Алена Винокурова
Использование игрового набора «Дары Фребеля» в педагогическом процессе для всестороннего развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня, педагоги Детского сада «Алёнушка» представляют вашему вниманию, и, делятся опытом работы по теме: «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в педагогическом процессе для всестороннего развития детей».
Публикация «Использование игрового набора „Дары Фребеля“ в педагогическом процессе для всестороннего развития детей» размещена в разделах
На базе нашего детского сада имеются Игровые наборы «Дары Фребеля», чему мы очень рады, потому что - это уникальный комплекс обучающих материалов, Возможности комплекта способствуют развитию физических, интеллектуальных и индивидуальных качеств ребенка.
Мы знаем, что весь образовательный процесс в ДОУ строиться на эффективных формах работы с детьми дошкольного возраста, а основной формой работы и ведущим видом деятельности для них является игра. Первым, кто рассмотрел игру, как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фрёбель.
Он создал игровой набор для детей, так называемые «Дары Фрёбеля». Фрёбель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме и придавал играм огромное значение в развитии ребенка.
Игровой набор является эффективной технологией по развитию интеллектуальных, познавательных, игровых способностей через игровую деятельность. Этот набор игровых материалов называется «дарами». «Дары» являются символическими элементами Вселенной, состоящие из основных геометрических форм и фигур: шар, куб, цилиндр.
Дети играя, знакомятся с геометрическими фигурами, телами, числами, учатся сортировать, классифицировать, сравнивать, складывать, составлять последовательности, обобщать по одному и нескольким признакам.
При использовании игрового набора «Дары Фребеля» у детей развиваются также социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность, логические способности; формируются элементарные математические умения.
Применяя набор в практической деятельности, в разных образовательных областях, мы увидели результаты, о которых сейчас расскажут наши педагоги.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Успешному решению задач образовательной программы может способствовать использование практического пособия «Дары Фрёбеля
В образовательной области «социально-коммуникативное развитие» я знакомлю детей с разными играми, используя Дары Фрёбеля. К примеру я провела игру «Путешествие по городам» предварительно побеседовав с детьми о путешествиях. Дети поделились впечатлениями о совершенных ими путешествиями и рассказали какие интересные места они посетили. Затем я предложила детям разделиться на несколько групп и построить из наборов города с различными зданиями, а также придумать своим городам названия. В ходе дети путешествовали и посещали города друг друга.
Целью игры является развитие интереса к совместным играм, формирование чувства принадлежности к сообществу, развитие связной речи при составлении рассказа, развитие познавательной мотивации, творческой активности, формирование представлений о малой родине и Отечестве, реализация самостоятельной конструктивной деятельности.
Также игровой набор Дары Фрёбеля можно использовать в режимных моментах проводя подвижные игры с первым набором. Например такие как Тише мыши, Верёвочка, Карусели, умею не умею. В игре верёвочка два участника садятся на стулья спиной друг к другу. Под стульями лежит веревка. По сигналу каждый играющий обегает стул другого, садится на свой стул и старается быстрее схватить конец верёвки и вытянуть ее. Играть в эту игру могут до 6 пар одновременно.
Целью игры является развитие координации движений, овладение основными навыками, развитие двигательной активности, развитие игровой деятельности.
Не смотря на то, что дары Фребеля были созданы еще в прошлом веке, они до сих пор являются актуальными и значимыми. Мы можем использовать их в любой области познания. А приложив к этому еще и свою фантазию можно так ярко и впечатляюще познакомить ребенка с новым материалом, что он останется в памяти и будет в дальнейшем вызывать интерес.
В художественно эстетическом развитии также можно использовать различные наборы даров Фребеля. Это раскрывает творческий потенциал, оригинальности мышления;
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей;
Расширение границ творческого восприятия мира;
Обучение составлению различных узоров и картинок;
Подготовка руки к рисованию и письму,
Развитие игровой деятельности ребенка
Наборы «Дары Фрёбеля» можно определённо назвать тем самым хорошим и полезным средством, благодаря которому можно разнообразить не только непрерывную образовательную деятельность, но и любой режимный момент с детьми. Их вполне можно использовать как в совместной деятельности с детьми, так и в индивидуальной работе.
Для примера: С ребятами на занятии по развитию речи, изучая новый рассказ не всегда удается его запомнить с первого раза. Но если провести занятие в игровой форме и включить в них какие-то новые предметы или игрушки, уже становится намного интересней. В нашем занятии по развитию речи мы читали произведение Житкова Б. С «Как я ловил человечков». Где мальчика очень заинтересовала модель корабля, от которого он не мог оторваться. Ну и конечно, что бы закрепить материал после занятия мы с ребятами решили в формате художественно эстетического направления сделать свои необычные корабли, а в этом нам помогли дары Фребеля (набор №8,9,10). Каждый сделал свой корабль, дал ему имя и придумал для него историю. Тем самым мы познакомились с новым произведением, хорошо его запомнили поиграли с наборами и придумали и рассказали истории про свои корабли.
Занятия могут быть различные: у всех ассоциация с зимой это в первую очередь холод, снег, новый год подарки. На одном их занятий с детьми с наборами №7,8,9,10 мы сделали различные снежинки. Тем самым параллельно мы узнали о свойствах воды.
Ну и конечно на каждом занятии мы делаем физминутки, в которой так же нам может помочь набор Фрёбеля. Например набор № 1 мягкие вязанные шарики. Которые дети очень любят ловить и перекидываться ими.
«Речевое развитие» направлено на достижение целей развития у детей культуры речи через решение следующих задач:
- развитие речевых способностей и умений;
- формирование предпосылок чтения и письма;
- овладение способами и нормами практического общения в различных жизненных ситуациях.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Необходимо содействовать речевому развитию ребенка в повседневной жизни: в режимных моментах, совместной деятельности воспитателя с детьми, в их самостоятельной деятельности.
Важнейшим средством речевого развития детей является общение со взрослыми и с детьми в разных видах деятельности. Поэтому первостепенное значение имеет организация содержательного, продуктивного общения педагога с детьми.
Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах детской деятельности: в игре, труде, бытовой деятельности – и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность.
От количества и качества общения зависит уровень будущих способностей ребенка, его характер, его будущее. Очевидно, что полноценное общение ребенок должен получать прежде всего в семье, в окружении любящих и понимающих взрослых, где межличностные отношения побуждают тянуться друг к другу. Фридрих Фрё бель заметил: «В воспитании детей с самого малого возраста важно общение со взрослыми: никогда не проносите молча ребенка мимо предметов, постоянно сопровождайте словами действия по отношению к нему, называйте действия, производимые предметами, побуждайте в ребенке стремление общаться с вами, вначале звуками, жестами, а затем и словами. Используйте каждую минуту своего общения с ребенком для расширения его представлений, кругозора, объяснения явлений окружающего мира».
Педагог является главным организатором детских игр в младшем и среднем возрасте, воспитатель создает поводы для общения в старшем дошкольном возрасте, и именно педагог должен научить детей качественному продуктивному общению друг с другом. Игра как основной вид детской деятельности является источником и важным стимулирующим поводом для взаимодействия детей друг с другом и полем, на котором возможно формирование навыков общения. Любая правильно организованная игра позволяет решать задачи развития речевых навыков, но существуют и специальные игры, способствующие развитию того или иного элемента общения. Именно такие игры предлагаются в данном методическом пособии. Замечено, что уже сами элементы игрового набора «Дары Фрёбеля» способствуют созданию информационного поля для общения ребенка со взрослым. Разнообразие предлагаемых материалов и их абстрактность предполагают возможность составлять различные вопросы, комбинировать и фантазировать по поводу предлагаемых материалов. Как правило, материалы вызывают непосредственный интерес детей. Воспитателю важно поддерживать этот интерес, постоянно совершенствуя способы взаимодействия между детьми, стимулируя детей к общению, подбирая все новые и новые игры на основе материалов «Даров», расширяя их диапазон и привнося новое содержание в уже известные игры.
В возрасте до трех лет целесообразно впервые предъявить материалы из игрового набора «Дары Фрёбеля» и начинать организовывать первые совместные игры детей, в которых материала достаточно для всех, и дети могут выполнять с ним одинаковые действия, что существенно снижает конфликтность в игровой деятельности.
Фридрих Фрёбель полагал, что ничто не заменит общения ребенка со взрослым.
Все формы общения формируются в разном возрасте и не вытесняют одна другую, а как бы расширяют возможности каждой из этих форм. Важно, чтобы ребенок в развитии форм общения переходил от одной к другой в процессе своего развития и не «буксовал» на какой-то одной стадии.
В период детства важным приобретением ребенка является овладение речью как способом общения, познания, это необходимое условие для дальнейшего обучения в школе. Сопровождение жизни ребенка словом создает для этого необходимые условия. Постепенно ребенок усваивает смысл слов и готов на дальнейших возрастных ступенях воспринять новые знания только через слово: бытовую речь, рассказывание, сказки, басни, стихотворения и т. д. Фрёбель достаточно подробно рассматривает вопросы, связанные с развитием детской речи, дает конкретные методические рекомендации по ее совершенствованию. «Игра и разговор — вот стихия, в которой живет теперь ребенок».
И в заключении хочется сказать, мы, уверены, что эти дидактические материалы «дары Фрёбеля», способствующие развитию детской любознательности, креативности и умению решать проблемы, будут полезны детям и их родителям, а также интересны многим воспитателям.
Работа по данной теме у нас ведется первый год, но уже сейчас можно сказать, что внедрение в образовательный процесс игрового набора «Дары Фребеля» даёт свои положительные результаты. Дети стали более активны, инициативны, проявляют интерес к решению несложных проблем, пытаются найти пути их решения, учатся взаимодействовать друг с другом и взрослыми. В дальнейшем планируем продолжать работу по данному направлению, расширить и разнообразить применение игровых средств Фрёбеля, для ещё более эффективных качественных изменений в их развитии.