Ольга Панфёрова
Использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1 с названием сообщения
В соответствии с положениями Стандарта (Слайд 2 название документа) к числу основных задач дошкольного образования относится :
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и многие другие задачи. (Слайд 2- задачи образовательной области «Физическое развитие»).
(Слайд 3)
Статистика современного состояния здоровья дошкольников свидетельствует о том, что за последние 15 лет:
на 8,1 % снизилось число здоровых детей;
на 6,7 % увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии и предрасположенностью к патологиям;
число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз, и среди контингента детей, поступающих в школу, они составляют лишь около 10 % (Слайд 4)
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН
на 1-ом месте – болезни органов дыхания (44,8 %);
на 2-ом – болезни органов пищеварения (6,0 %);
в среднем по России, у 10 % детей (0-14 лет) снижены показатели физического развития (по данным А. Е. Агапитова (2010г.);
около 7 % дошкольников и младших школьников страдают ожирением.
Анализируя данные можно сказать, что «повлиять» на нижние строчки статистики мы вряд ли сумеем, но предостеречь и проводить профилактическую работу по снижению количества детей, заболевших ОРЗ и гриппом, вполне нам под силу. Под местоимением «мы», я имею в виду коллектив педагогов и родителей.
Действительно проблему сохранения и укрепления здоровья можно назвать не только государственной, но и семейной.
Современные родители хотят в будущем видеть своих детей успешными, а успешным может только здоровый человек. (Слайд 5) – определение здоровья по ВОЗ.
Здоровье - это состояние полного (физического, психологического, социального) благополучия.
Поэтому проблему поддержания и укрепления здоровья детей важно решать не путем превращения ДОУ в лечебное учреждение, а за счет более широкого включения психолого-педагогических и оздоровительных технологий, позволяющих не просто предупредить болезнь, а гарантировать ребенку, посещающему детский сад, сохранение и приумножения здоровье. (Слайд 6)
Остановлюсь в первую очередь, на технологии обеспечения социально-благополучия. Почему, в первую очередь на этой технологии? (Слайд 7). Потому что задачи использования данной технологии напрямую связаны с эффективным решением стержневой задачей стандарта — позитивной социализации ребёнка. Приятно идти туда, где тебя любят, рады видеть и ждут. Именно в такой атмосфере дети меньше болеют. (Слайд 8 - 12) Кто из вас не испытывал неловкости, когда приходя в гости сталкивался с неприветливым выражением лица. Так и дети.
Проблемы в коммуникациях есть у родителей. Существует проблема - все убыстряющийся ритм жизни, отсутствие достаточного времени на общение, душевные разговоры, а иногда и отсутствие его. Если вечно спешащая мама оставляет плачущим ребенка, то это настроение может значительно отягощать процесс адаптации к детскому саду. (Пример, мальчик А.)
После первого квартала посещения детей, подвела итог: кто же чаще всего болел в сентябре-октябре? Проведенный мной анализ подтвердил предположение, что чаще всего подвержены заболеваниям дети с проблемами в коммуникации.
Поэтому для меня, как для педагога, стоит задача продумать и использовать разнообразные формы работы с детьми, чтобы они с удовольствием шли в сад: «Ведь там очень интересно!», «Есть друзья», «Мне всегда там рады!». Стремлюсь чтобы у каждого воспитанника был друг. При выстраивании партнерского взаимодействия с родителями использую как традиционные, так и современные формы. Не все молодые родители готовы на открытое прямое общение, часто они предпочитают общение в чате. Что ж, беру телефон в руки и общаюсь. В таком задушевном разговоре и решается проблема — уходит тревожность мамы и появляется настроение у ребёнка. (Пример, проблемы с воспитанницей Лилей)
Я расскажу, как на базе нашего детского сада организована работа по здоровьесбережению. (Слайд 13 -17)
День начинается с улыбки воспитателя и положительного эмоционального настроя детей, с желания идти в детский сад. Каждому с утра предлагаю игровую деятельность с учетом индивидуальных особенностей: одному показываю новый атрибут для сюжетно-ролевой игры, другого ждет гараж с новыми машинами, третьему вместе с другом предлагаю построить по схеме, с четвертым разыгрываю сказку. (Слайд 18)
Потом начинается зарядка, которую проводим вместе с инструктором по физкультуре (в учебном году в зале — музыкальном или спортивном, а летом на улице). (Слайд 19)
Формы проведения зарядки используем разные : традиционную, или в форме простейшего флешмоба: когда под интересную мелодию дети повторяют простейшие, доступные движения. Здесь главное сохранить цикличность повторения, чтобы привлечь внимание всех детей (застенчивых, неуверенных, медлительных) к движениям, создать ощущение радости от движений.
(Слайд 20)
Для проведения физкультурных занятий в нашем детском саду есть физкультурный зал, в котором имеется достаточное оборудование для развития основных видов движения. Проводит их инструктор по физкультуре. В целях решения одной из стержневых задач в соответствии с требованиями ФГОС, индивидуализации физического развития, одно из физкультурных занятий проводим по подгруппам. (Слайд 21,22). Мотивирует на интерес к двигательной деятельности и физкультурная форма, и внесение спортивных атрибутов, которые вносим в группу в утренний промежуток времени. Внесение может быть связано с загадкой - описанием атрибута, или с рассматриванием иллюстраций, например спортсмена или детей, играющих в новую подвижную игру. А может и с символическим изображением времени года, что заранее отражается в плане на неделю: это могут быть и флажки, листочки, гантели детские, разноцветные ленточки, «снежные» косички. В детском саду проводится профилактическая работа по профилактике плоскостопия. С этой целью используются ребристые дорожки, массажные дорожки, дорожки - следы. Данная работа проводится как на физкультурных занятиях, так и в совместной деятельности воспитателя с детьми. (Слайд 23)
В нашем саду созданы хорошие условия для образовательного процесса, выделены и оборудованы разнообразные функциональные помещения: изостудия, компьютерно-игровой комплекс, комната конструкторских игр (Слайд) Оборудованы кабинеты специалистов: кабинет педагога-психолога, логопедический кабинет, у музыкального руководителя свой кабинет с большой костюмерной. (Слайд 24,25)
Списочный состав группы соответствует требованиям СанПиН - 31 человек. Групповые помещения у нас достаточные по площади. Для того, чтобы увидеть и услышать каждого воспитанника, ООД проходит по подгруппам, и это благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии детей, их психическом и физическом развитии. (Слайд 26)
Эффективно решать образовательно - воспитательные задачи, а также задачи по оптимизации двигательной активности детей, представляется возможным на интегрированном занятии. Структура интегрированного занятия такова, что в одну сюжетную линию можно вплетать различные игровые задания и упражнения: дидактические и развивающие игры; упражнения на развития пальчиковой моторики, координации речи с движением; элементы мнемотехники и моделирования; загадки, стихотворения; упражнения на развитие дыхания; подвижные игры. В интегрированном занятии присутствуют рациональное сочетание статических и динамических нагрузок. Пример из занятий. (Слайд 27-30)
Залогом успеха работы являются: систематичность, планомерность, согласованность. В процессе интегрированных занятий у детей расширяется объем двигательных умений и навыков; улучшается координация движений, ориентировка в пространстве; внимание становится более концентрированным, смена видов деятельности обеспечивает эффективность воздействия и стимулирует эмоциональный отклик у детей. (Пример с Модулями, танграм, колечки.) (Слайд 31-36)
Вторая половина дня у нас в саду тоже активна. Ежедневно после ужина практически половина детей расходится на кружки. (всего 7) А в группе появляется возможность для индивидуальной работы с детьми. Для этого своевременно вношу изменения в развивающую предметно-пространственную среду, продумываю сменяемость материала, его полифункциональность.
Вношу изменения в физкультурный уголок, который насыщен разнообразными атрибутами. В распоряжении моих воспитанников имеются уголки
(Слайд 37-50)
Важно, чтобы у детей была возможность выбора атрибутов, игрушек в самостоятельной деятельности, для удовлетворения самых желаний. Одному хочется полистать книгу, другому – раскрашивать картинки, а третий всему предпочитает движения. Поэтому в группе достаточно разнообразных центров для организации разных видов детской деятельности, а также вместе с детьми продумываю вопросы обеспечения безопасности.
(Слайд 51-55)
К проведению занятий и досугов привлекаем родителей. В прошлом году эффективно прошла работа по проекту «Наши мамы, наши папы». Детям, да и взрослым, надолго запомнятся интересные встречи из цикла «Папы могут все!». Воспитательный эффект безусловен: дети не только интересно провели время, но и испытали чувство гордости за своего родителя, появилось желание быть на него похожим. (Слайд 56-60)
Бесспорно, здоровосберегающие технологии требуют серьезной подготовки всего педагогического коллектива. Только в этом случае — в атмосфере всеобщего внимания, заинтересованности, профессионализма взрослых — у ребенка формируется базис личностной культуры, рождаются и развиваются главные качества образующие личность (воображение, основанное на нем творчество, произвольность, потребность ребёнка активно действовать, совершенствуется интеллектуальное развитие.
(Слайд 61)
Закончить хотелось бы словами: "Разница между взрослыми и детьми в том, что взрослые во всем ищут счастья, а дети во всем его находят!"
Поэтому я вам (обращаясь к слушателям) желаю, чтобы ваши дети были здоровы, а мы все счастливы!
(Слайд 62)