Козловская Марина Геннадьевна
Конспект занятия «Иллюстрации к сказкам разных народов»
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ «Детский сад №384 комбинированного вида» Ново-Савиновского района г. Казани
Воспитатели: Козловская М. Г. – 1 кв. кат.,
«Иллюстрации к сказкам разных народов»
Задачи:
- Расширять представления детей о графике, на примере творчества Е. М. Рачева, познакомить с иллюстрациями народных сказок иллюстрированных художником.
Публикация «Конспект занятия „Иллюстрации к сказкам разных народов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
- Развивать умение эмоционально откликаться на иллюстрации к знакомым сказкам, выразительным и любимым сказочным персонажам, проявлять сочувствие к героям произведений, стремиться дать нравственную оценку поступкам.
- Развивать умение внимательно рассматривать изображение, выделять главного героя, средства выразительности (цветовое и композиционное решение, признаки сказочности).
- Расширять опыт восприятия детьми образов животных.
- Обогащать сенсорный опыт, развивать познавательные процессы.
Предварительная работа: чтение сказок «Заяц-хваста», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Три медведя», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Волк и семеро козлят» и другие, иллюстрированные Е. М. Рачевым.
Демонстрационный материал: 2 мольберта, книги и иллюстрации к сказкам «Маша и медведь», «Колобок» иллюстрированные Е. М. Рачевым, колокольчик, книги, портрет художника, разрезные картинки.
Ход занятия:
Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, а вы любите слушать сказки? Какие сказки вы знаете и любите? (ответы детей).
Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие.
Художественное слово: (воспитатель читает отрывок стихотворения).
Начинаются наши сказки,
Заплетаются наши сказки.
На море-океане, на острове Буяне
Там берёзонька стоит,
На ней люлечка висит.
В люльке зайка крепко спит.
Рядом бабушка сидит,
Зайке сказки говорит.
Основная часть:
Воспитатель: Раньше, давным-давно сказки только рассказывали, а дети слушали и представляли себе сюжеты и героев сказок. Потом люди научились делать книги, записывать в них сказки, а также рисовать к ним красивые картинки.
(Воспитатель показывает детям книги, разложенные на столе (русские народные сказки и сказки иллюстрированные Е. М. Рачевым).
Воспитатель: Ребята, а кто рисует в книжках картинки? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, это художники. И не просто художники, а художники-иллюстраторы. А картинки эти называются иллюстрации. Мы уже с вами знакомы с художниками иллюстраторами, такими как Е. И. Чарушин, В. Сутеев
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим экскурсию на выставку к художнику-иллюстратору Евгению Михайловичу Рачёву. (Выставляется мольберт, рассматривается портрет художника Е. М. Рачёва).
(Воспитатель кратко знакомит детей с творчеством художника).
Воспитатель: Посмотрите, вот это книги, которые он иллюстрировал. Как вы думаете, кого больше любил рисовать художник? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, художник любил больше всего рисовать животных.
Детство художник провел в сибирской деревне в семье бабушки и дедушки
Сибирь он вспоминал, как какую-то сказочную страну. С детства Евгений Михайлович очень любил лес и не раз бывал в тайге, интересовался жизнью зверей и птиц, наблюдал за ними, подмечал их повадки и рисовал увиденное. Когда художник стал взрослым, он часами проводил время в зоопарке. Как вы думаете, за кем он там наблюдал? (ответы детей).
Прежде чем рисовать иллюстрации к сказкам, художник сначала читал сказки несколько раз, чтобы представить себе героя, какой он: добрый или злой, весёлый или грустный, хитрый или простой, где живёт.
1. Рассматривание иллюстрации. Беседа по иллюстрациям.
Вот мы с вами оказались на выставке художника
Сюрпризный момент: (Дети закрывают глаза и ждут)
Колокольчик, позвони,
В мир искусства позови.
2. Включается музыка (Э. Григ «Утро») Открывается выставка.
Дети рассматривают иллюстрации к книге «Маша и медведь». (Открыты не все иллюстрации.)
Вопросы:
Воспитатель: Дети, вам знакома эта иллюстрация? (предложить детям вспомнить сюжет сказки «Маша и медведь»).
Вопросы к детям:
- Кто изображён на ней?
Из какой сказки герои?
- Где вы их раньше видели?
На этой иллюстрации художник нарисовал героев сказки, Машу и медведя
Каким по характеру, настроению нарисован медведь? (ответы детей).
Можно его назвать страшным, злым, голодным? Сильным, могучим? Сказочным или настоящим? (которого можно встретить в зоопарке или в лесу) Обратить внимание на одежду медведя (тулуп с большим воротником)
При рассматривании Машеньки, обратить внимание детей с какой любовью художник прорисовывает детали (яркая косынка, рубаха, сарафан с полосками).
Обратить внимание детей,что при создании иллюстрации к сказке художник использует всю страницу, тщательно прорисовывая детали (деревенский дом, рушник вышитый на полке, использованный для украшения дома, чугунок с ухватом).
3. Физкультминутка «Мишка вышел из берлоги».
По тексту:
Мишка вышел из берлоги, огляделся на пороге (повороты влево и вправо)
Чтоб скорей набраться сил, головой медведь крутил (вращение головой)
Наклонился назад, вперед (наклоны туловища)
Вот он по лесу идет (ходьба)
Мишка до 5 считает, мишка гири поднимает (показ)
4. Игровой прием «Художественное слово»
Воспитатель: Ребята, вы заметили, что не все иллюстрации открылись? Как вы думаете, кто там может быть изображён? (Ответы детей) Может нам поможет загадка?
Загадка:
Он по коробу скребен, по сусеку он метен, у него румяный бок, он веселый. (колобок)
Открывается следующая иллюстрация к сказке.
Дети рассматривают иллюстрацию к следующей сказке «колобок»
Воспитатель: Посмотрите внимательно на следующую иллюстрацию и скажите, к какой сказке она нарисована?»
Дети: сказка «Колобок»
Воспитатель: Верно, молодцы. Какой по характеру изображена лиса на этой иллюстрации?
Дети: Хитрая, добрая, красивая, нарядная, ласковая, милая.
Воспитатель: Молодцы. Как вы поняли, что лиса такая?
Дети: Лиса сидит на пеньке и улыбается, глаза прищурены, мордочку вверх подняла.
Воспитатель: Во что лиса одета? Какая одежда?
Дети: На лисе сарафан, украшенный полосой, рубашка вышитая, поясок, а на голове кокошник с камнями, бусы на шее
Воспитатель: Лиса нарядная, в русской народной одежде. Ведь сказка «Колобок» русская народная. Посмотрите и скажите, где находится лиса на иллюстрации?
Дети: Лиса сидит на пне в лесу. На земле лежат листья рябины и ягоды. На заднем плане стоят березки.
Воспитатель: Вы все правильно сказали, художник все это изобразил, потому что лиса встретила колобка в лесу.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, на кого становятся похожими звери на картинах художника? (ответы детей) Художник хотел, чтобы звери были похожи на людей, поэтому рисовал их в одежде. Они как, люди сидят, разговаривают, улыбаются, плачут, сердятся, хотел передать в своих рисунках, что каждый зверь имеет свой характер и настроение, поэтому и иллюстрации получились красивые, необычные. Свои иллюстрации к сказкам он рисовал гуашью и обводил изображения черной полоской угля.
Ребята, правда, нам стало радостнее и веселее, рассматривая эту выставку. Словно художник взял нас за руку и привёл в мир сказок. И ожила, и расцвела красками, засияла старая-старая сказка.
5. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Собери картинку из любимой сказки», собрать картину из сказки (разрезные картинки)
Воспитатель, какие вы молодцы, у вас получились настоящие картины из сказок.
Воспитатель: Пора возвращаться нам из сказочного путешествия.
Итог занятия : Воспитатель: ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии? Какие сказки вспомнили? С каким художником иллюстратором познакомились? Понравились ли вам иллюстрации к сказкам выполненные Е. М. Рачевым, есть ли дома у вас такие же книжки с иллюстрациями? Что стремился передать художник в своих иллюстрациях? (красоту, характер, настроение, грацию животных)
Давайте ребята, книжки с иллюстрациями этого художника разместим в нашей групповой библиотеке.