Папки-передвижки

Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников

Насибуллина Альбина
Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

В образовании понятие «региональный компонент» определяется как создание системы форм и способов оптимального для данного региона осуществления образовательного процесса.

Цель регионального компонента в образовании сохранение единого образовательного пространства России через ознакомление с культурных традиций и особенностей Республики Башкортостан.

Публикация «Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников» размещена в разделах

Ознакомление обучающихся дошкольного возраста с родным краем в ходе реализации образовательной программы ДОУ включает в себя ознакомление с культурой, традициями Республики Башкортостан, Туймазинского района, г. Туймазы, природным окружением родного края.

В Целях реализации по использованию регионального компонента ДОУ используем, методическую литературу: Ф. Г. Азнабаева, Р. Х. Гасанова «Дидактический материал», Р. Х. Гасанова «Развитие образной речи детей дошкольного возраста средствами художественной литературы», Р. Х. Гасанова «Традиции башкирского народа в воспитании дошкольников», Р. Л. Агишева Диактические игры «Я познаю Башкортостан»

По ознакомлению с региональным компонентом составлен План, где

главная цель: формированию первоначальных представлений дошкольников об особенностях родного края.

Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:

- знакомить детей с особенностями и традициями родного города;

- формировать представления о родном городе : истории, улицах, профессиях;

- знакомить с именами знаменитых земляков;

- формировать знания о живой и неживой природе города;

-заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.

Содержание регионального компонента реализуется с учетом ФГОС ДО, требований образовательной программы, обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей через образовательные области «Познавательное и речевое развитие» (что включает в себя организованную образовательную деятельность, экскурсии, наблюдения, беседы, дидактические игры). Интегративная связь через образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие» (это организация сюжетно-ролевых игр, воспитание любви и уважения к окружающим людям в течение дня в различных режимных моментах, «Физическое развитие» (подвижные и хороводные игры с национальным колоритом, «Художественно-эстетическое развитие» (проведение развлечений с национальным колоритом, театрализация русских, башкирских народных сказок, продуктивные виды деятельности).

Для достижения качественного результата по реализации регионального компонента в вариативной части образовательной программы мы используем парциальные программы и технологии:

1. Я – Башкортостанец. Р. Л. Агишева;

2. Я родину свою хочу познать. Традиции башкирского народа в воспитании дошкольников. Р. Х. Гасанова.

Одна из задач годового плана – это создание условий для использования регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников.

По годовому плану провели педагогический совет на тему: «Региональный компонент как средство социализации дошкольников», где педагоги выступили с самоанализом о состоянии центров по региональному компоненту в группе, анкетирование родителей, провели занятия.

С целью систематизации, обобщения и углубления знаний педагогов, в ДОУ проводились консультации на тему: «Особенности интеграции регионального компонента в образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста», круглый стол «Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста»

Проводили смотр–конкурсы центров по региональному компоненту …

Для обеспечения образовательного процесса по региональному компоненту в ДОУ широко используем предметно-пространственную развивающую среду.

В каждой группе оформлен уголок краеведения. Содержание уголков подобрано в соответствии с региональным компонентом и включает в себя подборку иллюстраций, альбомы, методическую, краеведческую, художественную литературу, наборы, открыток, фотографии и т. д

Вариативность и содержание таких зон напрямую зависит от творчества и кругозора педагогов. Разнообразие экспонатов, выставок, уголков с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстративного материала, географических карт – все эти средства и материалы привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем, что позволяет успешно решать задачу по воспитанию интереса и любви детей к малой Родине.

Наши педагоги совместно с воспитанниками участвовали:

В муниципальных конкурсах

1. Марафон «Башкирская народная подвижная игра».

2. Смотр -конкурс на лучший мини-музей в ДОУ муниципального района Туймазинский район РБ;

3. Творческий конкурс «Кыш бабайга хат»;

Республиканский

1. Республиканский флешмоб «Национальный костюм»

2. Интернет-флешмоб "Символы Башкортостана",

3. Образовательная акция «Международный диктант по башкирскому языку»

Всероссийский

1. Конкурс дидактическая игра «Народы Башкирии»

2. «Большой этнографический диктант 2020»

Интеграция регионального компонента

Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края занимают народные праздники и традиции, которые изучаются во время подготовки к календарно-обрядовым праздникам: Сабантуй, «Масленница» и др. Приобщаем детей к праздничной культуре. Отмечаем государственные праздники (День Суверенитета РБ, 8 Марта, День защитника Отечества, День города, День Победы и др.); организуем празднование дней рождения детей группы. Содействуем созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, формирующей чувство любви к близким, привязанности к сверстникам.

В детском саду функционирует мини-музей «Башкирский быт», целью которого является представление традиционной культуры башкирского народа. Подбором предметов башкирского быта занимались педагоги и родители. И сейчас мини-музей пополняется интересными экспонатами, которые попадают к нам из разных мест.

Взаимодействие с родителями.

Поддержка со стороны родителей имеет большое значение. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним.

При реализации регионального компонента большую роль играет организация проектной деятельности. Так совместно с родителями были осуществлены следующие проекты: «Моя родословная», «Почему так улицу назвали», «Из бабушкиного сундука», «День Победы – светлый праздник» и др. А из методических продуктов проекта «Туймазы – мой город родной» - альбомы, фотографии, схемы, художественная и энциклопедическая литература широко используются в работе педагогов.

Осуществляя работу по региональному компоненту, мы стараемся больше узнать о культурных, исторических, природных, этнографических особенностях региона и рассказать об этом дошкольникам в разных видах образовательной деятельности, во время прогулок и экскурсий.

Совместно с школой разработан и реализуется план преемственности, включающий в себя посещение краеведческих мини-музеев школы. Налажено взаимодействие с Туймазинским краеведческим музеем. Сотрудники музея организуют на базе ДОУ выездные мастер-классы и выставки для дошкольников.

Результативность работы по реализации регионального компонента предполагает, что в процессе формирования основ краеведения ребенок:

Приобретает определенную систему знаний о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого; Овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода; Определяет свою социальную роль; Имеет элементарные представления об истории родного города, его достопримечательностях; Обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение; Учится рационально использовать навыки в самостоятельной деятельности; Приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом; Развивает самостоятельность, творчество, инициативность;

Публикации по теме:

Реализация регионального компонента в ДОУ с учётом ФГОСРеализация регионального компонента в ДОУ с учётом ФГОС С введением в дошкольное образование ФГОС ДО среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения важное место занимает.

Проект по реализации регионального компонента «Самотлор — черная жемчужина России!»Проект по реализации регионального компонента «Самотлор — черная жемчужина России!» Проект: "Самотлор - черная жемчужина России!" Актуальность Город Нижневартовск – молодой, северный, нефтяной город. В июле 2015 года город.

Дидактические игры с учетом регионального компонента часть вторая старшая группаДидактические игры с учетом регионального компонента часть вторая старшая группа Дидактическая игра «Найди и соедини пару» Цели: Совершенствовать знания о народных костюмах. Развивать у детей связную речь путем.

Фотоочерк «Красота уходящей весны в Сибири» (реализация регионального компонента)Фотоочерк «Красота уходящей весны в Сибири» (реализация регионального компонента) Пленённый нежностью заката, Спешит проститься с нами май. Окутав тайной ароматов, Уносит сказку в летний край. Автор: Лора Лета Приход.

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к традициям родного края» для реализации регионального компонента Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Образовательный.

Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников с учетом регионального компонента» Сегодня, одной из актуальных проблем в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста является то, что многие воспитанники испытывают.

Консультация для воспитателей «Реализация регионального компонента в соответствии с ФГОС до» Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет.

Организация и оформление вариативности центров по реализации регионального компонента в холлах ДОУОрганизация и оформление вариативности центров по реализации регионального компонента в холлах ДОУ Дошкольный возраст – благоприятный период для потенциальных возможностей развития малышей. На нас, педагогов-дошкольников, возложена великая.

Отчет по самообразованию «Использование игровых мотивационных ситуаций при реализации регионального компонента»Отчет по самообразованию «Использование игровых мотивационных ситуаций при реализации регионального компонента» В 2019 – 2020 учебном году я работала по теме самообразования «Использование игровых мотивационных ситуаций при реализации регионального.

Перспективное планирование по реализации регионального компонента в средней группеПерспективное планирование по реализации регионального компонента в средней группе Сентябрь 1 неделя Социально-коммуникативное Знакомство с народными игрушками 2 неделя Художественно-эстетическое Лепка мордовской народной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников
Опубликовано: 21 апреля 2022 в 06:23
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Насибуллина Альбина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД