МААМ-картинки

Использование зонирования группового пространства для творческого развития и развития самостоятельности у детей

Шеронова Елена Робертовна
Использование зонирования группового пространства для творческого развития и развития самостоятельности у детей
▼ Скачать + Заказать документы

Использование зонирования группового пространства для творческого развития и развития самостоятельности у детей

Согласно ФОП ДО дошкольное образование должно предоставлять детям выбор вида деятельности, а пространство групп должно быть гибким и изменяемым под различные задачи. Для соблюдения этих принципов в группе детского сада необходимо использовать зонирование пространства - разделение помещения на небольшие части, каждая из которых предназначена для определенного вида деятельности.

Темочки:

Зонирование во многом зависит от опыта воспитателей и их видения пространства дошкольной группы. Однако, необходимо помнить, что каждая зона должна способствовать развитию у детей различных навыков и чувств: коммуникативных умений, эстетических представлений, творческих способностей, мышления и т. д. При этом пространство должно "подталкивать" детей к самостоятельной деятельности, в которой они будут субъектом - даже решение какой деятельностью заняться, должно приниматься детьми самостоятельно (за исключением общих централизованных моментов тихого часа, прогулки или общего обучения).

В свободное время дети должны самостоятельно выбирать себе занятие, исходя из существующих зон.

Пространство делят на активный, спокойный и рабочий сектора.

Активный сектор занимает большую площадь и включает в себя, например, центр игры, центр двигательной активности, центр конструктивной деятельности, музыкально-театрализованную зону.

«Центр Спорта» содержит в себе как традиционное оборудование, так и нетрадиционное (сделанное руками педагогов). Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей – ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств.

В «Строительном центре» - находятся многообразные и интересные конструкторы (кубики, крупный и мелкий деревянный и пластмассовый строительный материал, что позволяет детворе попробовать себя в разных видах этой увлекательной деятельности и выбрать, который больше всего по душе.

И, казалось бы, ничем уже не удивить современных детей, но это пока они не познакомились с новым деревянным конструктором «Бабашки». Это «знакомство» очень оживило повседневные детские постройки. Строительство, чаще всего, происходит в компаниях, ребята объединяются в группы.

Детям дается возможность свободно строить, проявляя свою фантазию. Они сами моделируют свою игру, сами проводят в голове свою схему действий и сами определяют, что они возводят и как это будет функционировать. Например, после прослушивания сказки «Красная Шапочка», дети обратили внимание на то, что есть две дороги - короткая и длинная. Ребята построили дороги, а потом развернули на них свои игры : девочки - с куклами, мальчики –с машинками. Деревянные блоки превращаются в ракеты, поезда, машины или просто в телефоны.

Детям нравиться большое количество деталей, они любят строить масштабные вещи, это вызывает у них восторг и радость. Центр расположен вблизи уголка сюжетно-ролевых игр с целью возможности использования построек в игре, дополнен мелкими игрушками для обыгрывания сюжетов.

В «Центре сюжетно-ролевых игр» оборудование и пособия расположены так, чтобы дети могли подбирать игрушки, комбинировать их под свои игровые «творческие мысли». В группе игровая среда наполнена разнообразным материалом и оборудованием.

«Театральный центр» - важный объект, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дети раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными.

«Центр музыки» способствует развитию танцевально-игрового и песенного творчества. Здесь размещены музыкальные игрушки, инструменты, дидактические игры, иллюстрации с изображением музыкальных инструментов.

«Центр Безопасности» - отражает безопасность дома, на улице (ПДД). Интересен, в первую очередь, мальчикам, но и девочки с большим удовольствием играют там. Он оснащен атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям, для закрепления правил дорожного движения, правил пожарной безопасности.

Спокойный сектор включает в себя центр книги, центр отдыха и центр природы.

«Центр «Книжный» - это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где ребенок может самостоятельно выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее. Главный принцип подбора книг – минимум текста и максимум иллюстраций. В книжном уголке размещается фото писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент, его произведения.

В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть «островок тишины» - «Уголок уединения», если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок уединения. Это тихое и уютное место, где разложены мягкие подушки с различными игрушками и книгами.

«Центр Экологии» служит не только украшением группы, но и местом саморазвития дошкольников. В данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, коллекции природного материала, альбомы садовых и лесных ягод и цветов, атрибуты для экспериментальной деятельности. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды.

Рабочий сектор занимает большую часть всей группы и предполагает размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности.

«Центр художественного творчества - любимое место детей, где в свободное время они рисуют, выполняют аппликацию, лепят. Здесь размещены материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности, для знакомства детей с различными видами изобразительного, декоративно - прикладного искусства. Центр дополнен «Стеной творчества», где дети имеют возможность рисовать на больших форматах бумаги, объединяться в группы, дополнять уже созданный рисунок, предварительно обсудив свою идею с автором первоначального рисунка.

В «Центре «Познания» игровой материал расположен на полках, он размещен мозаично, в нескольких местах, чтобы дети не мешали друг другу. В нем размещены: лото, домино, игры на развитие мелкой моторики кистей рук, геометрическая мозаика, схемы, современные пазлы, логические игры.

В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей, способствующий формированию единой предметно-пространственной среды. Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуется несколько предметно-развивающих «сред» : для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые могут в зависимости от ситуации объединиться в одну или несколько многофункциональных сред.

Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости в них можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов.

Таким образом, дети выбирают не только вид деятельности, но и место, т. е. решают, что они будут делать и где они будут это делать. Такой подход благоприятно влияет не только на развитие адекватной самооценки, инициативности и самостоятельности, но и развивает коммуникативные навыки дошкольников, а также на восприятие мира, т. к. с раннего детства дети привыкают, что окружающее пространство можно изменять различными способами.

Авторы: воспитатели Атанова М. Р.

Шеронова Е. Р.

Публикации по теме:

«Чудо-ширма» для зонирования игрового пространства группы«Чудо-ширма» для зонирования игрового пространства группы В связи с современными требованиями о зонировании пространства в помещениях детского сада все чаще появляется такой предмет, как ширма.

Декоративное оформление окон и группового пространства к Новому году «Зимняя сказка» для детей второй младшей группыДекоративное оформление окон и группового пространства к Новому году «Зимняя сказка» для детей второй младшей группы Приближается долгожданный, и всеми любимый праздник в году - Новый год. А особенно ждут этого праздника дети. Ведь в это волшебное время.

Игры на подносах как способ развития самостоятельности у детейИгры на подносах как способ развития самостоятельности у детей Детям свойственно быть любопытными и интересоваться происходящим вокруг. Ответы на детские вопросы можно искать с помощью увлекательных.

Изготовление изделий из конского волоса как способ творческого развития детей 5–6 летИзготовление изделий из конского волоса как способ творческого развития детей 5–6 лет Каждый народ под влиянием жизненных и природных условий создает свои традиции в развитии прикладного творчества. Ознакомление с изделиями.

Карточки-загадки как способ закрепления материала и источник творческого развития детейКарточки-загадки как способ закрепления материала и источник творческого развития детей В текущем учебном году, работая с детьми старшего возраста, я задумалась о том, что запас их знаний об окружающем мире постоянно растет,.

Опыт работы «Использование продуктивных видов деятельности для творческого развития детей дошкольного возраста»Опыт работы «Использование продуктивных видов деятельности для творческого развития детей дошкольного возраста» Актуальность: Все дети любят рисовать создавать новые поделки. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование зонирования группового пространства для творческого развития и развития самостоятельности у детей
Опубликовано: 22 октября 2024 в 15:57
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование зонирования группового пространства для творческого развития и развития самостоятельности у детей» (включая файлы) размещена пользователем Шеронова Елена Робертовна (УИ 1772516) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 февраля 2025 понедельник
Покормите птиц зимой!

Дипломы!
Добавьте фото кормушки!
04 февраля 2025 вторник
Секреты хорошего настроения
Читаем произведения Пришвина



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД