Надежда Голубцова
Использование кейс-технологии «Безопасность в социуме»
Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья - одна из актуальнейших задач дошкольного образования. При этом важно не только оберегать от опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения в быту, социуме и природе.
Необходимо выработать модели поведения в некоторых экстремальных ситуациях и сделать так, что бы дети запомнили их.
Одной из эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.
Публикация «Использование кейс-технологии „Безопасность в социуме“» размещена в разделах
Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.
Кейс-технология - это проблемно-ситуативное обучение. Это технология, когда дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы. Технология объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Любой кейс я использую с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности. Например, в начале занятия или в конце плавно перейти к самостоятельной деятельности.
Для лучшего понимания детьми, в своей работе по формированию поведения безопасности в социуме, я использовала следующие виды кейсов :
1. -кейс-текстовая информация, представленная в устном изложении (это могут быть отрывки различных произведений, стихотворения);
2. кейс-иллюстрации или фото-кейс - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них. Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.
В процессе создания кейса я намечаю восемь этапов работы.
1. Разработать проблемную ситуацию.
2. Оформить кейс – подобрать иллюстрации, фотографии, макеты и другие материалы.
3. Показать кейс дошкольникам, дать им время ознакомится с ним.
4. Обсудить с детьми проблемную ситуацию, совместно озвучить задание.
5. Предоставить дошкольникам время на самостоятельный поиск решения кейса.
6. Поддержать дискуссию в подгруппах, помогать оценивать решения ситуации, которые предлагают дети.
7. Выслушать/посмотреть/проверить решение детей.
8. Подвести итоги.
Большое внимание в своей работе уделяю взаимодействию с родителями. С целью повышения родительской компетентности в вопросах культуры безопасности детей дошкольного возраста в социуме провела :
• консультацию на тему: «Применение кейс-технологии в ДОУ при обучении дошкольников безопасного поведения с незнакомыми людьми»
• индивидуальные беседы «Как уберечь детей от опасности», «Безопасность окон для детей дошкольного возраста
• разместила информацию в уголке для родителей «Безопасность зимой», «Безопасность на детской площадке», «Терроризм – угроза обществу» и др.
• привлекала родителей к оформлению предметно – развивающей среды, к участию в семейных челленджах.
Таким образом, целенаправленная, систематическая работа по формированию культуры безопасности в социуме у детей дошкольного возраста с использованием кейс-технологии приводит к устойчивым положительным результатам, способствует осознанно правильному отношению к основам безопасности, развивает логическое мышление, творческие способности, которые проявляются в умении анализировать, находить выход из проблемных ситуаций, делать выводы. У ребят вырабатывается навык самостоятельного решения, поставленных перед ними задач, формируется умение высказывать свои мысли, рассуждать, придумывать вопросы, умение разумно действовать в незнакомой или неожиданной ситуации. Позволяет сформировать у дошкольников устойчивые умения и навыки в сфере безопасности, знания об источниках опасности и средствах их предупреждения и преодоления, ответственность в сохранении собственного здоровья и безопасности, лучше усвоить правила культуры безопасности.
Применение в педагогической практике кейс-технологии позволяет сделать работу по формированию основ безопасности поведения дошкольников более развернутой.