Бутолина Марина
«Игры со звуками». Игровой материал для дошкольников 4–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Игры со звуками
Этот игровой материал поможет воспитателю и родителям сделать занятие по подготовке к обучению грамоте увлекательным для дошкольников. Осваивая с детьми игры со звуками, мы воспитываем в наших будущих школьниках внимание, память, воображение, отличный фонематический слух, учим ребят сравнивать, анализировать, обобщать и т. п., то есть развиваем мышление дошкольников. У многих детей в процессе игр улучшается звукопроизношение, расширяется активный словарь, заметно проявляется интерес к языку и природные лингвистические задатки. Все дети начинают читать, причем с интересом и без принуждения.
Публикация «„Игры со звуками“, Игровой материал для дошкольников 4–7 лет» размещена в разделах
В своей практике применяю такие игры, если ребенок искажает звуки и слова (сокращение слов, перестановка звуков и слогов, уподобление одного звука другому, что связано с недостаточно развитым, неустойчивым фонематическим слухом.
Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного.
Если у ребенка недостаточно развито слуховое внимание и восприятие, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучение чтению и письму. Ведь если ребенку трудно различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда – ошибки в речи и на письме.
Поэтому в подобные игры можно начинать играть как можно раньше.
ИГРЫ В ЗВУКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-х ЛЕТ
Игра «ПРОХЛОПАЙ КАК Я»
Правила игры: взрослый прохлопывает определенный ритм, например: \ \\ \ \\ или \ \\\ \ и др., ребенок повторяет.
Усложнение. Усложняется ритмический рисунок и темп.
Игра «СВЕТОФОР»
Правила игры: дайте ребенку два кружка – красный и зеленый, который он должен поднимать, когда слышит правильно (зеленый кружок) или неправильное (соответственно, красный) произнесенное название того, что изображено на картинке. Затем покажите картинку и громко, медленно, четко произносите звукосочетания:
БАМАМ АЛЬФОМ
ПАНАН АБЛЁМ
БАНАН АЛЬМОМ
БАНАМ АЛЬБОМ и т. д.
Игра «КАКОЙ ОДИНАКОВЫЙ ЗВУК ВО ВСЕХ СЛОВАХ?»
Правила игры: взрослый произносит три – четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь – и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
Игра «ФОНЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА"
Правила игры: начинаем с простых вопросов:
Как тикают часы? – Тик-так.
Как подзывают цыплят? – Цып-цып-цып.
Как чикают ножницы? – Чик-чик.
Что говорят, когда рыба срывается с крючка? – Эх. И т. п.
А затем задаем вопросы так, чтобы, отвечая, ребенок использовал только отдельный звук:
Как жужжит жук? – Ж-Ж-Ж
Как воет волк? – У-У-У
Как паровоз выпускает пар? – Щ-Щ-Щ
Как поют комарики? – З-З-З
Как рычит мотор? – Р-Р-Р
Что просит сказать врач, когда осматривает горло? – А-А-А
Как фыркает кот? – Ф-Ф-Ф
Как выходит воздух из лопнувшего шара? – С-С-С
Как пыхтит каша? – П-П-П
Как шипит змея? – Ш-Ш-Ш и т. д.
Не страшно, если фыркает не кот, а ёжик, или звук Ш обозначает не змею, а опавшие листочки, главное, чтобы дети осмысленно подбирали и употребляли нужный звук.
Игра «ЗВУКОВЫЕ ЗАГАДКИ»
Правила игры: называем какой-то звук, а ребенок придумывает кто (что) может его издавать.
Кто (что) издает такой звук: З-З, Ш-Щ, Р-Р? и т. д.
Игра «ЗАВОДНЫЕ ИГРУШКИ»
Правила игры: заводим ключиком механические игрушки (игрушки – это дети). Дети начинают двигаться, изображая игрушку и издавая звуки.
Ж – полетел жучок;
Р – затарахтел игрушечный мотоцикл;
Ц – запрыгала белочка;
Ф – зафыркал ёжик.
Игра «ВОЛШЕБНЫЙ КУБИК»
Игровой материал: 2-3 кубика с картинками.
Правила игры: на гранях обыкновенного кубика наклеены картинки – самолёт, паровоз, комар и т. д. ребенок говорит: «Вертись, крутись, на бочок ложись». – и кидает кубик.
Вверху оказывается какая-нибудь картинка. Дошкольник изображает то, что на ней изображено, и произносит соответствующий звук. Например, если изображен самолёт, то летает и гудит: У-У-У.
Игра «СКАЖИ, КАК Я» (обучение интонированию звука)
Правила игры: дети стоят в кругу, а взрослый – в середине круга с мячом. Кидаем мяч кому-то из детей, называем слово с интонационным выделением любого согласного звука. Например: (С)лон, забо(Р), ко(Ш)ка.
Ребенок перебрасывает мяч назад, повторяя слово точно так же. Стараемся, чтобы в игре участвовали все дети.
Игра «ИЩЕМ ПЕСЕНКУ ЖУКА»
Как разговаривает жук? – Ж
Давай поищем песенку жука в других словах: (Ж)аба, моро(Ж)еное, пиро(Ж)ок.
А в слове суп есть песенка жука?
А в слове торт?
А в слове (Ж)ир? Что-то я сомневаюсь, скажи получше.
Аналогично ищем песенку змеи (Ш), паровоза (Щ), листочков (Ш), белочки (Ц) в разных словах.
Игра «СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО» (различение звуков)
Различение звуков С – З
У ребенка в руках две картинки: свисток и звонок.
Свисток свистит С, а звонок звенит З.
Говорим слова со звуками С и З, а дети поднимают картинку с изображением свистка, если звучит С, или звонка, если звучит З.
Различение звуков Ч – Щ
Объясняем:
Ч-Ч-Ч – так звучит паровоз. Когда услышите этот звук, изобразите, как двигается паровоз;
Щ-Щ-Щ – так пилят дрова.
Дети слушают слова и передают движениями Ч или Щ.
Словарный материал: число, шкаф, щенок, чибис, червяк, шапка, щепка, карандаш, щит, чашка, щель и т. д.
Игра «ПРОГУЛКА НА ВЕЛОСИПЕДАХ»
Различение звуков Щ – Ш
Мы едем катиться на велосипедах. Проверим, хорошо ли надуты шины. Слабо надуты, еще подкачаем насосом: Ш-Ш-Ш.
Хорошо накачали, только слышим – воздух шипит Щ-Щ-Щ.
Оказалось, что в шине маленькая дырочка, вот воздух и выходит. Как воздух выходит из шины? Щ-Щ-Щ.
Заклеим дырочку, ещё раз накачаем шину: Ш-Ш-Ш. Теперь можем кататься.
А кто помнит, как воздух из шины выходил: Щ-Щ-Щ.
Дети имитируют все действия с насосом и шиной.
Игра «ГОВОРЯЩАЯ КАРТИНКА»
Игровой материал: иллюстрации.
Правила игры: (для этого рассказа использую иллюстрации в книге Л. П. Успенской и М. Б. Успенского «Учитесь правильно говорить»)
Спросите у детей: «Умеют ли картинки разговаривать?»
«Конечно, нет», - не задумываясь отвечают дети.
Тогда говорим, что покажем им необыкновенную картинку: если её рассматривать внимательно, то она как будто начинает звучать.
И рассказываем по картинке: «На каникулах Вова приехал погостить к бабушке. Рано утром убежал кататься на велосипеде. Уже завтрак готов, а Вовы все нет. Сердится большой чайник С-С-С, сердится маленький чайничек С’-С’-С’, а Вова в кустах прячется, да ещё и нам показывает: Ц-Ц-Ц, не выдавайте, где я. Комары уже Вову заметили: З-З-З – радостно звенит большой, З’-З’-З’ – вторит маленький, сейчас мы позавтракаем. Камыши укоризненно головами качают: Ш-Ш-Ш, Вову укоряют: «Не стыдно прятаться?» и т. д.
Рассказываем так, чтобы все звуки на картинке получили логичное объяснение. А в конце предлагаем детям несколько минуток посмотреть на картинку, стараясь представить её звучание.
Игра «СЕРДИТЫЙ ВОРОН» (выделение первого звука)
Игровой материал: игрушки или картинки, кукла.
Правила игры: детям даем игрушечных зверей или картинки.
В домике живут звери: лиса, медведь, кошка, собака, белка, баран, морж, коза и т. д.
Вокруг домика речка, и пройти в домик можно только вот по этому мостику. Мостик не простой, волшебный: уйти из домика по нему легко, а обратно прийти трудно. На перилах мостика сидит сердитый Ворон. Каждого, кто подходит к мостику, он спрашивает, какой в его имени первый звук. Кто правильно скажет, тот пройдет. А кто не знает, какой в его имени первый звук, перед тем мостик проваливается, перейти по нему нельзя.
Подошли звери к мостику, очень хотят домой попасть, а перейти не могут, потому что никто из них не знает, какой же в его имени первый звук.
Просим детей помочь зверятам.
Следим за тем, чтобы дети называли первый звук правильно, то есть отмечали твердые и мягкие согласные. Например: баран – Б, а белка – Б’.
Игра «ПОДСКАЖИ КУКЛЕ ЗВУК» (формирование навыка выделения последнего звука)
Игровой материал: кукла.
Правила игры: кукла очень торопится, поэтому последние слова выговаривает плохо: не все звуки слышны.
Просим поправить куклу, где необходимо.
На солнышке грелся черноухий котёно… (К).
На него смотрел белолапый щено… (К).
Он хотел его догна… (Т’).
А рядом по двору гулял важный пету… (Х).
За ним бегали куриц… (Ы) и цыплят… (А).
Хозяйка вынесла всем кор… (М) и т. д.
Игра «ЗАБЛУДИЛИСЬ В ЛЕСУ» (первоначальный навык выделения ударного гласного)
Игровой материал: куклы, игрушки-зверята.
Правила игры: в лесу заблудились куклы и игрушечные зверята. Ребенок их зовет, то есть произносит имя с подчеркнутым интонированием ударного гласного:
М-и-и-ша – (И)
Р-ы-ы-бка – (Ы)
К-о-о-тик – (О)
Э-э-дик – (Э) и т. д.
Постепенно проигрываем все гласные звуки.
ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ
Игра «НЕОБЫЧНАЯ ПЕСЕНКА» (выделение гласных звуков)
Правила игры: вокалисты часто используют распевки на отдельных звуках. А если объединить эти распевки сюжетом, то получится особый музыкальный вариант игры со звуками. Подходит любая знакомая ребенку распевочка с очень простой мелодией, на которую поются все звуки. Рассказываем:
«Однажды жуки, бабочки и кузнечики поспорили, кто лучше всех споет песенку.
Первыми выступали большие толстые жуки. Они важно запели: О-о-о.
Затем вышли яркие веселые бабочки. Они звонко и весело запели песенку: А-а-а.
Последними вышли музыканты-кузнечики, они заиграли на скрипочках – И-и-и.
Тут на полянку выбежала Машенька (Оленька, Сашенька) и запел (а) распевку со словами. И сразу же все жуки, бабочки и кузнечики поняли, что лучше всех поет наша девочка (наш мальчик).»
Так в ходе игры мы с ребятами вычленяем и интонируем отдельные гласные звуки. Сочиняя истории с разными персонажами, постепенно пропеваем все гласные.
Игра «ЭХО» (интонирование гласных звуков)
Правила игры: громко произносим: А-а-а. Ребенок – Эхо тихо отвечает: А-а-а. И так все гласные. Можно сдвоенные гласные: ау, уа, иа и т. д.
Игра «ПОВТОРИТЕ ЗА МНОЙ»
Просим детей повторить только те имена, которые начинаются со звука Э. Называем имена: Алла, Уля, Эльза, Оля, Эмиль, Эля, Элла, Ия, Эдик, Ася, Ада, Алик, Эрик, Эльдар, Анна, Эдуард.
После освоения игр «Эхо», «Необычная песенка» вводим понятие “гласный звук”. Теперь вместе с ребятами выделяем основные признаки гласных:
их удобно кричать и петь,
голос звучит при этом свободно,
когда произносим эти звуки, то хорошо открываем рот.
Игра «ЗАГРУЗИ КОРАБЛИК (самолёт, лодку, поезд, машину и любой вид транспорта)
Игровой материал: бумага и карандаши.
Правила игры: Кораблик собирается в плавание. Он необыкновенный, перевозит грузы, только такие, в названиях которых есть звук У: пуговицы, ружья, груши, улья и т. д.
Ребенок рисует нужные предметы на кораблике. Повторяем с другими звуками.
Игра «ПОСЧИТАЙ И СКАЖИ»
Игровой материал: книга (можно Т. Юдина «Букварёнок»)
Правила игры: в небольшом стихотворном отрывке ребенок должен посчитать, сколько раз встречается оговорённый звук. Например:
В данном отрывке найти звук З:
В звезде найдешь ты букву З
И в золоте, и в розе,
В земле, алмазе, бирюзе,
В заре, зиме, морозе.
Следим, чтобы дети не путали звуки З – З’.
Найти звук Б, не путать со звуком Б’:
Был у бабушки баран,
Бил он бойко в барабан.
И плясали бабочки
Под окном у бабушки.
В следующем стихотворении найти звук Р. Не путать со звуком Р’:
Рыбке рак – ни друг, ни враг.
Рыбке вряд ли страшен рак.
Рыбке страшен червячок,
Что насажен на крючок.
Игра «ДОБАВЬ ЗВУК»
Игровой материал: мел и доска или листы бумаги и ручки.
Правила игры: читаем стихотворение об озорных звуках.
Не давали звукам дела,
Им безделье надоело!
Надоело им скучать,
И – пошли озорничать…
К в карман к монтёру – прыг!
А в кармане – ролики.
Из кармана в тот же миг
Выскочили… (кролики).
После этого говорим слова, а дети добавляют звук К.
вол – вол(К) завтра –
рыба – пар –
моря –
Какое новое слово получится, если добавить звук Т:
спор – спор(Т) сор –
бор – стар –
бра –
Игра «СЛОЖИ ЗВУКИ»
Правила игры: взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м] [а] – ма; [н] [о] [с] – нос.
Игра «СКАЖИ НАОБОРОТ»
Правила игры: взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.
Игра «ОТНИМИ ЗВУК»
Правила игры: какое слово получится, если убрать первый звук.
косы – осы зверь -
крот – клей -
смех – скот -
гром – плуг -
шмель - укол –
Игра «СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО»
Правила игры: дети на слух (без картинок) составляют новые слова по первым, вторым, последним звукам, произносимых слов. Например:
- по первому звуку угадай профессию:
ворон В пятка П’
ракета Р эхо Э
астра А крот К
чайка Ч азбука А
рябчик Р’
- по второму звуку угадай название птицы:
огонь Г
арбуз Р
бак А
очки Ч
- по последнему звуку угадай название дерева:
сок К
моль Л’
колесо О
хан Н
Игра «ВОЛК, СОБАКА И ОХОТНИК»
Правила игры: рассказываем.
В лесу идет большая охота, волки охотятся за зайцами, охотники с собаками за волками.
Пусть волк будет звук Р, собака – звук Р’, остальные звуки – зайцы, а дети – охотниками. Говорим:
“Теперь будьте внимательны, как услышите звук Р в словах, которые я произношу, стреляйте – хлопайте в лодоши, только не заденьте зайца или свою охотничью собаку. Внимание, начинаем охоту!”.
Примерный словарный материал: рука, лось, рыбка, рябчик, река, леска, угорь, рысь, рябина, лес, груша, сыроежка, лисички, опята, рыжики.
Игра «ПОДАРКИ Тиму и Тому»
Игровой материал: две фигурки гномиков, бумага, карандаши.
Правила игры: дети рисуют для гномиков подарки: Тиму – предметы, названия которых начинаются с мягких согласных, а Тому – с твердых.
Игра «ПОКАЖИ РУКОЙ»
Правила игры: называем, например, различные цветы: мальва, люпин, ромашка, незабудка, василёк и т. д., а дети рукой показывают, кто вырастил цветок Том или Тим.
Твердый согласный звук (Том) изображаем показом ладони с широко расставленными напряженными (твердыми) пальцами.
Мягкий согласный звук (Тим) – это ладонь, сложенная в мягкую щепотку.
Таким образом, можно с детьми проанализировать большое количество названий предметов, определяя первый звук по мягкости-твердости.
Игра «ЖИВАЯ МОДЕЛЬ»
Игровой материал: круги синего, зеленого и красного цветов.
Правила игры: вызываем детей и говорим им, кто в какой звук превратится. Например:
- Артур, ты превращаешься в первый звук слова “бублик”. (Мальчик берет круг синего цвета.)
- Катя, ты становишься последним звуком слова “моль”. (Девочка с зеленым кругом встает рядом с Артуром.)
- Оля, ты – гласный звук, который живет в слове “рис”. (Оля выходит с красным кругом.)
- Вера, ты второй звук слова “дно”. (Синий круг.)
Перед детьми “живая” модель слова БЛИН.
Дети-звуки называют свой звук, а остальные догадываются, какое слово получилось.
Игра «ШКОЛА»
Игровой материал: фишки.
Правила игры: смысл этой игры в том, чтобы потренировать ребенка в составлении звуковых моделей. В этой школе все слова пишут не буквами, а фишками, то есть в виде звуковых моделей. Например:
Написать три зимних слова;
Написать названия времен года;
Написать три названия ягод (птиц, рыб и т. д.)
И другие похожие задания.
Игра «КАКИЕ ЭТО БУКВЫ?»
Игровой материал: буквы, вырезанные из картона (наждачной бумаги).
Правила игры: из плотного картона вырезаны буквы. Ребенку с завязанными глазами предлагается на ощупь определить буквы. (А кому-то из детей можно предложить определить слово, не открывая глаз.)
Игра «АНАГРАММЫ»
Правила игры: придумать новые слова, состоящие из этих же букв, но расположенных в другом порядке.
Например: атлас - салат
кулак - кукла
лиса - сила
камыш – мышка и т. д.
Использованная литература
Эльконин Д. Б. Как учить детей читать
Варенцова Н. С., Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников
Кравченко И. А. Игры и упражнения со звуками и словами
Жедек П. С., Левин Умный магнитофон
Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом
Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения
Минскин Е. О игры к знанию
Максакова А. И., Тумакова Г. А. Учите играя
Лопухина И. Логопедия
Фесюкова Л. Б. От 3-х до 7-ми
Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста
Ткаченко Т. А В первый класс без дефектов
Ткаченко Т. А Если дошкольник плохо говорит
Ткаченко Т. А. Логопедические упражнения