Шеронова Елена Робертовна
Использование зонирования группового пространства для творческого развития и развития самостоятельности у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Использование зонирования группового пространства для творческого развития и развития самостоятельности у детей
Согласно ФОП ДО дошкольное образование должно предоставлять детям выбор вида деятельности, а пространство групп должно быть гибким и изменяемым под различные задачи. Для соблюдения этих принципов в группе детского сада необходимо использовать зонирование пространства - разделение помещения на небольшие части, каждая из которых предназначена для определенного вида деятельности.
Публикация «Использование зонирования группового пространства для творческого развития и развития самостоятельности у детей» размещена в разделах
Зонирование во многом зависит от опыта воспитателей и их видения пространства дошкольной группы. Однако, необходимо помнить, что каждая зона должна способствовать развитию у детей различных навыков и чувств: коммуникативных умений, эстетических представлений, творческих способностей, мышления и т. д. При этом пространство должно "подталкивать" детей к самостоятельной деятельности, в которой они будут субъектом - даже решение какой деятельностью заняться, должно приниматься детьми самостоятельно (за исключением общих централизованных моментов тихого часа, прогулки или общего обучения).
В свободное время дети должны самостоятельно выбирать себе занятие, исходя из существующих зон.
Пространство делят на активный, спокойный и рабочий сектора.
Активный сектор занимает большую площадь и включает в себя, например, центр игры, центр двигательной активности, центр конструктивной деятельности, музыкально-театрализованную зону.
«Центр Спорта» содержит в себе как традиционное оборудование, так и нетрадиционное (сделанное руками педагогов). Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей – ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств.
В «Строительном центре» - находятся многообразные и интересные конструкторы (кубики, крупный и мелкий деревянный и пластмассовый строительный материал, что позволяет детворе попробовать себя в разных видах этой увлекательной деятельности и выбрать, который больше всего по душе.
И, казалось бы, ничем уже не удивить современных детей, но это пока они не познакомились с новым деревянным конструктором «Бабашки». Это «знакомство» очень оживило повседневные детские постройки. Строительство, чаще всего, происходит в компаниях, ребята объединяются в группы.
Детям дается возможность свободно строить, проявляя свою фантазию. Они сами моделируют свою игру, сами проводят в голове свою схему действий и сами определяют, что они возводят и как это будет функционировать. Например, после прослушивания сказки «Красная Шапочка», дети обратили внимание на то, что есть две дороги - короткая и длинная. Ребята построили дороги, а потом развернули на них свои игры : девочки - с куклами, мальчики –с машинками. Деревянные блоки превращаются в ракеты, поезда, машины или просто в телефоны.
Детям нравиться большое количество деталей, они любят строить масштабные вещи, это вызывает у них восторг и радость. Центр расположен вблизи уголка сюжетно-ролевых игр с целью возможности использования построек в игре, дополнен мелкими игрушками для обыгрывания сюжетов.
В «Центре сюжетно-ролевых игр» оборудование и пособия расположены так, чтобы дети могли подбирать игрушки, комбинировать их под свои игровые «творческие мысли». В группе игровая среда наполнена разнообразным материалом и оборудованием.
«Театральный центр» - важный объект, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дети раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными.
«Центр музыки» способствует развитию танцевально-игрового и песенного творчества. Здесь размещены музыкальные игрушки, инструменты, дидактические игры, иллюстрации с изображением музыкальных инструментов.
«Центр Безопасности» - отражает безопасность дома, на улице (ПДД). Интересен, в первую очередь, мальчикам, но и девочки с большим удовольствием играют там. Он оснащен атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям, для закрепления правил дорожного движения, правил пожарной безопасности.
Спокойный сектор включает в себя центр книги, центр отдыха и центр природы.
«Центр «Книжный» - это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где ребенок может самостоятельно выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее. Главный принцип подбора книг – минимум текста и максимум иллюстраций. В книжном уголке размещается фото писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент, его произведения.
В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть «островок тишины» - «Уголок уединения», если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок уединения. Это тихое и уютное место, где разложены мягкие подушки с различными игрушками и книгами.
«Центр Экологии» служит не только украшением группы, но и местом саморазвития дошкольников. В данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, коллекции природного материала, альбомы садовых и лесных ягод и цветов, атрибуты для экспериментальной деятельности. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды.
Рабочий сектор занимает большую часть всей группы и предполагает размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности.
«Центр художественного творчества - любимое место детей, где в свободное время они рисуют, выполняют аппликацию, лепят. Здесь размещены материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности, для знакомства детей с различными видами изобразительного, декоративно - прикладного искусства. Центр дополнен «Стеной творчества», где дети имеют возможность рисовать на больших форматах бумаги, объединяться в группы, дополнять уже созданный рисунок, предварительно обсудив свою идею с автором первоначального рисунка.
В «Центре «Познания» игровой материал расположен на полках, он размещен мозаично, в нескольких местах, чтобы дети не мешали друг другу. В нем размещены: лото, домино, игры на развитие мелкой моторики кистей рук, геометрическая мозаика, схемы, современные пазлы, логические игры.
В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей, способствующий формированию единой предметно-пространственной среды. Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуется несколько предметно-развивающих «сред» : для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые могут в зависимости от ситуации объединиться в одну или несколько многофункциональных сред.
Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости в них можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов.
Таким образом, дети выбирают не только вид деятельности, но и место, т. е. решают, что они будут делать и где они будут это делать. Такой подход благоприятно влияет не только на развитие адекватной самооценки, инициативности и самостоятельности, но и развивает коммуникативные навыки дошкольников, а также на восприятие мира, т. к. с раннего детства дети привыкают, что окружающее пространство можно изменять различными способами.
Авторы: воспитатели Атанова М. Р.
Шеронова Е. Р.