Светлана Николаева
Использование наглядности при проведении артикуляционной гимнастики
В работе каждого учителя-логопеда с детьми с любым речевым нарушением артикуляционная гимнастика занимает одно из самых важных мест. Существует множество упражнений для развития артикуляционной моторики, а также комплексы артикуляционной гимнастики, которые чаще других используются в ежедневной работе. Все органы артикуляционного аппарата состоят из мышц, и, значит, их можно тренировать. А как разнообразить эту ежедневную однообразную работу? Картинки! Конечно же, использование разных картинок на логопедическом занятии вносит в педагогический процесс некоторую новизну и интерес. В своей работе использую вот такие картинки. Какие-то взяла из опыта работы других специалистов, какие-то подобрала сама. Все картинки вставлены в рамки, выполнены в одном формате, что, на мой взгляд, выглядит более эстетично, для практичности обклеены прозрачной плёнкой - самоклейкой. Показываю детям картинку, например, бегемота, говорю слова: «Бегемот откроет рот…» и дети, глядя на картинку, выполняют упражнение. Когда навыки отработаны, выкладываю на столе перед ребенком несколько картинок подряд - комплекс упражнений для какого-либо звука и ребенок выполняет упражнения поочередно. Картинки подобраны с учетом всех органов артикуляции, которые можно и нужно тренировать: губы, язык, щёки, картинки для выполнения статических и динамических упражнений. Несомненно, использование наглядного материала дает больше положительных эмоций при проведении артикуляционной гимнастики.