Папки-передвижки

Использование сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики в коррекции дизартрических расстройств у дошкольников

Емельянова Елена
Использование сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики в коррекции дизартрических расстройств у дошкольников

Правильная и четкая речь является важным показателем развития каждого человека. От развития речи зависит развитие высших психических функций (ВПФ, социализация и адаптация человека. В свою очередь развитие речи тесно связано с состоянием и развитием артикуляционной моторики.

В настоящее время, в связи с увеличением количества детей, имеющих речевые нарушения, остро встаёт вопрос о нахождении и использовании новых и эффективных методов коррекции речи.

Одним из новых и очень эффективных методов является применение сенсорной интеграции в коррекционной педагогике. Впервые термин «сенсорная интеграция» был предложен к использованию и введён специалистом по детскому развитию - Д. Айрис. В рамках своей теории автор объясняет влияние поступающей сенсорной информации на поведение, а также на процессы воспитания и обучения ребёнка.

Метод сенсорной интеграции получил широкое распространение на Западе. В отечественной же логопедии, как отдельное направление сенсорной интеграции была выделена сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика, предложенная М. И. Лынской. Одним из наиболее важных принципов использования на занятиях сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики является принцип опоры на сохранные, или по-другому, «базовые» виды чувствительности, а не опора на зрительный анализатор.

Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика подходит детям с различными речевыми нарушениями, при которых нарушена тактильная чувствительность и соматогнозис, так как при подключении обоняния, осязания, тактильности обеспечивается дополнительная обратная связь. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика используется при коррекции дизартрии или артикуляционной диспраксии. Упражнение направлены на развитие и закрепление произвольных движений артикуляционного аппарата, а также на развитие и коррекцию речевого дыхания.

Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Основными симптомами дизартрии являются: невнятная, нечеткая речь; нарушение отдельных групп звуков; гиперсаливация; синкенези и гиперкинезы. Причиной особенности речи детей является недостаточная иннервация мышц губ, языка, мягкого неба, голосовых складок, гортани и дыхательной мускулатуры, что проявляется в спастичности, гипотонии или дистонии артикуляционных мышц. Мышечная спастика постоянно сопровождается повышенным тонусом и напряжением мышц губ, языка, лица и шеи, ребенку тяжело, а порой даже невозможно выполнить упражнения, направленные на расслабление, или распластывание языка (например, упражнение «блинчик», или «лопаточка»). При мышечной гипотонии наблюдается обратная ситуация - язык очень вялый, он неподвижно лежит на дне полости рта, ребенку затруднительно выполнить упражнение, сужающее кончик языка (упражнение «иголочка»).

При коррекции дизартрии сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика может проводиться как на индивидуальных занятиях, так и на групповых.

М. И. Лынская является сторонником теории сенсорной интеграции, поэтому обязательным авторским атрибутом проведения гимнастики является сенсорный поднос. Это круглый, желательно выполненный из экологичного материала поднос, на котором в виде кругового ряда выкладывается тематический материал для проведения гимнастики. Начало и конец артикуляционной гимнастики сопровождается ритуалом – коммуникативной потешкой или фольклорной игрой. Направлен данный ритуал на сосредоточение внимания детей, снятие тревожности, активизацию внимания и включение в работу.

Для повышения мотивации и включенности в процесс в конце артикуляционной гимнастики М. И. Лынская предлагает показывать каждому ребёнку карточку определённого цвета:

- зеленую (ребёнок старался, выполнил все, или почти все упражнения, не мешал проведению гимнастики);

- жёлтую (ребёнок не выполнял артикуляционную гимнастику и иногда мешал педагогу проводить занятие);

- красную (ребёнок не выполнял артикуляционную гимнастику, вёл себя агрессивно, срывал занятие, мешал педагогу).

Поднос на лексическую тему «Овощи» может быть представлен следующим образом:

1. Морковь – вытягивание губ вперед

2. Картошка – надувание щек

3. Красный перец чили/чеснок – наморщивание лба

4. Семечки тыквы – удержание на кончике языка и сплёвывание

5. Кинза – удержание губами

6. Петрушка – сдувание с ладони, не надувая щёк

7. Огурец – облизывание дольки огурца по кругу, не вращая головой

8. Горох – перекатывание гороха внутри рта, от щеки к щеке

9. Салат – отрывание листьев салата губами

Структура занятия может включать следующие компоненты:

1. Организационный момент;

2. Знакомство с предметами, расположенными на подносе;

3. Выполнение сенсорной артикуляционной гимнастики;

4. Пальчиковая игра;

5. Дыхательная гимнастика;

6. Выполнение сенсорной артикуляционной гимнастики;

7. Заключительный этап.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что логопедическая коррекционная работа детям с дизартрией должна оказываться своевременно и в полном объеме. Коррекционная работа будет успешна тогда, когда будет проводиться достаточная работа по нормализации мышечного тонуса, мимической мускулатуры, работа над развитием дыхания и голоса ребенка. От своевременной оказанной помощи будет зависеть социализация и успеваемость детей в школе.

Список литературы:

1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. —— М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

2. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития/Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. – М. : Теревинф, 2009. – 272с.

3. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика: Комплексы упражнений для преодоления артикуляционной апраксии у детей дошкольного возраста/М. И. Лынская. – М. : ПАРАДИГМА, 2016. – 28с.

Публикации по теме:

Использование фитбол–гимнастики для оздоровления дошкольниковИспользование фитбол–гимнастики для оздоровления дошкольников h4]Любая физкультурно-оздоровительная работа строится на здоровьесберегающих технологиях. Здоровьесберегающая технология – это система.

Наглядное пособие для артикуляционной гимнастики «Веселая пчела»Наглядное пособие для артикуляционной гимнастики «Веселая пчела» Артикуляционная гимнастика- это основа всей логопедической работы. Для чего нужна такая гимнастика? Комплекс специальных упражнений направлен.

Атрибуты для проведения артикуляционной гимнастикиАтрибуты для проведения артикуляционной гимнастики ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики в коррекции дизартрических расстройств у дошкольников
Опубликовано: 31 июля 2024 в 12:52
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики в коррекции дизартрических расстройств у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Емельянова Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 августа. День арбуза. Передвижка «Арбуз»

 3 августа свой праздник отмечает арбуз. Этого зелено-полосатого именинника любят взрослые и дети, без него невозможно представить лето.

29 июля. День рождения И. К. Айвазовского. Передвижка «Маринист Иван Константинович...

Айвазовский — самый известный русский маринист. Он изображал море, как никто другой. В своих картинах он смог передать великолепие и непредсказуемость морской стихии.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД