Наталья Отпущенникова
«Как работать с детьми по предметным и сюжетным картинкам». (Консультация для родителей)
▼ Скачать + Заказать документы
В конце первого года жизни ребенок тянется к красочной картинке, радуется яркому изображению. Маленький ребенок не сразу отличает реальный предмет от его изображения на картинке. Он относится к рисунку как к игрушке, к вещи, пытается взять нарисованный кубик, откусить кусок яблока.
С помощью взрослого малыш постепенно устанавливает связь между предметом, его графическим изображением и соответствующим названием. Это важно для развития мышления, для формирования первых общих представлений.
Публикация «„Как работать с детьми по предметным и сюжетным картинкам“, (Консультация для родителей)» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
Картина помогает закреплению представлений о предметах. Под руководством воспитателя с помощью картинки осуществляется более расчлененное, более детальное восприятие качеств, предметов (форма, величина, цвет и т. д.) и его состояния.
Картины вызывают у ребенка радостные эмоции. Эмоциональная отзывчивость, присущая детям, позволяет воспитателям рано формировать у них элементарное отношение к изображенным сюжетным ситуациям.
С помощью картины обогащается словарь ребенка. От взрослых он узнает названия предметов, качеств, постепенно начинает сам активно называть изображенное, отвечать на вопросы.
Использование картинки для развития речи имеет свои преимущества перед игрушкой. Дети, рассматривая картинку, охотно говорят, в то время как игрушкой им, прежде всего, хочется играть, а не рассказывать о ней. Картинка, напечатанная на бумаге, требует осторожного обращения. Быть осторожным – малышам трудно, осторожность вырабатывается постепенно и имеет большое воспитательное значение.
Картинки, благодаря своей образности, красочности, являются ценным средством воспитания художественного вкуса.
По своему содержанию первые картинки должны быть очень простыми. Дети только учатся устанавливать связь между рисунком и реальной вещью, поэтому картинки должны изображать хорошо знакомые им предметы. Лучше всего давать малышам карточку с изображением отдельных предметов. Чтобы научить детей внимательно рассматривать картинку, предметы должны быть изображены с некоторыми деталями ( на платье могут быть выделены: воротничок, карманы, пуговицы и т. д.).
Для того чтобы картинки можно было свободно держать, трогать, они должны быть наклеены на плотный картон.
Очень важно, чтобы содержание картинки побуждало малышей говорить. Для этого названия изображенных предметов должны звучать очень просто или же на картинках должны быть нарисованы звучащие предметы (часы – «тик – так» и т. д.).
У детей старше полутора лет важно формировать первые общие представления о предметах. Для этого целесообразно давать изображения одинаковых предметов, но отличающиеся по цвету (мячик синий и красный, размеру (яблоко большое и маленькое, по состоянию (например, кошка лежит и сидит). Такие изображения дают возможность обогащать словарь детей не только существительными, но и прилагательными, глаголами.
Особенно полезны для этой цели изображения предметов в несложной сюжетной ситуации (мальчик катается на велосипеде, девочка держит мячик, мальчик играет на дудке).
Дети после полутора лет способны понять уже и более развернутое сюжетное содержание, отражающее окружающую ребенка жизнь: сценки из жизни детей в семье и детском саду, бытовой труд взрослых, движение знакомого транспорта, природные явления, картинки для маленьких должны быть красочными и хорошо выполненными в художественном отношении.
Детям после 1года 6 месяцев при показе картинок необходимо передавать основное смысловое содержание изображенного, раскрывать сюжет.
Вначале рассказывает воспитатель: «Дети, посмотрите на картинку и послушайте, что я вам расскажу».
Далее рассказывает, какие персонажи нарисованы на картинке, что они делают, каково их состояние, какие взаимоотношения существуют между ними (девочка заботится о собачке, курочке, собачка радостно встречает мальчика).
При повторном рассматривании, когда дети начинают употреблять многие слова, целесообразно предлагать детям следующее : «Давайте внимательно посмотрим и расскажем, что нарисовано на картинке. Это что? Правильно, это мальчик и девочка. Что делает девочка? Что делает мальчик?
Занятия по развитию речи могут состоять из двух частей. Так в начале (или в конце) можно дать упражнение на слуховое внимание и речевое подражание.
Своеобразную речевую зарядку можно провести в процессе организации детей на занятии: «Кто сейчас будет заниматься?» (Саша, дети.) «Кто мяукает?» «Кто придет к малышам в гости?» (Кошечка). Дети отвечают, основываясь на опыте прошлых занятий. Основная же часть занятия состоит из показа картинок.
Занятия, где дети сидят, и им приходится, например, только рассматривать картинки, имеют меньшую продолжительность.
Картинки являются эффективным средством развития речи.
Литература:
1. Эмоциональное развитие детей. Занятия в первой младшей группе, дидактические игры, работа с семьей. Автор –О. А. Айрих. 2011. – 134 с.