Елена Синицына
Как рассказать ребёнку о Великой Отечественной войне
▼ Скачать + Заказать документы
«Что такое война?» — рано или поздно ребенок задаст родителям такой вопрос, и важно, чтобы они были к нему готовы. Как не напугать совсем еще малыша и поговорить с подростком, который на все имеет свое мнение? Стоит ли вдаваться в подробности или лучше описать события образно? Нужно ли настаивать на своей точке зрения?
Война, как и другие непростые темы, часто вызывает у родителей тревогу и беспокойство. Нужно понимать, что Великая Отечественная война — часть истории России. Как и любое важное историческое событие, она имеет определенные следствия и отражается на дальнейших событиях. Как писал Максим Горький: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего». Поэтому разговоры об этом, конечно, нужны. Обсуждать Великую Отечественную войну и отвечать на вопросы детей стоит с учетом двух важных моментов: возрастных особенностей ребенка и эмоционального состояния родителей.
Публикация «Как рассказать ребёнку о Великой Отечественной войне» размещена в разделах
Родители, испытывающие чувство тревоги или страха, транслируют это и своим детям. Некоторые страхи родители «внушают» ребенку, даже не осознавая этого. Это может происходить либо при рассказах, которые окрашены негативными эмоциями («Это очень опасно!», либо через демонстрацию своего поведения, как бы указывая, что происходит нечто опасное.
В сознании ребенка сам факт того, что родитель чего-то боится, является сигналом о том, что вокруг происходит что-то страшное.
Поэтому, обсуждая тему Великой Отечественной войны, стоит сохранять спокойствие, а если она вызывает тревогу, то разговор лучше отложить и подготовиться к нему.
Не стоит чересчур глубоко погружаться в разговор, тратить на него все свободное время. Даже взрослому человеку будет сложно долго рассуждать на тяжелую тему, а у ребенка гораздо быстрее возникнут напряжение и страх.
Маленькие дети (например, дошкольники) в силу возраста пока еще не способны к абстрагированию, поэтому получаемую информацию они оценивают в первую очередь эмоционально, а не рационально. Вместе с этим развитое воображение может поспособствовать тому, что недостающую информацию или какие-то подробности они могут «дофантазировать», что приведет к росту напряжения и страха. Можно почитать их вместе или почерпнуть оттуда некоторые фразы и выражения, которые в дальнейшем родители смогут использовать в беседе с детьми.
С детьми старшего дошкольного возраста можно посетить музеи и памятники войны. При этом лучше не нагружать ребенка большим объемом информации, не говорить одновременно обо всем: об оружии, героизме людей, условиях жизни и пр. Более удачным решением для родителей будет тематический разговор. Так, если вы с ребенком оказались возле мемориала, можно обсудить патриотизм и героизм людей. После посещения музея можно поговорить о военной технике.
Родителям стоит помнить, что знакомство ребенка с данной темой входит также и в задачи детского сада. С этой целью в саду реализуются специальные мероприятия, тематические и творческие занятия и т. д. Именно на эти тематические занятия стоит ориентироваться родителю: они проводятся в соответствии с возрастом детей и освещают тему с учетом их психологических особенностей.
Перед началом разговора определите, что именно ребенок уже знает о Великой Отечественной войне. Где он сталкивался с упоминанием о ней, что обсуждали в детском саду. Основываясь на этом, можно строить дальнейший разговор.
Беседуя о войне с дошкольником, лучше не конкретизировать, не фокусироваться на отдельных событиях, а обсуждать ее в общем. Так, можно сделать акцент на профессиях: летчики, моряки, врачи, медсестры и др.
В младшем школьном возрасте вопросы, связанные с Великой Отечественной войной, можно обсуждать более глубоко. Практически в каждой семье есть родственники, которые были участниками или свидетелями этих событий.
С ребенком (как и с подростком) можно обсудить историю семьи, показать фото или организовать беседу ребенка с родственниками, где он получит ответы на все волнующие вопросы.
Лучше воздержаться от пугающих подробностей, детальных описаний страданий человека. Можно лишь аккуратно отметить, что на войне погибло много людей, многие остались без родителей, братьев и сестер и т. п., но в результате наступил долгожданный мир.
И дошкольник, и младший школьник могут эмоционально отреагировать на информацию о войне — расстроиться, разозлиться, начать играть в нее, и это нормально. Детям в силу возраста не всегда легко проанализировать события — чаще они всё оценивают через призму эмоций, и им нужно время, чтобы переработать полученные впечатления.
Важно, чтобы эмоциональное состояние или подобные игры не повторялись постоянно — это свидетельствует о том, что переживания ребенка очень сильные.
Можно поговорить с ребенком о том, что, несмотря на то, что эти события важны, они не могут определять то, как мы сейчас относимся к кому-либо и чему-либо. Можно привести понятный ребенку пример: «Допустим, много лет назад прадед твоего друга по важной в тот момент причине поссорился или подрался с твоим прадедом. Но это не значит, что сейчас и ты должен драться с другом или что кто-то из вас плохой».
Очень важно то, как относится взрослый человек к теме разговора. Дети любого возраста улавливают посыл родителей, их отношение к чему-то, поэтому, беседуя на сложные темы, важно следить, какое отношение демонстрируем мы сами. Взрослый не должен показывать как слишком легкого или веселого отношения к этой теме, так и огромного страха и ужаса. Если, повествуя о героях войны, о детях-героях, о тружениках тыла, рассказчик сопереживает, то и ребенок будет сопереживать и гордиться своими предками. Если рассказчик нервничает, то и ребенок будет напуган.