Насибуллина Альбина
Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В образовании понятие «региональный компонент» определяется как создание системы форм и способов оптимального для данного региона осуществления образовательного процесса.
Цель регионального компонента в образовании сохранение единого образовательного пространства России через ознакомление с культурных традиций и особенностей Республики Башкортостан.
Публикация «Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников» размещена в разделах
- Республика, область, край. Список городов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Ознакомление обучающихся дошкольного возраста с родным краем в ходе реализации образовательной программы ДОУ включает в себя ознакомление с культурой, традициями Республики Башкортостан, Туймазинского района, г. Туймазы, природным окружением родного края.
В Целях реализации по использованию регионального компонента ДОУ используем, методическую литературу: Ф. Г. Азнабаева, Р. Х. Гасанова «Дидактический материал», Р. Х. Гасанова «Развитие образной речи детей дошкольного возраста средствами художественной литературы», Р. Х. Гасанова «Традиции башкирского народа в воспитании дошкольников», Р. Л. Агишева Диактические игры «Я познаю Башкортостан»
По ознакомлению с региональным компонентом составлен План, где
главная цель: формированию первоначальных представлений дошкольников об особенностях родного края.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
- знакомить детей с особенностями и традициями родного города;
- формировать представления о родном городе : истории, улицах, профессиях;
- знакомить с именами знаменитых земляков;
- формировать знания о живой и неживой природе города;
-заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.
Содержание регионального компонента реализуется с учетом ФГОС ДО, требований образовательной программы, обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей через образовательные области «Познавательное и речевое развитие» (что включает в себя организованную образовательную деятельность, экскурсии, наблюдения, беседы, дидактические игры). Интегративная связь через образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие» (это организация сюжетно-ролевых игр, воспитание любви и уважения к окружающим людям в течение дня в различных режимных моментах, «Физическое развитие» (подвижные и хороводные игры с национальным колоритом, «Художественно-эстетическое развитие» (проведение развлечений с национальным колоритом, театрализация русских, башкирских народных сказок, продуктивные виды деятельности).
Для достижения качественного результата по реализации регионального компонента в вариативной части образовательной программы мы используем парциальные программы и технологии:
1. Я – Башкортостанец. Р. Л. Агишева;
2. Я родину свою хочу познать. Традиции башкирского народа в воспитании дошкольников. Р. Х. Гасанова.
Одна из задач годового плана – это создание условий для использования регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников.
По годовому плану провели педагогический совет на тему: «Региональный компонент как средство социализации дошкольников», где педагоги выступили с самоанализом о состоянии центров по региональному компоненту в группе, анкетирование родителей, провели занятия.
С целью систематизации, обобщения и углубления знаний педагогов, в ДОУ проводились консультации на тему: «Особенности интеграции регионального компонента в образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста», круглый стол «Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста»
Проводили смотр–конкурсы центров по региональному компоненту …
Для обеспечения образовательного процесса по региональному компоненту в ДОУ широко используем предметно-пространственную развивающую среду.
В каждой группе оформлен уголок краеведения. Содержание уголков подобрано в соответствии с региональным компонентом и включает в себя подборку иллюстраций, альбомы, методическую, краеведческую, художественную литературу, наборы, открыток, фотографии и т. д
Вариативность и содержание таких зон напрямую зависит от творчества и кругозора педагогов. Разнообразие экспонатов, выставок, уголков с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстративного материала, географических карт – все эти средства и материалы привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем, что позволяет успешно решать задачу по воспитанию интереса и любви детей к малой Родине.
Наши педагоги совместно с воспитанниками участвовали:
В муниципальных конкурсах
1. Марафон «Башкирская народная подвижная игра».
2. Смотр -конкурс на лучший мини-музей в ДОУ муниципального района Туймазинский район РБ;
3. Творческий конкурс «Кыш бабайга хат»;
Республиканский
1. Республиканский флешмоб «Национальный костюм»
2. Интернет-флешмоб "Символы Башкортостана",
3. Образовательная акция «Международный диктант по башкирскому языку»
Всероссийский
1. Конкурс дидактическая игра «Народы Башкирии»
2. «Большой этнографический диктант 2020»
Интеграция регионального компонента
Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края занимают народные праздники и традиции, которые изучаются во время подготовки к календарно-обрядовым праздникам: Сабантуй, «Масленница» и др. Приобщаем детей к праздничной культуре. Отмечаем государственные праздники (День Суверенитета РБ, 8 Марта, День защитника Отечества, День города, День Победы и др.); организуем празднование дней рождения детей группы. Содействуем созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, формирующей чувство любви к близким, привязанности к сверстникам.
В детском саду функционирует мини-музей «Башкирский быт», целью которого является представление традиционной культуры башкирского народа. Подбором предметов башкирского быта занимались педагоги и родители. И сейчас мини-музей пополняется интересными экспонатами, которые попадают к нам из разных мест.
Взаимодействие с родителями.
Поддержка со стороны родителей имеет большое значение. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним.
При реализации регионального компонента большую роль играет организация проектной деятельности. Так совместно с родителями были осуществлены следующие проекты: «Моя родословная», «Почему так улицу назвали», «Из бабушкиного сундука», «День Победы – светлый праздник» и др. А из методических продуктов проекта «Туймазы – мой город родной» - альбомы, фотографии, схемы, художественная и энциклопедическая литература широко используются в работе педагогов.
Осуществляя работу по региональному компоненту, мы стараемся больше узнать о культурных, исторических, природных, этнографических особенностях региона и рассказать об этом дошкольникам в разных видах образовательной деятельности, во время прогулок и экскурсий.
Совместно с школой разработан и реализуется план преемственности, включающий в себя посещение краеведческих мини-музеев школы. Налажено взаимодействие с Туймазинским краеведческим музеем. Сотрудники музея организуют на базе ДОУ выездные мастер-классы и выставки для дошкольников.
Результативность работы по реализации регионального компонента предполагает, что в процессе формирования основ краеведения ребенок:
Приобретает определенную систему знаний о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого; Овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода; Определяет свою социальную роль; Имеет элементарные представления об истории родного города, его достопримечательностях; Обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение; Учится рационально использовать навыки в самостоятельной деятельности; Приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом; Развивает самостоятельность, творчество, инициативность;