Плотникова Юлия
Интеграция физкультурно-оздоровительной работы с разными видами детской деятельности в ДОУ
Интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение.
Занятия с использованием интегрированного подхода раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти. Одна из форм реализации интегрированного подхода в образовании дошкольников – интегрированные занятия. Цель занятий: Формировать целостные представления об изучаемом явлении, событии, процессе, которые отражаются в теме, разделе программы, на физкультурных занятиях путем интеграции различных видов детской деятельности. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности. Исходя из цели ставятся задачи: 1. Формировать осознанное отношение к физической активности на основе освоения представлений и знаний о физической культуре. 2. Повышать уровень физической подготовленности путем формирования и совершенствования двигательных умений и навыков и развития двигательных качеств и способностей. 3. Воспитывать потребности в физическом совершенствовании на основе формирования интересов и мотивов к занятиям физическими упражнениями. Важной особенностью интегрированного занятия является смена динамических поз и видов детской деятельности.
Публикация «Интеграция физкультурно-оздоровительной работы с разными видами детской деятельности в ДОУ» размещена в разделах
Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний и разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности. Такие занятия способствуют более тесному контакту всех специалистов
Физическое развитие
• Познавательное развитие
• Речевое развитие
• Социально – коммуникативное развитие
• Художественно-
• эстетическое развитие
• Физическая культура
• Социализация
• Безопасность
• Познание
• Труд
• Художественное творчество
• Чтение художественной литературы
Структура интегрированных занятий
отличается от структуры обычных, и к ней предъявляются следующие требования:
• чёткость, компактность, сжатость учебного материала;
• -продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы в процессе ;
• -взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе ;
• -большая информативная емкость образовательного материала, используемого в ;
• -систематичность и доступность изложения материала;
• -необходимость соблюдения временных рамок.
Во время занятия предполагается использование разнообразных видов детской деятельности, которые можно интегрировать между собой, например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, изготовлением декораций, атрибутов к игре; слушание музыкального произведения с чтением стихов, рассматриванием произведений изобразительного искусства и рисованием.
• Направления интеграции представлены следующим образом:
* Интеграция физического воспитания и речевого развития.
Интегрируя физическое воспитание и речевое развитие, активизируем у детей фантазию, развиваем творческие способности и фонематический слух в процессе двигательной деятельности, развиваем умения действовать в коллективе, создаем эмоциональный настрой на развитие интереса и желания заниматься спортом, формируем правильное дыхание.
* Интеграция физкультурных и музыкальных занятий Интеграция физкультурных и музыкальных занятий создает положительный эмоциональный фон, помогает детям запомнить движения, выразительно передать их характер. В качестве музыкального оформления используются фонограммы музыкальных сказок, музыка из мультфильмов, детские песни и т. д.
* Интеграция физической культуры и изобразительной деятельности дошкольников – это развитие мысли, анализа, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка. В процессе занятий изобразительной деятельностью у дошкольников формируются нравственно-волевые качества. Дети учатся сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и поддерживать товарищей. Дети быстрее развиваются физически, поскольку изобразительная деятельность требует от активных движений и регулярных прогулок на свежем воздухе.
* Наполнение математическим содержанием занятий по физкультуре. На физкультурных занятиях дети встречаются с математическими отношениями: необходимо сравнить предмет по величине и форме или определить, где левая сторона, а где правая. Поэтому, предлагая детям различные упражнения, нужно не только давать физическую нагрузку, но и в формулировке заданий обращать внимание на разные математические отношения, предлагать выполнять упражнения не по образцу, а по устной инструкции. Также, дополнительно к предметам, которые обычно используются при выполнении физических упражнений, целесообразно использовать плоские и объемные геометрические фигуры, цифры, карточки с изображением характерных признаков времен года, частей суток. Например, упражняя детей в прыжках можно формировать и количественные представления: -Подпрыгнуть на одной (двух) ногах указанное количество раз; -Посчитать количество прыжков до кубика; -Прыгать по 5 раз на правой и левой ноге; -Прыгая из обруча в обруч, назвать, каким по счету находится обруч определенного цвета
* Интеграция физической культуры и познавательной деятельности. На таких занятиях улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации. Имеются многочисленные данные о том, что под влиянием физических упражнений увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение интеллектуальных элементарных задач, убыстряются зрительно-двигательные реакции.
* Физическая культура и изобразительная деятельность дошкольников – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка.
В процессе занятий изобразительной деятельностью у дошкольников формируются нравственно-волевые качества. Дети учатся сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и поддерживать товарищей. Быстрее происходит физическое развитие, поскольку изобразительная деятельность требует от ребятишек активных движений и регулярных прогулок на свежем воздухе.
Выводы: * Занятия интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной. * У детей формируется познавательный интерес, а занятия дают высокую результативность. * Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс. * Интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. * Такие занятия способствуют более тесному контакту всех специалистов и воспитателей. * Интеграция помогает сократить количество занятий, освободить время для игровой деятельности и прогулок, что способствует укреплению здоровья детей.