Юлия Яшкильдина
Фотоотчет «Как и во что играют мальчики и девочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что игра - это фундамент будущих социальных отношений ребенка-дошкольника, его успешности в жизни. Именно в ней ребенок обретает первичные навыки и опыт взаимодействия с окружающими, примеряя на себя самые разные социальные роли. Игра - процесс, который всегда будет характеризовать самоценность и уникальность дошкольного детства.
В играх девочки исполняют роли мамы и дочки, парикмахера и его клиента, продавца, покупателя, кассира, врача и пациента, консультанта по косметике, певицы, артистки. А мальчики чаще всего выбирают роли спасателя, водителя, пассажира, кондуктора, строителя, супергероя.
Публикация «Фотоотчет „Как и во что играют мальчики и девочки“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» март 2020
Очевидно, что интересы мальчиков и девочек обусловлены их половой принадлежностью.
Мальчики очень подвижны и динамичны, они не могут ограничиться только игровым уголком, им нужно пространство для перемещений и активных действий. Сам характер игр предполагает движение. Машина, которую ведет шофер, едет, корабль преодолевает шторм и рифы, подводная лодка погружается и всплывает. Мальчики строят из стульев автобус; конечно, для такой игры используется пространство группы.
Девочки более комфортно себя чувствуют в ограниченном пространстве: им достаточно уголка, иногда стола с игровыми атрибутами. Именно он становится кабинетом врача, в котором ребенок «пациенту» измеряет температуру, осматривает горло, слушает трубочкой, делает уколы. Используя коробочки с воображаемыми таблетками и витаминами, «врач» дает нужные лекарства больному, выписывает рецепт.
Мальчикам важно наличие разнообразных атрибутов предметно-игровой среды. Например, играя в «Автобус», им необходимо иметь фонарик, бумажки-билеты, бумажки-деньги, стулья, карточки, руль.
Девочки, играя в «Парикмахера», используют передник, расчески, заколки, резинки, игрушечные ножницы, разнообразные коробочки и баночки, флакончики и пластиковые бутылочки, бумажки-деньги, модные журналы. Для игры в «Доктора» им важно иметь под рукой игрушечный набор медицинских инструментов, коробочки и баночки с воображаемыми таблетками, порошками и витаминами.
В связи с высокой мобильностью и готовностью использовать все, что под рукой, мальчики совершают самые разнообразные игровые действия: управляют автомобилями, ремонтируют их; готовят автобус для поездки; капитаны отдают распоряжения, приказы командным голосом; рулевой управляет кораблем; матросы моют палубу; охранники требуют предъявить документы, стреляют в воришек; кондукторы проверяют билеты, штрафуют; мужчины-пассажиры предъявляют билеты кондуктору и визитки охранникам, рекламируют фонарик в метро и поезде.
Характер ролевых действий девочек, как правило, заключается в том, что мама готовит, стирает, занимается уборкой, проявляет ласковое и заботливое отношение к дочке, заключается ее воспитанием, наказывает. Дочка капризничает, просит что-нибудь купить; мама ходит по магазинам, причесывает себя и дочь; дочка помогает маме. Парикмахеры делают разные прически; клиент описывает, какую хотел бы прическу; парикмахеры советуют. Врачи ставят диагноз, лечат, выписывают рецепты. Кассиры выбивают чеки, покупатели спрашивают продавцов о качестве товара.
Ролевое взаимодействие, возникающее между девочками, более длительное, чем у мальчиков. Они не пытаются менять освоенные действия, готовы повторять их по нескольку раз, и поэтому между ними реже возникают споры и конфликты, игра имеет однообразный, но стабильный характер.
Мальчики распределяют роли конфликтно, не могут уступать, меняться ролями. Играя в «Такси» все хотят быть водителями, пассажирами никто быть не соглашался.
Готовя ребенка к игре или играя с ним, взрослому необходимо активизировать детскую фантазию, придумывать с ним новые сюжеты и ролевые действия, обсуждать правила взаимоотношений между героями. Важно научить и мальчика, и девочку усложнять игры, которые привлекают их, комбинировать сюжеты, вводить нетипичных персонажей, правильно разрешать конфликтные ситуации. Таким образом, дошкольники готовятся к нестереотипным моделям социального поведения в обществе, у них развиваются способности взаимодействия с другими людьми. Через сюжетно-ролевую игру можно учить ребенка конструктивно разрешать подобные ситуации, воспитывать культуру общения.