Галина Макулова
Как познакомить ребенка с родным поселком. Рекомендации родителям
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации родителям
«Как познакомить ребенка с родным поселком»
1. П Р И Р О Д А
Наш поселок Шатки расположен на юге Нижегородской области. Равнинная местность, красивая природа поражает своей необыкновенной красотой. Зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком полезно отправиться с ребёнком в лес, чтобы полюбоваться его великолепием, собрать дары леса: грибы, ягоды, лекарственные растения.
• Во время прогулки по лесу, постарайтесь не сами рассказывать о богатстве и красоте леса, а поспособствуйте развитию творческой деятельности.
Публикация «Как познакомить ребенка с родным поселком, Рекомендации родителям» размещена в разделах
Задайте вопросы ребенку : какие деревья растут в нашей местности? А что ты знаешь о берёзе? и т. д, если ребенок затрудняется, то по рассуждайте вместе. В лесах водятся различные животные:
• предложите ребенку назвать животных обитающих в лесах нашей местности, чем они питаются (хищные, травоядные, какой образ жизни ведут и т. д.
• Рассмотрите с ребенком альбомы, книги, иллюстрации о разнообразии природы нашего края.
Летом отдыхать на берегу реки Тёши, протекающей в восточной части поселка, с удочкой в руках одно удовольствие. Она красива в любое время года.
Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Воспитывая любовь к природе родного края, необходимо приучать детей беречь природу, охранять её. Здесь важен пример родителей.
С целью природоохранной деятельностью созданы заказники.
Заказник- это охраняемая природная территория, на которой под охраной находится не природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды.
• Покажите ребенку местонахождение заказника.
• Привлекайте детей к выращиванию растений.
• Участвуйте в субботниках по озеленению территории детского сада, около своего дома, в посёлке.
Подчеркните, что лес является бесценным богатством природы, зеленой кладовой.
.
2. С И М В О Л И К А
У нашего поселка есть свой герб.
Спросите у ребенка, что изображено на гербе, где можно встретить изображение герба поселка (на страницах газеты новый путь, рекламных щитах поселка)
Рассмотрите герб Шатковского района и сравните его с гербом Нижегородской обл.
Герб имеет форму стрельчатую, образованную 2 дугами, пересекающимися вверху.
Колос и шестерня. Они указывают, что Шатковский район- агропрмышленный. Слева по дуговой полосе белый силуэт колоса (сельское хоз-во). Справа-фрагмент зубчатой шестерни (промышленность). Вверху завершается силуэтом оленя это говорит о том, район –часть области. Чаша. Её ножка обвита 2 змеями. Она стоит на волнистой черной поверхности. Из неё вытекает вода. Все это символизирует здравоохранение района, целебные источники и грязи, в целом недра района. Ниже этого изображения желто– зеленым цветом по черному – шрифт «Шатковский район» в две строчки. Ниже надписи «Шатковский район» вершиной вниз треугольник с 3-х полосным в обе стороны изображением флага Р. Ф.
П О С Е Л О К В П Р О Ш Л О М
Поселок Шатки не всегда был таким, какой он сейчас. Давным-давно здания, дома были деревянные. На поле где сейчас размещается школьный стадион, каток было огородное поле. В войну и после войны здесь выращивали овощи для раненых и больных, и для нужд школы. На месте нынешней районной администрации была амбулатория, где лечили больных. На месте церкви располагается приборостроитель ный завод. Церковь была, высокая, красивая, из красного кирпича. А та церковь, что сейчас действует, долгое время служила культуре, в ней располагался клуб. В нем танцевали, ставили концерты, крутили кино. Поселок Шатки до 1962г имел статус села, где было развито кустарное дело: кожевенное, кузнечное, изготовление дуг, колес. Работали 2 промышленных предприятия: лесопильный завод и кошмовая артель. Кустари -мелкие товаропроизводители, изготавливающие промышленные изделия на рынок. Очень давно была построена железная дорога. У людей появилась возможность ездить на поездах. Сейчас наш поселок центр с преобладанием сферы услуг.
Д О С Т О П Р И М Е Ч А Т Е Л Ь Н О С Т И
Детей дошкольного возраста обязательно надо знакомить с героями ВОв, с медалями, семейными реликвиями. Читать литературу о ВОв, говорить о подвигах героев, участвовать в параде 9 Мая – это формирует у детей понятие, что война это не лёгкое, увлекательное действие, а общая беда, и что от них зависит будущее Родины. Чтобы пробудить в ребенке интерес к теме войны. Покажите ребенку существующие вокруг него свидетельства прошлого.
К историческим достопримечательностям поселка Шатки относится Мемориальный комплекс «Никто не забыт, ничто не забыто», построенный в 1985г в память о героях Великой Отечественной войны.
- Совершите прогулку к вечному огню. Обратите внимание ребенка на то, что огонь всегда горит, напоминая людям о тех, кто погиб на войне.
- Внимательно рассмотрите с ребенком «Аллею Героев Советского Союза- познакомьте с уроженцами Шатковского района, отдавшими жизнь за наше светлое будущее.
-Военная техника. С целью обогащения знаний ребенка о военной технике можно воспользоваться имеющимися здесь: пушкой, истребителем, танком («заострите» внимание ребенка на том, что в годы Великой Отечественной войны танки и другую военную технику на фронт для борьбы с фашистами поставлял наш Горьковский автозавод).
Очень важно воспитывать интерес и желание у ребенка узнать как можно больше о вкладе родного края в достижение Великой Победы над врагом.
Ещё одним из фрагментов мемориального комплекса стал обелиск памяти ленинградской пионерки Тани Савичевой.
• Совершите экскурсию к стеле Т. Савичевой
в 1972г. в память о ленинградской школьнице на средства, заработанные пионерами и комсомольцами района, на шатковском кладбище была возведена стела с барельефным портретом девочки и страничками из ее дневника. Автор проекта – десятиклассник из с. Старого Иванцева Дмитрий Курташкин.
• Расскажите ребенку о Тане, о блокаде Ленинграда, о дневнике который,
стал обвинительным документом фашизма на Нюрнбергском процессе.
Жила в Ленинграде девочка из большой, дружной, музыкальной семьи. Звали её Таня. Училась в школе, читала, любила родных и жизнь. И вдруг мирную жизнь оборвала война. Тане было 11 лет когда началась война. Немцы блокировали подъезды к городу, чтобы туда нельзя было доставить еду, и жители города вынуждены были голодать. Надо было скорее спасать людей. В первую очередь спасали детей, переплавляя на «Большую землю». Так 19 июля 1942г Таня в числе других больных и истощенных детей попала на нашу Шатковскую землю. Чье имя вписано в мировую историю благодаря ее легендарному дневнику. А в 1944 из тяжелой болезни Тани не стало.
Более подробную информацию о судьбе Т. Савичевой вы можете найти в брошюре «И вновь звучит над миром Савичева Таня».
А также посетив с ребенком :
• музей им. Т. Савичевой. Где вы можете посмотреть экспозицию стилизованной комнаты семьи Савичевых, за круглым столом любила собираться большая, дружная семья Савичевых, окунуться в историю тех времён, взглянуть на вещи, которые пережили военные действия, прослушать интересную лекцию экскурсовода.
• мемориал «Т. Савичевой и детям войны посвящается». Открыт в 2010г
• железнодорожный вокзал, где установлена мемориальная доска
«Жила-была Таня» с информацией о прибытии в 1942 году в Шатки поезда с детьми из осажденного Ленинграда. Открытие состоялось в 2010г).
• донесите до сведения ребенка о том, что в Шатках действует детский оздоровительный лагерь им. Тани Савичевой.
• одна из улиц нашего поселка также носит имя ленинградской девочки. По возможности прогуляйтесь по улице им. Т. Савичевой.
Жители поселка помнят и делают многое, чтобы о Тане помнили и дети, и взрослые.
источник «Кипячий ключ»
Источник «Кипячий ключ» это древние минеральные образования, лечебные водные источники и грязи. Они используются при лечении различных заболеваний: желудка, кишечных заболеваниях, суставов, заболеваний ЛОР, периферической нервной системы и др.
• Совершите с ребенком экскурсию к источнику «Кипячий ключ»
У Л И Ц Ы М О Е Г О П О С Е Л К А
В нашем поселке много улиц. Среди них есть улицы, которые мы хорошо знаем. По этим улицам мы каждый день ходим в детский сад и гуляем с друзьями. Спросите у ребенка : Какие улицы есть в нашем поселке? Предложите ребенку назвать свою улицу? На какой улице находится наш детский?
Возвращаясь с ребёнком из детского сада домой, поиграйте в игры
Игра «Кто больше знает о нашей улице»,
Обращайте внимание детей на транспорт, здания, людей, природу. Помогите ребёнку увидеть то, что наиболее важно: труд людей, преобразования улицы и др. Взрослый и ребенок по очереди рассказывают все, что они знают об улице. Например, начинает игру ребенок : 1) Наша улица называется «1 мая», взрослый: «Рядом с ней проходит улица «Офицерская»; ребенок :…
Игра «Кто больше заметит интересного?».
Я вижу, что у строящегося дома появился ещё один этаж. А ты что видишь? Ребёнок может заметить, например, что машины убирают улицу; что в сквере идут озеленительные работы; что появились новые скамейки, в них люди могут отдохнуть; что проехала машина скорой помощи, к кому-то спешит врач и т. д. Выигрывает тот, кто больше знает. Игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об улице, о поселке.
Дома предложите ребенку :
• Игры со строительным материалом, конструктором.
Предложите ребёнку построить дом, улицу, на котором он живёт, детскую площадку. Поиграйте в «новоселье», помогите разместить игрушки так, чтобы им было комфортно. Предложите подумать и построить посёлок или город будущего, чтобы он был красив и удобен.
• Нарисовать, что больше всего понравилось на прогулке.
Следует объяснить ребенку то, что некоторые улицы в нашем поселке носят имя человека, который заслужил это право. Например ул. Сергея Любушкина.
Расскажите ребенку кто такой С. Любушкин. (можно использовать книгу В. П. Винидиктовой «Время выбрало их»)
Сергей родился в р. п Шатки. С детства мечтал стать моряком. После окончания Шатковской средней школы поступил в военно-морское училище. В 1995г получил распределение на АПЛ «КУРСК». Во время проведения одного из учений на подводной лодке прогремел взрыв и «КУРСК» рухнул на дно Баренцева моря. Страшная трагедия унесла жизни 118 человек, среди них был и наш земляк, капитан-лейтенант Сергей Любушкин 28 лет. Подводники совершили огромный подвиг. Спасая нас, они заглушили перед гибелью ядерные реакторы атомного крейсера. Обязательно отметьте подвиг моряков и скажите ребенку : «Если ты проживёшь жизнь достойно, одна из улиц будет носить и твоё имя».
Н А С Е Л Е Н И Е И Е Г О Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т Ь
Важно поддержать и направлять детский интерес, связанный с жизнью и деятельностью народов. Необходимо обогащать знания детей о том, что в нашем поселке живут и работают люди разных национальностей: русские, татары, мордва, чуваши, украинцы и др. и у каждого из них есть свой язык, традиции, обычаи, культура, религия. Каждый народ богат: врачами, учителями, поэтами, художниками воспитателями, хлеборобами. Но все народы, живут единой дружной семьей, всех их объединяет одна цель сделать наш поселок лучше, богаче, красивее.
Нелегкий труд хлебороба.
Прокомментируйте или продемонстрируйте на конкретном примере труд хлебороба «Как ты думаешь, сколько людей трудилось, чтобы хлеб попал к нам на стол? Давай посчитаем?». Давайте возможность ребёнку сначала самому назвать профессии тех, кто трудился над хлебом. А затем дополните его познания.
Воспитывайте у ребёнка уважительно-бережное отношение к хлебу. Приучайте остатками хлеба кормить птиц.
Рассказывая детям о людях, прославивших поселок : поэтах, писателях ( например: Винидиктова Валентина Павловна -много стихов посвятила п. Шатки, Шатковцам, опубликовала книгу «Время выбрало их», спортсменах (Алексей Лыжихин, человек с ограниченными возможностями достигший высоких результатов в спорте – сереб- ряная медаль на параолимпиаде в Сочи 2014, врачах, учителях, необходимо отметить Чугунова Ивана Ивановича. родился в селе Шатки. Работая председа- телем Горьковского облисполкома, он не забывал малую родину – Шатки. По его инициативе были построены завод нормалей, завод ЖБК, Благодаря его содействию построены здания ЦРБ, Дом культуры и др. объекты соц. сфере. Рассказывая детям о людях, прославивших поселок, вы приобщаете их к культурному наследию земли Шатковской.
• совершите экскурсию к памятнику И. И. Чугунова
Беседы-рассказы о своей работе.
Расскажите детям о своей профессии, предприятии, на котором работаете: что вы делаете, какую пользу приносит людям ваш труд, что вам нравится в вашей работе, каких нравственных качеств она требует (ответственности, внимания, умения, контактировать с другими людьми и др., что было бы, если бы вы работали плохо). Если есть возможность, проведите экскурсию с ребёнком на месте своей работы. Покажите или расскажите, какую продукцию производит ваше предприятие, кому и для чего она нужна, куда её отправляют. Попросите коллег по работе рассказать о своей профессии, покажите «Доску почёта» вашего предприятия.
Ролевые игры.
Участвуйте в ролевых играх детей, отражающих труд людей. Обогащайте сюжет, действия игры, диалоги – читая и рассказывая детям о труде людей, живущих в Шатках.
Пословицы о труде О труде сложено много пословиц, предложите ребенку
вспомнить, пословицы о труде и объяснить их значение? Если ребенок затрудняется помогите ему.
Ч Е М Ж И В Ё Т П О С Ё Л О К
Поселок наш небольшой, а как много в нем всего есть. Знакомить ребенка с организациями и предприятиями лучше совершая экскурсии и прогулки по Шаткам. Путешествовать лучше всей семьёй. Рассказывая интересные факты, родители обогащают знания и представления детей о родном крае.
Спросите у ребенка, какие организации и предприятия есть у нас в поселке?
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
ООО «Шатковский завод нормалей». Занимается изготовлением различных крепежных изделий для авиастроительной и автомобильной промышленности: крепежные изделия, винты, болты, шурупы, гайки, гвозди, заклепки.
ОАО «Шатковский Зерноперерабатывающий комплекс» Выпускает крупу, муку, комбикорм, хлопья. На предприятии функционирует цех по производству хлопьев и каш быстрого приготовления.
ОАО «Строитель» специализируется на строительстве производственных и гражданских объектов, строительстве и ремонте автодорог.
ПО «Шатковский хлеб». Выпускаемая продукция: производство хлеба, хлебобулочных изделий и кондитерских изделий.
СФЕРА УСЛУГ
• Районная администрация
На здании, расположенном напротив нашего детского сада гордо веет российский флаг. Спросите у ребенка что это за здание? Кто там работает? Какую работу они выполняют?
• БАНК-финансово-кредитное учреждение, производящее разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающее финансовые услуги.
• ШКОЛА №1 (школа - учебное заведение для получения общего образования)
По соседству с детским садом располагаются
• ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ И ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛЫ.
Детская музыкальная школа - это учебное заведение, в котором дети
получают музыкальные знания и навыки.
Детская художественная школа открыта в 1987 с целью обучения детей
различным видам изобразительных искусств
• БИБЛИОТЕКА
Еще в нашем поселке есть такое место, куда любят ходить дети, и взрослые, там можно увидеть много разных книг и журналов. Это библиотека.
Библиотека- учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования.
- При посещении библиотеки, обратите внимание ребенка на количество книг и условия их хранения, бережного отношения к ним.
Хорошо, если дома у ребёнка есть своя полка с любимыми книгами, где на ряду с различными произведениями, представлены книги о малой родине. Читая детям книги, объясняйте отдельные моменты, просите, чтобы ребенок отвечал на вопросы, пересказывал услышанное, заучивайте полюбившиеся строчки стихотворений. Такое совместное обсуждение содержания книг полезно и для формирования у ребёнка правильных представлений об окружающей действительности, и для воспитания патриотических чувств.
• ДОМ КУЛЬТУРЫ
В Доме Культуры, можно посмотреть концерты, театрализованные представления и принять участие в различных мероприятиях.
• ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «АТЛАНТ»
На территории комплекса расположено футбольное поле с искусственным покрытием, плавательный бассейн уникальный спортивный зал, крытый каток с искусственным льдом, прокат коньков и другие залы для видов спорта.
• АПТЕКА
А недалеко от ФОКа находится аптека - где можно приобрести необходимые для лечения и оздоровления лекарственные средства.
• ЖКХ
- Задайте вопрос ребенку : кто следит за чистотой поселка? (дворники).
Чтобы наш поселок был красивым и уютным, за его чистотой следят работники жилищно-коммунального хозяйства. Они убирают возле домов, чистят тротуары, зимой чистят дороги от снега. Наводят чистоту в парке культуры и отдыха, где мы можем прекрасно отдохнуть, покататься на качелях, поиграть.
Предложите ребенку составить рассказ на тему «Мой поселок»
примерный план
1. Как называется поселок, в котором ты живёшь? Почему он так называется
2. В каком районе, области он находится поселок?
3. Какие улицы в поселке ты знаешь? Назови свою улицу?
4. Какие достопримечательности у нас в поселке?
5. Нравится ли тебе твой поселок?
(Я живу в поселке Шатки, Шатковского района, Нижегородской области. Мой поселок очень красивый. В нём улицы носят разные названия – Т. Савичевой, С. Любушкина, Федеративная и др. По улицам едут автобусы и автомобили. В нашем поселке Шатки есть каменные и деревянные дома, Дом культуры, музей, детские сады, школы, вокзал, много магазинов. Зимой весь поселок покрыт снегом, а летом украшен деревьями и цветами, которые растут на клумбах. Я очень люблю свой поселок).
• Задача взрослых – отбирать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, те, которые наиболее доступны ему: ближайшее окружение, природа и мир животных родного края, труд людей, отношения людей, общественные события.
• Посещение музеев, выставок и др.
Обогащая ребёнка впечатлениями, важно не утомить ребёнка, не перенасытить его информацией, не вызвать угасание интереса. Быть в музее нужно столько, сколько это интересно ребёнку. Лучше посещать музеи в несколько этапов, в зависимости от возраста и интереса ребёнка.
• В разговоре с детьми о ужасах войны, о концлагерях нужно быть осторожным, не стоит, конечно, подробно говорить о ужасах войны, о концлагерях.
Наша- задача не напугать ребенка, а просветить.
• Побуждайте ребёнка отражать полученные впечатления в рисунке, лепке, игрушке-самоделке, ролевой игре.
• Дети хорошо воспринимают информацию, приведенную на конкретных примерах и историях.
• Во время беседы старайтесь не сами рассказывать о богатстве и красоте леса, а поспособствуйте развитию творческой деятельности ребенка.
Родителям не стоит забывать о том, что их жизнь является примером для ребёнка. Суждения взрослых, их отношение к событиям – становится убеждением ребёнка.