МААМ-картинки

Использование мандалы в работе с сотрудниками, родителями и детьми

Елена Лебедева
Использование мандалы в работе с сотрудниками, родителями и детьми
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация "Использование мандалы в работе с сотрудниками, родителями и детьми"

В настоящее время специалисты по работе с детьми и со-взрослыми все чаще сталкиваются с такими состояниями как, агрессия, депрессивные состояния, с трудностями адаптации к меняющимся условиям нашей жизни. Взрослые также как и дети постоянно встречаются с трудными ситуациями и не всегда успешно преодолевают их, поэтому все чаще возникает вопрос, как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолеть травмирующую ситуацию и совладать с негативными эмоциональными переживаниями.

Публикация «Использование мандалы в работе с сотрудниками, родителями и детьми» размещена в разделах

Здесь нам на помощь приходит арт-терапия, в переводе означает исцеление искусством. И одним из арт-терапевтических методов признана раскрашивание Мандал.

Мандала является одним из самых загадочных символов в истории человечества.

Мандала — необычное слово, обозначающее название геометрического рисунка. Этот рисунок не прост и представляет собой геометрическую матрицу. Если перевести с санскрита «мандала» означает «магический круг». В широком смысле – закономерность или симметричная структура, которая располагается вокруг центра и все объединяет (рисунок в круге). Мандалы придумали в Индии очень давно, более 3000 лет назад.

В психологию и психотерапию понятие мандала (магический круг или рисунок в круге) было введено Карлом Юнгом, который интерпретировал мандалу как универсальный психический образ, символизирующий глубинную сущность человеческой души.

Он выяснил, что каждая его мандала отображает внутреннее состояние на момент рисования. Карл Юнг начал использовать свои рисунки для фиксирования своей трансформации и в конечном итоге пришел к заключению, что с помощью методики мандалы можно проявить уникальную индивидуальность человека, побороть страхи и заглянуть «внутрь» себя.

Мандалы бываю природного происхождения и созданные человеком. В природе можно увидеть мандалу в спелом фрукте, подсолнухе, цветке и снежинке, и многом другом. Земля, какой она видится из космоса – тоже мандала. Компас, колесо велосипеда, часы, человеческий глаз – все это тоже мандалы. Их можно нарисовать на бумаге и ткани, вышить или напечатать, построить из песка, глины, бетона, бронзы, железа, а в наши дни создать с помощью компьютерных программ. Мандалу можно сделать как татуировку на теле человека или разрисовать на бампере машины и т. д.

Мандалы могут быть двухмерными – изображенными на плоскости – выполненными красками, разноцветным песком, вышиты нитками, а могут быть объемными, трехмерными. Примером объёмной мандалы является самый большой буддистский памятник на земле – Боробудур, на острове Ява в Индонезии, материалом для которого стал камень. Или же круги на полях, которые находят по всему миру, также можно назвать трехмерными мандалами.

Известно, что профилактика нарушений эмоционально-личностного развития у ребенка должна начинаться с родителей. Положительным итогом такой работы становится улучшение взаимопонимание в семье. Одна из форм работы с родителями – мандалотерапия.

Техника «Мандала» в работе с родителями может использоваться :

1. При консультативной работе педагога с родителями;

2. В целях изучения детско-родительских отношений (создание индивидуальных мандал в группе с последующим созданием коллективной композиции).

Также есть и другие возможности применения мандал в работе со взрослыми, это:

• При пессимизме и депрессии

• Сопровождение адаптации

• Семейные ситуации

• Коррекция расстройств мелкой моторики и нервного напряжения

Как работает мандала? Родителю предлагается изобразить свою проблему в круге, в образах и цветах, как он ее чувствует. Простой способ начать работу — это нарисовать круг. Он может быть на листе, и может быть вырезанным. Рекомендуется всегда начинать с круга, чтобы потом сконцентрироваться на этой форме или дополнить его, создав сложную игру линий и форм, геометрических фигур. Родителям объясняем, не существует «хороших» или «плохих» мандал! Выбор цвета свободный.

Важно! Мандала завершена, когда, посмотрев на нее, клиент чувствует удовлетворение от созерцания.

Правила работы при использовании мандалы со взрослыми:

1. Если запланирована работа с мандалами-раскрасками, то предлагается несколько – пусть клиент сам выберет по форме, по орнаменту, то что ближе ему по настроению.

2. Выбор мандалы и сюжет работы клиент осуществляет самостоятельно.

3. Материалы для работы и цветовую гамму (карандаши, фломастеры, краски, пастель, чернила и пр.) клиент выбирает самостоятельно.

4. Процесс работы ограничен только степенью насыщения, пресыщения и удовлетворения работой.

5. Педагог-психолог фиксирует состояния напряжения / расслабления, связанное с процессом работы.

6. Осуществляется принцип невмешательства в работу взрослого без его согласия.

7. Принцип избегания оценочных комментариев по поводу работы.

8. Клиент, при желании, даёт название своей мандале как раскрашенной, так и созданной.

9. После работы важно дать возможность клиент проговорить о своих чувствах, переживаниях по поводу работы над мандалой и отношения к результату (допускаются корректные наводящие вопросы)

Мандалы — это нечто большее, чем просто рисунки, выполненные на бумаге, ткани или песке, это есть способ объединения того, что было разобщено в единое целое. Для клиента мандала — это не столько законченный художественный объект, а сколько способ обобщения и упорядочивания себя, своего внутреннего мира. Творческая работа с мандалой из-за её концентрической структуры привносит нужную энергию во внутренний мир человека для восстановления равновесия и спокойствия, чтобы человек чувствовал себя таким же «круглым» и цельным, как мандала. Это указывает нам, на большую ценность мандал, как на активный арт-терапевтический метод в психокоррекционной работе педагога-психолога.

Мандалы используют не только со взрослыми, но и в работе с детьми.

Научить детей сосредотачиваться, успокаиваться можно с помощью раскраски мандал. Арт-терапевтические возможности применения техники «Мандала» для ребенка – это снятие проявления нестабильности настроения и тревоги. Мандала имеет прикладное значение, выступая как природный помощник в развитии и воспитании ребенка, помогая ему стать усидчивым, сосредоточенным, развивает внимание и наблюдательность, в моменты гиперактивности помогает успокоиться, расслабиться, возвращая спокойствие и равновесие. Однообразные действия руки успокаивают и требуют концентрации внимания, тем самым снимают внутреннее напряжение.

Так в психокоррекционной и развивающей работе с детьми технику «Мандала» можно применять:

- в целях коррекции эмоционального состояния, нормализации поведения

(раскрашивание готовых мандал-раскрасок)

- в целях диагностики актуального настроения (раскрашивание белого круга)

- в целях изучения групповых взаимоотношений (создание индивидуальных мандал в группе с последующим созданием коллективной композиции)

- с целью диагностики и коррекции конкретной проблемы (раскрасить круг символизирующий детский сад, семью, образ «Я», дружбу, гнев и т. д.)

- развитие мелкой моторики.

В работе с дошкольниками можно использовать различные виды мандал:

Их можно нарисовать на бумаге и ткани, вышить или напечатать, построить из песка, глины, а в наши дни создать с помощью компьютерных программ.

Насыпные мандалы творятся из всевозможных круп. Так же можно использовать цветной песок, бросовый материал, геометрические фигуры (из бумаги, дерева, пуговицы, камешки, ракушки, семена; бусины, бисер, пуговицы, цветные стеклышки для аквариума, нитки, салфетки, ленточки…

При работе с мандалами следуйте правилам:

1. Разрисовывание мандалы должно приносить радость. Ребенок должен работать без принуждения.

2. Раскрашивание мандалы имеет смысл, если ребенок выбрал мандалу сам. Нельзя навязывать ребенку выбор мандалы. Он должен это сделать самостоятельно.

3. При раскрашивании мандалы нельзя давать установку на цвет. Ребенок должен делать выбор самостоятельно.

4. Во время работы нельзя давать советы, как правильно работать с мандалой. Ребенок должен действовать по интуиции.

5. Избегать комментариев по поводу работы и результата в присутствии ребенка.

Это негативно влияет на творчество, теряется чувство расслабления.

В конце работы по желанию ребенка можно: придумать ей название, подобрать для нее фон. Рассматривая и раскрашивая мандалу, дети внутренне успокаиваются, сосредотачиваются и «заряжаются» положительной энергией.

Преимущества мандалы:

Во-первых, при диагностике можно получить информацию, которую не даст ни один тест. Ведь в момент создания изображения, мандала как зеркало, отражает внутреннее состояние человека.

Во-вторых, мандала очень удобна в работе тем, что её можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой форме.

В-третьих, не требуется много времени, специальная обстановка и отдельные условия, так же совершенно не важно, умеет ли человек рисовать.

Публикации по теме:

Использование пособия «Играйка» по развитию речи в работе с родителями и детьмиИспользование пособия «Играйка» по развитию речи в работе с родителями и детьми Меня зовут Манникова Инна Анатольевна, я – учитель логопед. Сегодня я вас познакомлю с многофункциональным логопедическим пособием «Играйка».

Использование QR кодов в работе с родителямиИспользование QR кодов в работе с родителями Это современный формат общения, мобильный, доступный с любого телефона, гаджета. Что значит современный? это значит, что для получения информации.

Использование мини-песочниц в работе с детьмиИспользование мини-песочниц в работе с детьми Сегодня я хотела бы рассказать и показать, как можно интересно, познавательно и с пользой для развития детей использовать в групповой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование мандалы в работе с сотрудниками, родителями и детьми
Опубликовано: 17 декабря 2024 в 20:57
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование мандалы в работе с сотрудниками, родителями и детьми» (включая файлы) размещена пользователем Елена Лебедева (УИ 286070) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД