Алла Мокрецова
«Я живу на земле Ломоносова». Конспект НОД
▼ Скачать + Заказать документы
Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году 8 ноября (19 ноября по новому стилю) в семье Помора в деревне Мишанинской, Куростровской волости, Двинского уезда, Архангельской губернии.
1. Номинация: «Лучший видеоматериал мероприятия с детьми»
2. Наименование: Комплексная НОД по познавательному развитию и изодеятельности в подготовительной группе «Я живу на земле Ломоносова»
3. ФИО автора: Мокрецова Алла Николаевна
Должность:воспитатель детского сада высшей квалификационной категории
Публикация «„Я живу на земле Ломоносова“, Конспект НОД» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
Место работы: филиал МОУ «Холмогорская средняя общеобразовательная школа имени М. В. Ломоносова» - Детский сад № 1 «Журавушка»
4. Краткое описание предназначения материала: обобщение и закрепление знаний детей о жизнедеятельности М. В. Ломоносова
Цель: закрепить знания детей о жизни и творчестве великого ученого, земляка М. В. Ломоносова.
Задачи: 1. Расширять кругозор детей, обогащать словарный запас.
2. Систематизировать знания детей о разных жанрах живописи: пейзаже, портрете.
3. Закрепить навыки смешивания красок и получения новых цветов и оттенков, знания цветов радуги и их расположение.
4. Учить использовать в рисовании разные материалы, выбирать способы создания изображения.
5. Закрепить умение читать стихи с помощью схем.
6. Воспитание чувства любви и уважения к малой Родине.
Материал: портрет М. В. Ломоносова, пейзаж «Юный Ломоносов на пути в Москву». Фотографии с изображением парома, берегов реки, музея имени М. В. Ломоносова. Слайды изображающие жизнь и творчество М. В. Ломоносова. Цветные примеры, наборы полосок для игры «Собери радугу», цветные магниты, схемы стихов. Тонированные листы бумаги, цветные карандаши, восковые карандаши, гуашь, акварель, кисти, палитры, непроливайки, салфетки.
Предварительная работа: экскурсия в музей имени М. В. Ломоносова, изготовление мозаики, беседы о жизни и творчестве М. В. Ломоносова, обучение детей смешиванию красок и рисование в свободное время, рисование контуров предметов простым карандашом, заучивание стихов, используемых на занятии.
Ход НОД:
1. Создание игровой мотивации. Воспитатель в изостудии сидит на скамейке:
- Нынче вечер больно долог, насчитала 40 елок.
Я присела – посидела, я в окошко поглядела: не позвать ли мне ребят?
Эй, девчонки - веселушки, озорные хохотушки!
Эй, ребята – молодцы, озорные удальцы!
Приходите поболтать, долгий вечер скоротать!
Входят дети. Воспитатель:
- Вы садитесь-ка на лавки, а я рядом посижу.
Загадаю необычные загадки, кто смышленый погляжу!
Дети садятся на скамейки.
Воспитатель: - Дети, а знаете ли вы где живёте? (в Холмогорах).
Ребёнок: - Мы живем в стране большой Матушке – России.
В ней так много городов и все они красивы.
Но среди родных просторов есть одно местечко,
Холмогорами зовут и здесь моё сердечко.
Воспитатель: - Чем знаменито наше село? (нашим земляком является М. В. Ломоносов).
- Кто знает, где родился Михаил Васильевич? (в деревне Мишанинское, что на Курострове, что напротив города Холмогоры).
- А вы не ошиблись, сказав, что Холмогоры – это город? (нет, 300 лет назад наше село считалось городом).
- Через речку от нашего села стоит село Ломоносово. Чем оно знаменито? (там создан музей имени М. В. Ломоносова).
- Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие и посетим музей. Чтобы попасть в село Ломоносово, надо из села Холмогоры через речку переправиться на пароме.
На мольберте выставляется фотография.
Воспитатель: - Представьте себе, что и мы с вами плывём по реке на пароме.
Ребёнок: - Как на зорьке заиграет ветерок весной,
Солнце ярко озаряет край наш дорогой!
Воспитатель: - Мы с вами подплываем к берегу села Ломоносово. Удивительно красива и своеобразна природа Севера – здесь всё скромно и необъятно.
Выставляется фотография северной природы села Ломоносово.
Ребёнок: - Сколько сказочных мест у России.
Городов у России не счесть,
Может где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь.
Воспитатель: - А вот и музей!
Выставляется фотография музея.
Воспитатель: - Что такое музей? (это место где собраны различные экспонаты).
- Для чего люди создали музеи? (чтобы сохранить что-то интересное, красивое, необычное и все могли это увидеть).
- По приданию Мемориальный дом-музей стоит на месте дома Ломоносовых, и был открыт в 1940 году. В нем широко представлены различные предметы быта поморов, орудия лова, изделия из меди, кости, дерева. Эти экспонаты рассказывают, что окружало Михайло Ломоносова в детские и юношеские годы, а также экспозиция музея показывает творчество Михаила Васильевича.
2. Актуализация знаний.
Воспитатель:
- Что вы знаете о жизни и творчестве М. В. Ломоносова?
Воспитатель показывает слайды на интерактивной доске, дети сопровождают их рассказом:
• Родился 8 ноября 1711 года в семье помора Василия Дорофеевича.
• Обучался грамоте у соседа Ивана Шубного.
• С рыбным обозом, взяв две книги «Арифметику» и «Грамматику» отправился в Москву.
• Учился в Москве, Санкт - Петербурге, Германии.
• Вернувшись в Санкт – Петербург стал великим ученым.
Воспитатель:
- Много научных открытий совершил Михаил Васильевич Ломоносов и одно из них изобразительное искусство. Он разработал теорию образования цвета путем соединения цветов и создал мозаику.
- У меня есть волшебная коробочка, в которой лежат круги основных цветов. А какие цвета считаются основными? (красный, синий, желтый). Выбирайте себе круг и займите место за столами с крышечкой на непроливайке такого же цвета.
Дети занимают места за столами. Воспитатель:
- Отгадайте загадку: Над лугами, над водой хлынул дождик проливной,
А потом повисло в небе коромысло.
Ребятишек радует цветная…. (радуга).
- У вас на столах лежать полоски с цветами радуги, но все цвета перепутались, и вам предстоит разложить их по - порядку. (Дети раскладывают полоски).
- Какое стихотворение мы используем при запоминании цветов радуги?
Дети: - Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
Воспитатель: - Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным.
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным.
- Каждый цвет имеет свое значение. Красный – символ огня, оранжевый – символ радости, желтый – символ солнца, зеленый – символ жизни, голубой – символ неба, синий – символ мудрости, фиолетовый – символ дружбы.
- Смешивая цвета, можно получить новый цвет. Это открытие сделал Ломоносов. У вас на столах имеются палитры. Давайте мы с вами попробуем решить цветные примеры: К + Ж =? К + С =? С + Ж =? С + Б = ?
Дети выполняют задание на своих палитрах, ответ показывают с помощью полосок бумаги из цветов радуги.
Воспитатель:
- Все цвета, которые получились при смешивании, вы можете использовать при рисовании.
Пальчиковая гимнастика «Яркие краски»:
Яркие краски поищем мы в сказках (круговые движения пальцев рук).
В чащах лесных (скрестить ладони «ёлочкой»)
И в цветах полевых (рисование цветов пальцев в воздухе,
В старых избушках (руки над головой «домиком»,
В рыжих веснушках (точечные движения пальцев рук).
Тех кто, на звёзды глядя, не спит (руки вверх).
Кисть и палитра помогут в пути (плотно сжать пальцы правой руки, левую вытянуть вперёд,
Краски для ваших рисунков найти (круговые движения пальцев рук).
3. Практическая часть.
Воспитатель:
- Я убедилась, что вы много знаете о жизнедеятельности М. В. Ломоносова, а значит сможете вы выполнить моё главное задание: нарисовать портрет «М. В. Ломоносов» и пейзаж «Ломоносов на пути в Москву». Переверните ваш цветной кружок. У кого нарисовано дерево – рисует пейзаж, у кого нарисовано лицо – портрет. Сегодня в вашем распоряжении акварель, восковые карандаши, цветные карандаши.
- Вспомним, что такое портрет (дети читают стихи с помощью схем):
Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на нас.
Или принц в плаще старинном, или в робе верхолаз,
Летчик или балерина, или Колька, твой сосед.
Обязательно картина называется – портрет.
- Что такое пейзаж:
Если видишь на картине, нарисована река
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная равнина, или поле и шалаш.
Обязательно картина называется – пейзаж.
Дети приступают к рисованию.
4. Итог.
Воспитатель:
- В музее есть копия портрета М. В. Ломоносова работы неизвестного художника, и мы с вами пополним экспозицию музея своими портретами и пейзажами. (Дети вывешивают рисунки).
Ребёнок: Пусть нет в рисунках буйства красок
Наивны пусть они, смешны.
Свою любовь к родному краю
Изобразить хотели мы.
К 300-летию рождения М. В. Ломоносова проходил Областной конкурс в котором я приняла участие, представив конспект и видеомероприятие с детьми.
За участие в конкурсе я получила сертификат.