наталья панченко
Исследовательский проект «Игры с тенью»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Зорька»
Тема: «Игры с тенью»
Автор: Панченко Вика
Руководитель: Панченко Наталья Ивановна
г. Камень-на-Оби
2018
Содержание
1. Введение. 2
2. Гипотеза. 3
3. Объект исследования. 3
4. Задачи. 3
5. Материалы. 3-4
3. Опыты. 5-14
Публикация «Исследовательский проект „Игры с тенью“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры из серии «Чья тень»
- Исследовательская деятельность
- Проекты
- Тень, игры и эксперименты со светом и тенью
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
4. Вывод. 15
5. Использованная литература. 16
Здравствуйте, меня зовут, Панченко Вика
Я хожу в подготовительную группу детский сад №11 «Зорька» города Камень-на-Оби.
Я люблю читать, ходить в гости, смотреть мультики, придумывать разные игры. А еще я люблю, когда наступает вечер и в комнате становится темно, мама зажигает настольную лампу и для нас с сестрой начинается праздник: по стене бегают тени, пальцы рук превращаются в собачек и кошек. Начинается сказка.
Что же такое тень? Почему она появляется? И для чего она нужна? Как можно играть с тенью?
Так возник интерес к исследовательской деятельности с тенью.
.
Гипотеза: я предположила, что тень можно использовать для создания других вариантов игр и развлечений.
Объект исследования : тень.
Рассмотреть природные и рукотворные источники света.
Узнать, когда появляется тень?
Опытным путем познакомиться с некоторыми свойствами тени.
Использование свойств тени в теневом театре.
Задачи:
собрать необходимую информацию о понятии «тень»;
показать её зависимость от источника света;
провести опыты для изучения свойств тени (сходство тени и объекта, изменчивость тени, подвижность);
научить создавать с помощью теней образы;
организовать театр теней;
познакомить с художественной литературой о тени (стихи, сказки, рассказы);
обучать детей, при помощи взрослого, пользоваться источниками информации и находить ответы на интересующие его вопросы;
Материал:
источники света (фонарь, диапроектор, лампа, и т. д.)
экран
объемные геометрические фигуры
иллюстративный материал источников света
Актуальность темы:
Ребенку - дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Каждый день мы сталкиваемся с различными физическими явлениями. Одно из самых загадочных их них - это свет и его составляющая тень. Попробуем разобраться, что же такое свет и как появляется тень?
С помощью простых предметов, можно проводить интересные опыты. Перед проведением опытов со светом важно выделить некоторые его свойства. Одно из свойств, света - это прямолинейность его распространения. Только в этом случае возможно образование тени. Тема теней очень интересна, можно играть в теневой театр, можно наблюдать за длиной тени утром, днем и вечером. Для детишек постарше интересно рассматривать проекции объемных предметов. Например, тень конуса может быть треугольником и кругом. Еще одно свойство - это способность света отражаться от преград. Если лучи падают на зеркало, они отражаются так, что мы видим предмет в натуральную величину. Если лучи падают на неровную поверхность, они отражаются во все стороны и делают эту поверхность освещенной. Именно поэтому мы видим предметы, которые сами не светятся.
Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.
Это оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).
Чтобы это узнать, я стала проводить опыты.
Опыт №1Как появляется тень?
Материал: лампа, предмет, экран.
Ход опыта:
Поставим предмет между лампой и экраном. Приближаем предмет то к свету, то к экрану. Чем ближе предмет к фонарю, то больше её тень на экране. Чем дальше предмет от фонаря, тем меньше её тень.
Для появления тени необходим источник света. Свет движется по прямой линии; ставим преграду световому лучу, свет останавливается и за предметом образуется тень.
Все предметы имеют тень, тень от предмета похожа на предмет, от которого она отбрасывается.
Опыт №2Секрет перемещения тени
Материал: лампа, предмет, экран.
Ход опыта:
Если двигать предмет - перемещается его тень, предмет находится в неподвижном состоянии, и тень неподвижна.
Опыт №3Чудесные превращения тени
Материал: лампа, предмет, экран.
Ход опыта:
Если предмет расположить дальше от источника света, он загораживает меньше света и тень от него будет маленькой, а контуры отчётливыми, если близко - тень будет большой, а контуры расплывчатыми.
Опыт №4. Игра теней.
В интернете я нашла картинки, показывающие, как сделать ручные тени, распечатала их. Вечерами мы вместе с сестрой показываем фигуры по карточкам и придумываем свои.
1. Кошечка
2Собачка
Я узнала, что есть еще одна игра с тенью, в которую играют и взрослые и дети. Она называется – театр теней.
Театр теней -древний театр. Театр теней родился в Китае и живет по сей день.
Для показа спектаклей использовали большой полупрозрачный экран и плоские цветные куклы. Их прислоняли к экрану с тыльной стороны и они становились видны. Куклы делали из тонкой кожи, бумаги или картона. Фигурки управлялись с помощью палочек.
А я хочу рассказать вам, как при помощи не хитрых приспособлений вы можете порадовать теневым театром себя и своих друзей. Это довольно увлекательное и интересно.
Итак, что же необходимо для создания спектакля?
Первое: рабочая рамка
Второе:источник света
Третье: экран
Его изготовляют из кальки.
Фигурки для спектакля изготовляются из картона. Все рисунки, необходимые для изготовления фигурок вы найдете в детских книжках, журналах, учебниках.
Садитесь по удобнее. Смотрите внимательно. Начинается сказка:
Еще я создала волшебный фонарь.
Рисую на черной бумаге.
Вырезаю по контуру.
Вставляю рисунки в файлы и склеиваю скотчем, вставляю фонарь и любуюсь!
Полученные результаты:в результате проведенных мной исследований
установлено, что тень появляется, когда есть источник света, что тень – не бесполезное отражение, а источник всевозможных игр и развлечений.
Включайтесь в творческий процесс и создайте свой теневой театр. Порадуйте своей игрой родных и устраивайте праздники своим друзьям.
Подводя итоги моей работы, можно сказать, что: я добилась поставленной цели, узнала много нового и интересного о тени.
Спасибо за внимание!
15
Список использованной литературы:
Генов Г. Наш театр. Издательство: М. : Малыш; 1987 г. Чья тень. Мини-игры. Игра для детей 4-6 лет. Издательство: Дрофа Медиа; 2008г. Барбоскины. Мои первые игры. Найди мою тень. Издательство: Дрофа Медиа; 2011г. Остер Г. Котенок по имени Гав. Издательство: АСТ; 2008 г. Интернет-ресурсы: www.u-medved.ru www.teniteatr.ru www.maminpapin.ru https://www.o-detstve.ru Портал «О детстве»