Емельянова Елена
Использование сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики в коррекции дизартрических расстройств у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Правильная и четкая речь является важным показателем развития каждого человека. От развития речи зависит развитие высших психических функций (ВПФ, социализация и адаптация человека. В свою очередь развитие речи тесно связано с состоянием и развитием артикуляционной моторики.
В настоящее время, в связи с увеличением количества детей, имеющих речевые нарушения, остро встаёт вопрос о нахождении и использовании новых и эффективных методов коррекции речи.
Темочки:
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Дизартрия
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Одним из новых и очень эффективных методов является применение сенсорной интеграции в коррекционной педагогике. Впервые термин «сенсорная интеграция» был предложен к использованию и введён специалистом по детскому развитию - Д. Айрис. В рамках своей теории автор объясняет влияние поступающей сенсорной информации на поведение, а также на процессы воспитания и обучения ребёнка.
Метод сенсорной интеграции получил широкое распространение на Западе. В отечественной же логопедии, как отдельное направление сенсорной интеграции была выделена сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика, предложенная М. И. Лынской. Одним из наиболее важных принципов использования на занятиях сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики является принцип опоры на сохранные, или по-другому, «базовые» виды чувствительности, а не опора на зрительный анализатор.
Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика подходит детям с различными речевыми нарушениями, при которых нарушена тактильная чувствительность и соматогнозис, так как при подключении обоняния, осязания, тактильности обеспечивается дополнительная обратная связь. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика используется при коррекции дизартрии или артикуляционной диспраксии. Упражнение направлены на развитие и закрепление произвольных движений артикуляционного аппарата, а также на развитие и коррекцию речевого дыхания.
Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Основными симптомами дизартрии являются : невнятная, нечеткая речь; нарушение отдельных групп звуков; гиперсаливация; синкенези и гиперкинезы. Причиной особенности речи детей является недостаточная иннервация мышц губ, языка, мягкого неба, голосовых складок, гортани и дыхательной мускулатуры, что проявляется в спастичности, гипотонии или дистонии артикуляционных мышц. Мышечная спастика постоянно сопровождается повышенным тонусом и напряжением мышц губ, языка, лица и шеи, ребенку тяжело, а порой даже невозможно выполнить упражнения, направленные на расслабление, или распластывание языка (например, упражнение «блинчик», или «лопаточка»). При мышечной гипотонии наблюдается обратная ситуация - язык очень вялый, он неподвижно лежит на дне полости рта, ребенку затруднительно выполнить упражнение, сужающее кончик языка (упражнение «иголочка»).
При коррекции дизартрии сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика может проводиться как на индивидуальных занятиях, так и на групповых.
М. И. Лынская является сторонником теории сенсорной интеграции, поэтому обязательным авторским атрибутом проведения гимнастики является сенсорный поднос. Это круглый, желательно выполненный из экологичного материала поднос, на котором в виде кругового ряда выкладывается тематический материал для проведения гимнастики. Начало и конец артикуляционной гимнастики сопровождается ритуалом – коммуникативной потешкой или фольклорной игрой. Направлен данный ритуал на сосредоточение внимания детей, снятие тревожности, активизацию внимания и включение в работу.
Для повышения мотивации и включенности в процесс в конце артикуляционной гимнастики М. И. Лынская предлагает показывать каждому ребёнку карточку определё нного цвета:
- зеленую (ребёнок старался, выполнил все, или почти все упражнения, не мешал проведению гимнастики);
- жёлтую (ребёнок не выполнял артикуляционную гимнастику и иногда мешал педагогу проводить занятие);
- красную (ребёнок не выполнял артикуляционную гимнастику, вёл себя агрессивно, срывал занятие, мешал педагогу).
Поднос на лексическую тему «Овощи» может быть представлен следующим образом:
1. Морковь – вытягивание губ вперед
2. Картошка – надувание щек
3. Красный перец чили/чеснок – наморщивание лба
4. Семечки тыквы – удержание на кончике языка и сплёвывание
5. Кинза – удержание губами
6. Петрушка – сдувание с ладони, не надувая щёк
7. Огурец – облизывание дольки огурца по кругу, не вращая головой
8. Горох – перекатывание гороха внутри рта, от щеки к щеке
9. Салат – отрывание листьев салата губами
Структура занятия может включать следующие компоненты:
1. Организационный момент;
2. Знакомство с предметами, расположенными на подносе;
3. Выполнение сенсорной артикуляционной гимнастики;
4. Пальчиковая игра;
5. Дыхательная гимнастика;
6. Выполнение сенсорной артикуляционной гимнастики;
7. Заключительный этап.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что логопедическая коррекционная работа детям с дизартрией должна оказываться своевременно и в полном объеме. Коррекционная работа будет успешна тогда, когда будет проводиться достаточная работа по нормализации мышечного тонуса, мимической мускулатуры, работа над развитием дыхания и голоса ребенка. От своевременной оказанной помощи будет зависеть социализация и успеваемость детей в школе.
Список литературы:
1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. —— М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
2. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития/Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. – М. : Теревинф, 2009. – 272с.
3. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика : Комплексы упражнений для преодоления артикуляционной апраксии у детей дошкольного возраста/М. И. Лынская. – М. : ПАРАДИГМА, 2016. – 28с.