Тансылу Шаехмурзина
Семинар-практикум «Яркие краски народного творчества»
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ на тему : «Яркие краски народного творчества»
Цель:
Систематизировать представления педагогов о фольклорных
играх как о форме приобщения детей к здоровому образу
жизни и их значении в нравственно-патриотическом воспитании.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с народными играми.
2. Закрепить знания участников мастера –класса о классификации,
организации и проведении подвижных игр сдетьми младшего и старшего дошкольного возраста.
Публикация «Семинар-практикум „Яркие краски народного творчества“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
3. Повысить профессиональную компетентность участников мастер –класса.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня, наш семинар будет посвященфольклорным играм, хороводам их значению в разностороннем развитии дошкольников, а также знакомство с некоторыми из них.
Прежде чем ознакомить вас с народном творчеством и некоторыми играми, проведу с вами викторину на данную тему.
Викторина:
-Что вы подразумеваете под словосочетанием фольклор?
-Какие атрибуты используются в народных играх? (палочка, платочек, лучинка, камешек, мяч, игрушка)
-Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)
-Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)
-В каких видах деятельности используются русские народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)
-Какие физические качества воспитываются в народных играх? (смелость, ловкость, выносливость)
-Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)
-Назовите несколько русских народных игр («У медведя во бору», «Мороз-красный нос», «Золотые ворота», «Ловишки», «Пятнашки», «Жмурки», «Городки», «Казаки-разбойники», «Прятки», «Ручеек», «Колечко», «День-ночь» и др.)
Фольклор – устное народное творчество. Устное народное творчество – это одно из средств духовно – нравственного развития личности ребенка. Возвращение к этому в детском саду сейчас очень актуально. В раннем детстве ребенок как губка впитывает все впечатления, и они являются самыми сильными по определению ученых. У ребенка формируется свой особый мир, где есть место восторгу, страданию, любви, состраданию, тайнам. Эстетическое воспитание ребенка, развитие его речи, богатство языка, знание традиций, обычаев своего народа, любовь к отечеству не будет полноценным без устного народного творчества.
Красота родной природы, особенности быта народа, его всесторонний талант, и трудолюбие, представляют перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Народное творчество позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является. Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает.
Чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества, важно не только оно максимально включено во все жизненные процессы ребенка в детском саду, во все виды детской деятельности, насколько это возможно.
Огромной любовью пользуется колыбельные песни – спутник детства. Они несут в себе пожелания добра, благополучия своему ребенку, уверенность в том, что он будет здоров и счастлив. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.
Не меньшую роль в воспитательно-образовательном процессе детского сада могут сыграть народные подвижные игры – радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме способствующей конкретному перевоплощению в образы. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Фольклорные народные игры пригодятся вам как для проведения фольклорных праздников и досугов, так и для игр на свежем воздухе.
Музыкальный фольклор - уникальное явление, в нем неразрывно связаны музыка, слово и движение. В соединении этих элементов заключается большая сила педагогического воздействия. Через народные игры дошкольники в весёлой игровой форме знакомятся с бытом народа и его обычаями, с трудом, получают знания о бережном отношении к природе. Таким образом, у ребё нка развиваются не только музыкальные способности: слух, память, вокальные данные, чувство ритма, но и формируются основные духовно-нравственные ценности - любовь к малой Родине, своей семье, уважение и почитание традиций и обычаев своего народа. По содержанию музыкальные народные игры классически лаконичны,образны, выразительны и эмоциональны, а народные мелодии хороши своей простотой, доступной формой, напевностью, легко запоминающимся мотивом.
Чёткой классификации народных игр нет. На основе исследований Капицы О. И., Науменко Г. М. игры условно можно разделить на виды:
1) подвижные (спортивные) игры;
2) обрядовые (календарные);
3) по отношению к природе (природные);
4) трудовые (бытовые)
5) с ведущим (водящим);
6) драматические (с элементами театрализованных действий)
При отборе фольклорного материала нужно учитывать возраст детей. Для малышей это потешки, песенки, колыбельные, коротенькие сказки, которые используются, чтобы привлечь внимание, развеселить, успокоить, воспитать аккуратность, опрятность («Водичка – водичка», «Сорока – ворона).В среднем возрасте детям понятны заклички, загадки, народные приметы. А старшие дети очень любят отгадывать загадки, объяснять пословицы и поговорки, инсценировать сказки, играть в народные игры, рассказывать небылицы.
Так как игра – ведущая деятельность детей,я вас познакомлю с несколькими играми русского, татарского и башкирского народного творчество. Они знакомить детей с народными обычаями, развивают нравственные и патриотические чувства.
Выходят педагоги и выполняют построения для предстоящих игр.
Т б т й
Балалартуг р кл непбасалар. Туб нд ге ж ырныжырлый-жырлый, т б т йне
бар-берсенэбир л р:
Туб т некиг нсен,
Бикеракларданкилг нсе
Т ск матурлыгы бел н
Шаккатырыйм,диг нсе.
Кушымта: Туп - туп-туб т й,
Т б т е укалы.
Чикк нматурт б т е
Мен кемд тукталды.
Жырахырындатуб т йкемд калса, шу аж забирел (бии, жырлый, эт ч
булыпкычкыра н. б.). Уеншулайд вамитэ.
Утыр, утыр, М лик.
Балалартуг р кл непбасалар. Бер, кузен б йл п, туг р куртасынаутыра.
Балалар, кулга-култотынышып, туг р кт жырлап йл н л р:
Утыр, утыр, М лик, алмагачны тебен,
Кем утырганкаршы а, йтепбирчетизген.
Бер анын; янынакилепутыра. Уртадагы бала аныкапшаптаныписемен
йтерг тиеш. г рбелм с, а аж забирелэ. Уеншулр вешч д вамит.
Агыйдел.
Балалар, парлашып, берберартлыбасалар. Бер бала парсыз кала, ул алга чыга. Кушымталы жыр ырлаганда, балаларкулларынбер-берсен тотынган килеш ск кут р л р (куперясыйлар). Шулвакыттапарсыз бала купер аркылычыга музен ошаганбаланы>1 сайлый. Уенд вамит.
Агыйделне суларында
Ак чил гемк мелде.
йд, дустым, безнецякка,
Безне якларк елле.
Кушымта:
З г рч ч кжыя-жыя,
З г рл ттемкулымны.
Берг -берг уйныйк ле,
Бир дускаем, кулы ны.
Куянкай.
Балалар, кулга-култотынышып, т г р кк басалар. Т г р куртасынакереп, бер бала
чуг лиУл—"куян". Куян, беркулыниягенэкуеп, мо аепутыра.
Т г р кт гел ржырлый-жырлый йл н л р:
Ак куянга ни булган,
лл индеавырган?
Ипт шенд табалмый,
Урыныннандаторалмый,
Куян, куян, синсикер,
Ипт ше табыпкитер!
Куянбилен таяныпсикер башлый. Аннан берипт шенуртагаалып йл н л рд, чакырылган бала куянбулып кала. Уеншулайд вамит.
Яшер мяулык.
Балаларт г р кясапбасалар. К лларынарткакуялар. Санамышярд менд
яулыксалучыбилгел н. Анынкулындакулъяулык. Ул, туг р кт нчыгып, шушысузл рнежырлапй ри:
Кулъяулыгымяшел, яшел,
Яшелчир мастында.
Сиздермич ташлапкит м
Берипт шемартына.
Сузл рне йтк нд, бербаланы учт бен кулъяулыкныкалдырыпкит, туг р кэчен кереп баса. Кулъяулыклы бала, тизген арткачыгып, с зл рне йт - йт, уенныд вамит рг тиеш. г рултоткарланып торса яки кулъяулыксалганнысизмич, а аж забирел.
К рс т ле, ск нем.
Балалрт г р кясапбасалар мбербаланыуртагачыгаралар. Кум к
жырлап йл неп, уртадагыбалагат рлеэшлэркушалар. Уртадагы бала
кушылганэшнебашкара. Кырыйдагылар да: "Мен шулай, мен шулай",-
дип, улэшл г нэшнекабатлыйар. Эш кушу чентуб нд гежыр-такмаклар
файдаланыла:
К рс т ле, ск нем,
Ничеккошларочалар?
Мен шулай, мен шулай,
Шулайкошларочалар.
К рс т ле, ск нем,
Ничекй риаюлар?
Мен шулай, мен шулай,
Шулайй риаюлар.
К рс т ле, ск нем,
Ничекчабапоездлар?
Мен шулай, мен шулай,
Шулайчабапоездлар.
К рс т ле, ск нем,
Ничексикер куяннар?
Мен шулай, мен шулай,
Шулайсикер куяннар.
«Ак тирек, куктирэк (Белый тополь, синий тополь)»
Дети стоят в две шеренги по краю площадки напротив друг друга. Первая команда хором спрашивает: «Белый тополь, синий тополь, что есть на небе?»
Вторая команда хором отвечает: «Пестрые птицы».
Первая команда спрашивает: «Что есть у них на крыльях?» Вторая команда отвечает: «Есть сахар и мед».
Первая команда просит: «Дайте нам сахар».
Вторая команда спрашивает: «Зачем вам?»
Первая команда зовет: «Белый тополь, синий тополь».
Вторая команда спрашивает: «Кого выбираете из нас?»
Первая команда называют имя одного из играющих из противоположной команды. Выбранный ребенок бежит навстречу шеренге соперников, которые стоят, сомкнув крепко руки, и старается разорвать «цепь» соперника. Если он разорвет «цепь», то забирает играющего из команды соперников в свою команду, если нет, то остается в этой команде. Выигрывает та команда, в которой оказывается больше всего игроков.
«Сапожник - Итексе» Муз. Ф. Гершовой. Сл. Е. Басс.
Цель: Развивать воображение, творчество. Улучшить ритмичность и
качество выполнения танцевальных движений. Петь умеренно громко,
чётко и бодро.
Организация игры.
Дети стоят хороводом. В середине – на стуле сидит ребёнок – это сапожник.
1к. «Сапожник» имитирует характерные движения: шьёт сапоги. Дети идут по кругу хороводным шагом.
2к. Идут, сужая круг, исполняя 2 простых шага и 3 притопа, и таким же образом расширяют круг.
Исполняют тройные притопы с поворотом корпуса.
С окончанием пения дети быстро разбегаются, а сапожник старается запятнать кого-нибудь из детей. Запятнанный ребёнок становится сапожником и игра повторяется.
1. Нитки, шило да игла – начинается игра!/2р.
Я для маленькой ноги шить умею сапоги. /2р.
2. Ты – сапожник-чудодей, шьёшь сапожки для людей. /2р.
Чтоб примерить сапоги, ты скорее нас лови!/2р
«Сабантуй - абантуй».
Цель: Развивать прыгучесть, ловкость.
Организация игры.
Большинство народных игр связано с главным праздником наших хлеборобов – «сабантуем». Этот праздник проводится весной.
Дети изображают скакунов. В центре встаёт ведущий с шестом, к которому привязан красивый платок. Ведущий вращает шест над головой по кругу, дети стараются задеть в прыжке платок рукой. Тот, кто заденет платок, считается победителем.
«Ловкий Джигит – Тахылегет».
Цель: Развивать быстроту. Улучшать качество выполнения прямого галопа.
Организация игры.
Подгруппа детей (4-5) становится в шеренгу напротив центральной стены. У каждого в руке «лошадка» на палке. Остальные дети сидят на стульях и поют: «Эй, джигиты, выходите и коней себе берите.
На конях должны скакать свою удаль показать.
Тот, кто первый прибежит, настоящий тот джигит!»
По окончания пения выбранные дети «Скачут» на лошадках к центральной стене. Добежав до стены, поднимают «лошадку» вверх. Выигрывает ребёнок, прискакавший первым, и получает приз.
«урай». Муз. Ф. Гершовой. Сл. Е. Басс.
Цель: познакомить детей с башкирским народным инструментом – курай. Учить детей выполнять простые башкирские народные танцевальные движения.
Организация игры.
Дети делятся на 4 подгруппы и становятся шеренгами вдоль стен комнаты, чередуясь в определё нном порядке: мальчик, девочка. Водящий («кураист») сидит в центре на стуле и играет на курае. Все дети поют.
На первую фразу «Становитесь в хоровод» - идут вперёд простым шагом.
«Всех курай плясать зовёт» - отходят назад на место и делают тройной притоп.
«Ты, курай задорный, веселей играй,
«Тех, кто лучше пляшет, в круг их приглашай!» приплясывают на месте: девочки прищёлкивают пальцами, а мальчики, притопывая ногами, поочерёдно выставляют руки перед грудью.
Одновременно «кураист» идёт по кругу переменным шагом и в конце пения кланяется детям и кладёт курай на стул. Исполняется плясовая мелодия.
1 часть музыки: дети, взявшись руками крест-накрест, парами двигаются по кругу переменным шагом, в конце музыки поворачиваются лицом друг к другу и выполняют тройной притоп.
2 часть музыки: вначале дети отходят друг от друга переменным шагом (мальчики башкирским ходом, а девочки, высоко поднимая колени, оттягивая носочек, руки держат немного в стороны). На повторение музыки возвращаются на место, исполняя аналогичные движения. С концом музыки мальчики бегут, стараясь взять курай. Выигравший ребёнок становится «кураистом».
Перед игрой рассмотреть курай, рассказать народную легенду о курае.
«Юрта - Тирмэ». Муз. Ф. Гершовой. Сл. Е. Басс.
Цель: Развивать внимательность, ловкость. Закреплять переменный шаг.
Организация игры.
В игре участвуют 4 подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
Мы – весёлые ребята, соберёмся все в кружок.
Поиграем и попляшем, и помчимся на лужок.
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде крыши, получается юрта.
С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.
Хороводная игра «Колпачок»
Цель : учить детей браться за руки, выполнять движения, согласно тексту игры.
Текст песенки:
Колпачок, колпачок
Тоненькие ножки,
Красные сапожки
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили
На ноги поставили
Танцевать заставили.
Описание: Дети становятся в круг. выбирают одного из детей, он будет колпачком. дети ходят по кругу и приговаривают по тексту. Когда произносятся слова «мы тебя кормили, мы тебя поили», круг сужается, затем снова дети расходятся назад образую большой круг и хлопают в ладоши. Ребенок стоящий в круге танцует. Затем игра продолжается.
Хороводная игра «Карусель».
Цель: Учить детей согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал педагога.
Описание: В центре становится педагог, который держит обруч на котором привязаны ленточки (обруч с ленточками поднять вверх) Дети становятся в круг и берутся левыми руками за ленточки "Сели на карусели" Идут по кругу и произносят слова песенки:
Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели,
А потом кругом, кругом —
Все бегом, бегом, бегом.
(Сначала дети идут медленно, а после слова «бегом» бегут по кругу)
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите,
Раз и два, раз и два —
Вот и кончилась игра.
Карусель начинает кружиться медленно, наконец, останавливается. Когда карусель остановится, дети бросают ленточки, и бегают по площадке, а по сигналу педагога, вновь бегут образуя круг и берутся руками за ленточки.
Бубен
Водящий в центре на корточках с пояском в руках.
Бубен, Бубен, долгий нос,
Почем в гоpоде овес?
Две копейки с пятаком!
Ехал Бубен с колпаком,
Овса Бубен не купил,
Только лошадь утопил!
Бубен бегать научил
Допев песню, все громко кричат:
Бубен, Бубен, беги за нами!
Хватай pуками!
Бубен должен кого-то поймать, обхватив пояском
Игра "Тетёра"
Два игрока (водящие, стоя лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их высоко, образуя так называемые "ворота". Остальные игроки сцепляются за руки и образуют круг (хоровод, который проходит через "ворота". Хоровод движется пока поё тся песня:
Тетёра шла, меховая шла.
Шла по улочкам, по заулочкам.
Сама прошла и детей провела,
А самого лучшего оставила.
На последние слова "воротики" опускаются. Кто попался, становится вместе с водящими, образуя еще одни "воротики" и т. д. Игра продолжается, пока в цепочке хоровода не останется 2 игрока. Тогда оставшиеся двое становятся новыми "воротами" и игра начинается заново.
Игра "Уж я улком шла"
Участники берутся за руки цепочкой. Один крайний участник ведёт за собой всю цепочку вокруг второго крайнего участника(«узелок»). Таким образом, постепенно вся цепочка закручивается вокруг «узелка» и останавливается. Затем, «узелок» пробирается наружу и вытаскивает всех остальных, «расплетая клубок». Во время игры поется песенка:
Уж я улком шла,
Переулком шла,
Клубок ниточек нашла.
Клубок катится,
Нитка тянется,
Клубок дали, дали, дали.
Нитка доли, доли, доли.
Последние две строчки поются до тех пор, пока клубок не расплетётся.
Я за ниточку бралась,
Тонка нитка порвалась!
На словах «…Тонка нитка порвалась!»,- все участники демонстративно «разрывают» руки и приседают. Главная задача: во время игры не расцепить руки.
Игра "Горелки"
Участники встают парами, взявшись за руки, как в игре «Ручеёк». Лицом к ним, на небольшом расстоянии перед первой парой, стоит водящий с платком в руке. Поётся песня.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз, два, три, беги!
На слова «Раз, два, три, беги!» Последняя пара отпускает руки и бежит в разные стороны «ручейка», кто вперёд за платочком. Тот, кто схватил платочек, становится водящим, проигравший берёт за руку бывшего водящего и становится с ним первой парой. Игра продолжается, пока не наиграются.
Спасибо всем участникам!
Благодаря знакомству с музыкально-фольклорными играми в детском саду, мы сохраняем свои традиции, передаем их будущему поколению, тем самым обеспечиваем не только физическое, но и духовное здоровье наших детей.