локтаева марина
Использование игровых технологий для формирования основ финансовой грамотности у детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Финансовая грамотность–это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
На наш взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Поэтому цель моей работы – сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Использование игровых технологий для формирования основ финансовой грамотности у детей 5–7 лет» размещена в разделах
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д. ;
- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)
-воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость
Формы работы :
• Деловые, сюжетно-ролевые игры, такие как: «Вместе за покупками», «Как потратить деньги с пользой», «Финансовый крокодил»
• Анализ поступков героев художественных произведений «Муха – цокотуха», «Дядя Федор, пес и кот», «Золотой ключик, или приключения Буратино» др.
• Беседы с детьми, «Необходимые и желаемые траты», «Что такое бартер», «Ловушка – реклама», «Деньги разных стран»; беседы с привлечением родителей (сотрудников экономического сектора) – «Как посчитать деньги», «Как сформировать семейный бюджет»
• Использование карт для самостоятельной деятельности детей, настольно – печатных дидактических игр.
• Электронно – образовательные ресурсы и ИКТ.
Практическая часть
Сегодня вашему вниманию я предлагаю несколько финансовых игр – заданий.
1. «О какой профессии идёт речь»
Бухгалтер- специалист, ведущий денежную и коммерческую отчётность на предприятиях, в учреждениях.
Модельер - специалист по изготовлению моделей, образцовых экземпляров изделий (например, одежды, обуви, головных уборов, причесок и т. д.)
Диплома т — в международном праве официальное лицо, представляющее интересы конкретного государства или полномочной международной организации. Основными функциями дипломата являются представление и защита интересов его страны.
Фермер — предприниматель, владеющий землёй или арендующий её, и занимающийся на ней сельским хозяйством. Также существуют фермеры, занимающиеся лесным хозяйством, в том числе и в России.
Инкассатор — это должностное лицо, осуществляющее сбор и перевозку денежных средств и других ценностей материального характера: драгоценных металлов, ценных бумаг, важных банковских документов.
2.«Кто последний?»
Перечислите книги, фильмы, мультфильмы способствующие развитию финансовой грамотности дошкольников. (команды по очереди называют, проигрывает та команда, от которой не поступило очередного названия)
Буратино, Дюймовочка, Бременские музыканты, Ослиные уши, Сказка о золотой рыбке, Сказка о попе и его работнике Балде, Золушка, Морозко, Цветик – Семицветик, Конек – Горбунок, Огниво, Кот в сапогах, Фиксики- Копилка, Сказка о золотом петушке, Фунтик и т. д.
Подвижная игра «Выбор профессии»
Цель: развивать ловкость, скорость реакций, умение бросать и ловить мяч, быстро реагировать и отвечать на вопросы. Оборудование: резиновый мяч.
Ход игры: дети становятся в круг, воспитатель занимает место в центре круга, в руках держит мяч. Называет профессию и кидает мяч произвольно в руки ребенка. Дошкольник, поймавший мяч, должен сказать, какую работу выполняет представитель данной профессии (например, композитор — сочиняет музыку, после чего возвращает мяч ведущему. Если ребенок затрудняется ответить, то он выходит из круга, а мяч заново разыгрывается ведущим. Выигрывает тот из детей, кто останется в кругу вдвоем с ведущим.
3. Педагог надевает шапку Белки
Здравствуйте! Давайте с вами познакомимся! Меня зовут Экономная Белочка. Я люблю все экономить, копить и приумножать семейный бюджет. А вы знаете, что такое бюджет?
Правильно. Бюджет – это планирование доходов и расходов.
Я предлагаю организовать две команды по 3 человека для участия в данной игре «Семейный бюджет».
Задание: Команде выдается по 15 монет и большой круг, разделенный на 7 секторов. Определите, пожалуйста, куда вы израсходуете деньги. Семья 4 человека (мать, отец, сын, дочь)
Квартплата. В секторе изображено лампочка горящая, кран с водой и батарея, 4 свободных кружка для оплаты.
Питание. В секторе – продукты питания - 3 свободных кружков для оплаты. Лекарства. В секторе 2 свободных кружка. Одежда. В секторе «одежда и обувь» - 4 свободных кружочка для оплаты. Развлечения. В секторе 2 свободных кружка.
Приятные покупки. В секторе игрушки для детей, духи для мамы или удочка для папы. Здесь 2 свободных кружка для оплаты.
После выполнения задания и прослушивания ответов, педагогам предлагается сектор сюрприз. Капитаны команд выбирают карточки с заданием «вслепую». Сектор, на котором изображен сломавшийся холодильник и 2 свободных кружочка для оплаты. Сектор для другой команды, где показано, что папа заработал премию 3 монеты.
В соответствии с тем, что изображено в секторе «сюрприз» педагоги должны перераспределить семейный бюджет.
4.«А у нас…пословицы и поговорки» Кончил дело –….гуляй смело. Терпенье и труд…. всё перетрут. Доход не живет без…хлопот. На что спрос, на то и…. цена. Лень до добра не….доводит.
5. Экономические ситуации. Какие вопросы нужно задать детям?
Ситуация. Крёстная фея открыла для Золушки собственный салон красоты. Принц приказал слугам разнести весть об этом по всему королевству. Одни громко рассказывали о салоне на улицах и площадях, зазывая посетителей, другие разместили объявление в газете. Сама Золушка разослала всем своим знакомым открытки-приглашения, где указывались услуги и цены.
Какой (какие) вопрос следует задать детям?
- Как жители королевства узнали о новом салоне?
- Что такое реклама?
Вывод: Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с дошкольного возраста заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.