Светлана Арутюнян
Консультация «Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как сформировать познавательный интерес
Формирование элементарных математических представлений у детей — один из разделов образовательной программы ДОО. Как увлечь дошкольников занимательной математикой и при этом не превратить занятия с ними в школьный урок? Наполните группу материалами математического содержания и используйте традиционные и нетрадиционные формы работы с воспитанникaми.
Публикация «Консультация „Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Математика дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем.
Одна из задач педагогов ДОО — создать условия для развития у детей познавательной aктивности и интереса к окружающему миру. Для этого необходимо формировать познавательный интерес.
Познавательный интерес — основа учебной деятельности. Он способствует накоплению глубоких знаний, мотивирует умственную активность, создает благоприятный эмоциональный фон для развития психических процессов (мышления, памяти, речи, внимания и т. д.). Они в свою очередь являются предпосылками к учебной деятельности, а следовательно, и дальнейшему успешному обучению ребенка в школе. Познавательный интереc к математике проявляется в умственной и эмоциональной активности детей, желании получать больше знаний, использовать их в самостоятельной деятельности и быту.
М. В. Ломоносов говорил, что «ум в порядок приводит математика». По утверждению советского педагога В. А. Сухомлинского, «умственный труд на уроках мaтематики — пробный камень мышления».
Педагоги должны быть внимательными к каждому ребенку, уметь подмечать степень его заинтересованности умственной деятельностью, создавать условия для того, чтобы превратить познавательный интерес к математике в тягу к знаниям.
Создать предметно-пространственную среду для математического развития.
Для формирования у детей познавательного интереса в детском саду должны быть созданы условия, при которых они могли бы проявить самостоятельность в выборе игры и игрового материала, исходя из развивающихся у них потребностей.
Важно, чтобы математика вошла в жизнь дошкольников как способ знакомства с интересными явлениями окружающего мира. Для этого используют наряду с традиционными нетрадиционные формы работы. Они побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности. К ним относятся:
• игровые проблемные ситуации;
• математические сказки;
• проектная деятельность;
• элементарные опыты;
• моделирование и др.
Процесс формирования элементарных математических представлений у детей становится более эффективным и интересным, если педагог использует игровые методы и приемы. Умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели в образовательной деятельности и повседневной жизни.
Что сделает занятия по математике эффективными?
• Нетрадиционная форма.
• Учет индивидуальных, возрастных и психологических особенностей.
• Задания развивающего, проблемно-поискового характера.
• Игровая мотивация.
• Благоприятная психологическая атмосфера и эмоциональный настрой.
• Интеграция разных видов деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, изобразительной, конструктивной и др.) на основе математического содержания.
• Чередование видов деятельности.
Важную роль в развитии познавательного интереса дошкольников к математике играет специально организованная педагогами деятельность. Большой интерес вызывают занятия в нетрадиционной форме: по мотивам сказок, в форме игр-путешествий, расследований, экспериментов, экскурсий, викторин, сюжетно-ролевых игр, КВН, «Поля чудес», занятия с использованием ИКТ и др.
Занятия по ФЭМП в нетрадиционной форме:
• математическая игра по мотивам сказки «В гостях у Белоснежки и гномов»;
• игра-путешествие «В гостях у сказки»;
• сюжетно-ролевые игры «Супермаркет», «Путешествие к загадочным математическим планетам»;
• игры-путешествия «Волшебная страна» (с использованием блоков Дьенеша, «Путешествие в страну Оригами».
Занятия строятся на современных подходах: деятельностном, развивающем, личностно-ориентированном. В ходе них педагоги применяют игровые, проблемно-поисковые, практические методы, проблемно-практические игровые ситуации. Необычная игровая ситуация с элементами проблемы, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает познавательный интерес у детей.
Правильно организованная самостоятельная познавательная деятельность развивает у детей умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитывает интерес, волевые черты, формирует желание учиться, привычку к умственному напряжению и труду.
Уважаемые педагоги, сегодня я вам расскажу о некоторых приемах позволяющих формировать познавательный интерес у детей, которые использую в работе с детьми.
1. «ГИМНАСТИКА УМА»
• Сколько раз Царь Гвидон совершал превращения и в кого? ( три: комар, муха, шмель) • Сколько братьев у Ивана – Дурака в русских народных сказок? (два). • Сколько ночей рассказывала сказки Шахерезада? (Тысяча и одна ночь)
Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразования. Их нельзя решать каким – либо усвоенным ранее способом. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную умственную деятельность, стремясь достичь конечной цели.
2 задание: Сколько сказок спряталось в клубке(2 команды).
Задача на смекалку «КЛУБОК СКАЗОК»
Жили – были Дед и Баба. И была у них курочка Ряба. Раз снесла курочка яичка – не простое, а золотое. (Курочка Ряба) Положила его Баба на окошко студиться. А лиса его ам - съела. (Колобок) Дед тянет – потянет – вытащить не может. (Репка) Плачет Дед, плачет Баба. (Курочка Ряба). Дед и говорит: «Я поеду в город на ярмарку, а ты дома сиди, братца береги!». (Гуси - Лебеди). Взяла пирожок и горшочек масла и пошла по длинной дороге. (Красная Шапочка) Долго ли, коротко ли, смотрит: стоит избушка на курьих ножках, вокруг себя поворачивается. (Гуси – Лебеди) - Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? - Я, Волчок – серый бочок. - Пусти меня к себе жить. (Теремок) - Дерни за веревочку, дверь и откроется! - Бабушка, бабушка! Почему у тебя такие большие зубы? - Это чтобы скорее съесть тебя! - Не ешь меня, я тебе, песенку спою! (Красная Шапочка) Я – веселый Серый Волк. В поросятах знаю толк! (Три поросенка) Тут и Дед с ярмарки вернулся. Обрадовались они стали жить поживать и добра наживать! (Гуси - Лебеди) Кто сосчитал, сколько сказок спряталось в этом клубке и если можете, назовите их. (7)
3. Задачи-шутки
Это занимательные игровые задачи с математическим смыслом направлены на развитие произвольного внимания, нестандартного мышления, на быстроту реакции, тренируют память.
• Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?
• У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько у мамы детей? (одна дочка)
4. Игры на логическое мышление
В работе с детьми я использую простые логические упражнения и задачи с целью развития у них умения осуществлять последовательные умственные действия: анализ, сравнение, обобщение по признаку.
• На столе стояло 3 бочонка с медом. Винни – Пух съел 1 бочонок и поставил его на стол. Сколько бочонков на столе? (3).
• Карлсон разрезал батон на три части. Сколько разрезов он сделал? (2)
5. А теперь прослушайте маленькие истории. Если вы услышите слово или слог «ТРИ», то хлопните один раз в ладоши.
Целью подобных игр является развитие слухового внимания и понимания речи.
Однажды щуку мы поймали, Распотрошили, а внутри (хлопают) Рыбёшек мелких увидали, И не одну, а целых … три (хлопают)
6. Задание с блоками Дьенеша.
Сегодня я познакомлю вас с некоторыми методами работы например: с логическими блоками.
Блоки предназначены для обучения математике в игровой форме. Занятия с ними способствуют развитию памяти, внимания, воображения, речи. У ребенка появляются умения классифицировать материал, сравнивать, анализировать аналитическую информацию.
Работа с логическими блоками Дьенеша научит детей:
- Выявлять свойства объектов, называть их, объяснять, в чем состоят различия и сходства;
- Подкреплять свои рассуждения доводами.
- Логически мыслить.
- Самостоятельно решать задачи учебного и практического плана.
- Развивать воображение, творческие и интеллектуальные способности, фантазию, навыки моделирования и конструирования. Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур (презентация набора Блоков Дьенеша).
7. ГЕОМЕТРИЯ ИЛИ ИГРА ТАНГРАМ
Данная игра научит детей думать логически, выделять плоскостные геометрические фигуры и создавать заданную фигуру. Это игра способствует развитию у детей комбинаторных способностей, воображения, образного мышления, внимания и умения действовать по инструкции. Кроме того, для детей «Танграм» станет еще и пальчиковым тренажером.
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует нaстойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, a, следовательно, предсказуем для человека.
Хочется верить, что наша сегодняшняя встреча была для вас полезной, интересной и познавательной.