскажет Татьяна.
Ученик: Чукотский автономный округ - субъект Российской Федерации, входят в состав Дальневосточного федерального округа, расположен на крайнем северо-востоке России. Граничит на западе с Республикой Саха (Якутией, на юге – с Магаданской областью, на юго-востоке с Камчатским краем, на востоке по морю с США. Чукотский автономный округ омывается водами Северного - Ледовитого и Тихого океанов. Территория Чукотского автономного округа составляет 721,5 тыс. кв. километров. Коренным населением Чукотки являются : чукчи, эвены, юкагиры, коряки. Чукчи, народ в Российской Федерации (15,1 тыс. человек, коренное население Чукотского АО (11,9 тыс. человек). Чукчи подразделялись на оленных — тундровых кочевых оленеводов (самоназвание чаучу — "оленный человек") и приморских — оседлых охотников на морского зверя (самоназвание анкалын — "береговой", живущих совместно с эскимосами. Основное занятие тундровых чукчей — кочевое оленеводство, имевшее ярко выраженный мясо-шкурный характер.
Основное занятие береговых чукчей — охота на морского зверя: зимой и весной — на нерпу и тюленя, летом и осенью — на моржа и кита. На тюленей охотились в одиночку, подползая к ним, маскировались и подражали движениям животного. На моржа охотились группами по несколько байдар. Традиционное охотничье оружие — гарпун с поплавком, копьё, ремённая сеть, со второй половины XIX века распространилось огнестрельное оружие, методы охоты упростились. Иногда стреляли тюленей на большой скорости с нарт.
Основное жилище чукчей — разборный цилиндроконический шатёр-яранга из оленьих шкур у тундровых чукчей и моржовых — у приморских. Свод опирался на три шеста в центре. Внутри яранга разгораживалась пологами в виде больших глухих меховых мешков, растянутых на шестах, освещалась и отапливалась каменной, глиняной или деревянной жировой лампой, на которой также готовили пищу. Яранга приморских чукчей отличалась от жилища оленеводов отсутствием дымового отверстия.
Традиционные ремёсла — выделка меха, плетение сумок из волокон кипрея и дикой ржи у женщин, обработка кости у мужчин. Развиты художественная резьба, и гравировка по кости и моржовому клыку, аппликация из меха и тюленьей кожи, вышивка оленьим волосом.
Учитель: Чтобы выжить в суровых условиях, на помощь людям севера приходил опыт традиционной культуры. Вся чукотская мудрость была направлена на выживание человека в согласии с природой. «Земля кормит оленей - гласит известная чукотская поговорка, - а олени кормят нас». А это значит, что землю, тундру надо беречь.
Мы уже изучали с вами поговорки. Давайте вспомним некоторые из них.
Ученик 1: Цветок в тундре можно понюхать, полюбоваться им, но не срывать – это не еда.
Ученик 2: Рыбу стараться добывать столько, сколько требуется.
Ученик 3: Не бери лишней зелени и съедобных корней при сборе, чтобы не нанести ущерба природе.
Ученик 4: Запрещается детям разрушать мышиные норы и птичьи гнезда, так как у мышей есть свои семьи, родственники и даже покровители – духи, которые могут отомстить.
Ученик 5: Кости оленей не выбрасывать, иначе стадо может стать беспокойным, неуправляемым.
Учитель: Поэтому кости дробили, вытаскивали костный мозг и использовали в пищу или вытапливали жир для освещения.
Учитель: Ребята, закройте глаза и представьте на улице – 50. А в жилище, которое называется чум или яранга, нет ни электричества, ни отопления. Стены дома – это жерди, образующие купол, а сверху на них натянуты шкуры животных. Посередине жилища горит костер. Вокруг него сидят, лежат, спят люди. Они одеты в одежду из меха. В углу дети играют во что-то. Вот девочка подняла руки и в них игрушка. Но она не из магазина, она сделана своими руками.
- Откройте глаза.
- Отгадайте загадку и узнайте, какая игрушка у детей в руках:
«Что все это значит?
Дочка, а не плачет,
Спать уложишь – будет спать
День, и два, и даже пять…»
Ученики: Кукла.
Учитель: Правильно.
Учитель: Дорогие друзья, посмотрев на оформление класса, вы наверняка уже поняли, что сегодня мы будем говорить о кукле, но не о простой кукле, а о национальной чукотской кукле «Нухуко».
В переводе с чукотского «Нухуко» – это игрушка.
Игра для девочек «ухукова» - это тихая, спокойная игра в семью.
Учитель показывает на доску, на образцы кукол.
Чукотская куколка делалась из оленьего рога, который заменял голову. Кукла Нухуко изготавливалась весной, в период весенней охоты. К кусочку рога прикреплялась одежда из меха и ткани.
Как известно, олень у чукчей считается символом живого.
Может в этом и кроется секрет отношения к куклам, как к живым существам?
На лице кукол запрещалось изображать глаза. Особенно из бисера, чтобы в Нухуко не вселился злой дух. По ночам такая кукла будет оживать, будет смотреть на жильцов яранги, будет мешать ребёнку спать. Поэтому детские куклы не имеют глаз, а вместо лица у них оленьи рога.
Делались куклы-женщины, а также мужчины.
Обычно в игре «ухукова» разыгрывались бытовые сцены из жизни родителей. Куклы ездили, друг другу в гости, охотились, ловили рыбу, пасли оленей, готовили пищу, шили одежду, ухаживали за младшими братьями и сестричками, кормили собак, пели песни. Таким образом, через игру прививались любовь к труду, уважение к традициям, обычаям старших поколений. Играя, ребенок с малых лет учился соблюдать обычаи своих предков, знакомился с нормами поведения.
Обратите внимание на форму куклы. Что она вам напоминает?
Ученики:
- Ярангу, сопки.
Учитель:
- Правильно.
Обратите внимание на узоры. Они состоят из геометрических фигур. Как вы думаете, что обозначает круг в узоре?
Ученики:
- Думаем, что – это солнце.
Учитель:
- Правильно. Оно дает свет, тепло, которому чукчи радуются весной после долгой зимы. Даже есть такой праздник у чукчей – праздник солнца.
- А треугольник в узорах?
- Символ яранги, сопки.
- А углы квадрата?
- Конечно – это рога оленей.
- Правильно все узоры чукчей - это окружающий их мир.
Физкультминутка.
1. Мудра «Спасающая жизнь», при болях и дискомфорте в области сердца.
2. Мудра «Стрела Ваджра», нарушениях кровообращения и кровоснабжения.
3. Мудра «Голова Дракона»,для профилактики и лечения простудных заболеваний.
И сегодня мы с вами поучаствуем в создании кукол «Нухуко».
Сегодня мы изготовим большую дружную семью кукол.
Делать кукол мы будем из бумаги.
Предлагаю сделать куклу сообща. Работа будет коллективной, и поэтому мы делимся на две основные группы:
- первая группа изготавливает кукол – мужчин.
- вторая группа изготавливает кукол – женщин.
И в результате, прикрепив на нашем листе-тундре сделанных вами кукол, мы должны получить большую дружную нарядную семью.
Ну что, все готовы? Тогда приступаем.
Но прежде чем вы получите задание, давайте повторим правила безопасной работы:
во-первых, нужно начинать и заканчивать работу только с разрешения учителя, соблюдать в кабинете порядок и дисциплину;
во-вторых, будьте аккуратны и бережливы.
в-третьих, работе будет оцениваться аккуратность и правильность нанесения национальных узоров.
в-четвертых, по окончании работы не забудьте убрать рабочее место.
Для наглядности каждой группе вручается кукла Нухуко : первой группе кукла-мужчина, второй группе кукла-женщина.
Ученики рассматривают предлагаемый наглядный материал, инструменты для работы.
Учитель: Чукотских детей с малых лет учат быть бережливыми и аккуратными. Если дети играли, то они должны убрать за собой игрушки: «Была девочка, которая однажды не послушалась, не убрала свои куклы из утиных носиков. Утром проснулась – кругом ни одной живой души! Куклы за ночь выросли и стали великанами, чудовищами. Они съели всех родственников девочки…».
- Что страшно? Не бойтесь. Это чукотская страшилка. Ведь вы у меня аккуратные и с вами ничего не случиться.
- Мне нужны по одному помощнику, которые отнесут заготовки для кукол
«Нухуко» к своим группам.
- Дети, скажите. Кто из кукол на доске женщина, а кто мужчина.
Ответы детей.
Учитель:
- Почему вы так думаете?
Теперь возьмем в руки карандаш и фломастер, и нарисуем чукотскую семью кукол «Нухуко».
- Дети, в оформлении куклы используйте чукотский орнамент.
- 1,2,3 начали…
Учитель включает чукотскую музыку. Ходит и помогает, подсказывает ученикам. Если дети в одной группе заканчивают раньше своё задание, им предлагается помочь другим группам.
Готовые куклы приклеиваются скотчем к рисунку с ярангой.
Во время изготовления кукол звучит музыка (чукотские мотивы).
Учитель: У нас получилась большая дружная чукотская семья кукол. Посмотрите, какие они все нарядные.
Вы все очень хорошо потрудились, узнали для себя много нового, и, надеюсь, когда-нибудь вы расскажите своим деткам о чукотской кукле «Нухуко» и будете вместе с ними мастерить свою, семейную куклу.
Ребята, это очень здорово, что с помощью таких занятий мы храним и возрождаем народные традиции – эту нить, связывающую нас всех на нашей суровой и такой прекрасной земле.
Вы наследники народных традиций. Помните всегда об этом. Я очень горжусь вами и вашей работой, это целый праздник, который мы сегодня создали своими руками.
Рефлексия:
В заключении, мы бы хотели предложить вам оценить свою работу на сегодняшнем мероприятии. Для этого, вам надо прикрепить один праздничный шар на елочку, если вам понравился наш классный час. Если нет, то положите его в сундучок.
На этом наш классный час закончен. Спасибо за внимание.
Список источников информации и иллюстраций:
Литература:
1. Вора Е. В. ухукова – игра в куклы. Учебно-методический блок. - Самбург, 2013г.
2. Головнёв А., Лезова С. Игра: Нухуко – традиционные игрушки ненцев; Роль игры, игрушек в воспитании ненцев// Сев. Просторы. – 1994. – №2. – С. 52-53.
3. Головнев А. В., Лезова С. В. Игра// Северные просторы. – 1994. – №2. – С. 56.
4. Малыгина А. А. Куклы народов Сибири (по коллекциям МАЭ). Материальная и духовная культура народов Сибири. – Ленинград: «Наука», 1988. – 240 с.
5. Мифологическое время: альбом-каталог. Государственный музей Природы и человека Ханты-Мансийск/ Сост. Е. В. Перевалова, С. В. Лезова, А. В. Головнев. – М. : Издательства «Эпифания», 2003.
6. Павлинская Л. Ф. Игрушка и мир ребенка в традиционных культурах Сибири/ Традиционное воспитание у народов Сибири. – Ленинград: «Наука», 1988. – С. 222-250.
7. Хомич Л. В. – СПб. : Русский двор, 1995. – 336 с.
8. Яптунэ Р. Обычаи и обряды чукчей: ч. 1. - Нухукова – игра в куклы : Игры, Нухукова – куклы. // Таймыр. – 1998. – 12 нояб. - с. 18.
9. Яптунэ Р. П. Нухукова – игра в куклы : Чукотские игрушки// Вестник. – 2004. – №4. – С. 3-4.
Ссылки на альбом с музыкой:
1. https://ethnic.com.ua/music/669
2. https://www.gusli.su/tema/nency/
Иллюстрации:
1. Фотографии из личного архива автора.
2. Экспонаты ГУ «ЯНОМВК им. И. С. Шемановского» г. Салехард. Фото: А. А. Арефьевой.
3. https://www.nasekomie.ru
4. https://sever.livemaster.ru