Маргарита Ондар
Спортивно-развлекательное занятие на улице «Игры нашего детства»
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ ЦРР - детский сад «Ручеек»
ПРОГУЛКА
«Игры нашего детства»
Выполнила и провела
Ондар М. В.
пгт. Каа-Хем-2016Спортивно-развлекательное занятие на улице
Тема: «Игры нашего детсва»
Интеграция образовательных областей: «Физическая культура»,
«Здоровье», «Коммуникация», «Познание», Социализация», «Чтение
художественной литературы». Цели: формировать у детей интерес к спорту,
здоровому образу жизни-через игры, конкурсы.
Публикация «Спортивно-развлекательное занятие на улице „Игры нашего детства“» размещена в разделах
- Дворовые игры. Игры нашего двора
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Задачи: развивать ловкость, выносливость, сноровку, умение действовать
согласованно; закрепить знания детей об обычаях и традициях тувинского
народа и празднования «Шагаа»; обогащать детско-родительские отношения
совместной творческой деятельностью; вопитывать в детях интерес к
тувинской культуре, уважительное отношение к традициям тувинского
народа; выдержку, внимание, чувство дружелюбия и взаимовыручки.
Словарь: Шагаа, тувинская игра – Тыва оюн, приветствие «Амыр-ла», корова
– инек, овечка – хой, конь – аът, бору – волк,логово, Согур-Аза – Слепой черт,
экии, байырлыг, четтирдим, Аскак-Кадай – Хромая бабка, Ак ыяш – Белое
полено, пастух – кадарчы.
Материалы и оборудование: «Лошадки» по количесву детей, белое полено
(тонкие березовые полешки, лопатки (заранее с детьми сделать сугробы).
Содержание организованной деятельности.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели прогулки.
В - Сегодня, ребята, мы поиграем в разные тувинские народные игры,
посвященные празднику «Шагаа», в игры, в которые играли ваши бабушки,
дедушки, родители. Узнаем много интересного и полезного. Хотите
поиграть?
Д - Да, хотим!
В - Тогда будем собираться, одеваться потеплее и на улицу бегом. (Дети
одеваются и выходят на спортивную площадку).
В - Добрый день, дорогие дети и родители! Амыр-ла хундулуг ада-ие,
уруглар!
Отгадайте загадки: Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,Для лесов и для полей? (Зима)
В - На дворе горой, а в избе водой?
Д - Снег!
В - Снег какой он?
Д - Белый, холодный, снежная…
В - Зима, она какая?
Д - Холодная, морозная, снежная…
В - Назовите зимние месяцы?
Д - Декабрь, январь, февраль.
В - Правильно! Какие праздники мы отмечаем зимой?
Д - Новый год, Рождество, Шагаа, День Защитников Отечества.
В - Молодцы, назвали все праздники. Новый год и Рождество уже отметили,
т. к. они уже прошли, до Дня защитников отечества еще далеко, а Шагаа уже
скоро.
Шагаа – это наступление нового года по Восточному лунному
календарю. Провожаем год лошади, встречаем год обезьяны. Люди к этому
празднику готовятся заранее, наводят порядок в доме, одевают нарядную,
праздничную одежду, готовят разнообразные угощения. Обмениваются
традиционными поздравлениями – приветсвиями: «Амыр-ла» - при этом
младший протягивает обе руки вперед ладонями вверх, а старший опускает
на них свои руки ладонями вниз и друг другу говорят: «Амыр-ла» (мир вам).
Это приветствие называется – «чолукшуур».
После этого все обмениваются подарками. В знак уважения дарят «кадак»
(взрослые дети обмениваются приветствиями).
В - Ребята, у вас руки какие?
Д - Маленькие, теплые, мягкие, трудолюбивые, умелые…
В - Давайте поиграем в игру: «Мои умелые руки».
Мои руки – это горы Саян,
Много снега там.
Мои руки – это волны Енисея,
Ветер гонит их вперед. Мои руки – это крылья орла,
Его небо к себе зовет.
Мои руки – это рыбы озера Азас,
Плавают туда-сюда.
Мои руки – это копыта коня,
Разбежались кто куда.
В день шагаа особым уважением пользовались пастухи. А пастуху
обязательно нужен кто?
Д - Лошадь!
В - Вам родители на праздник Шагаа приготовили «лошадок». Что надо
сказать родителям?
Д - Спасибо! Четтирдим.
В - Давайте поиграем в игру. Вы будите пастухами. Устроим скачки. Кто же
победит?
1 игра. «Конные скачки».
В - Молодцы. Первыми прискакали мальчики. Пойдемте к коновязи и
привяжем своих лошадей. (Дети привязывают своих лошадей).
В - А теперь пастухи посмотрите, где пасутся ваши коровы, лошади, овцы,
козы. Посмотрите налево, направо, вперед, назад. Если много коров – то это
стадо. Много овец – отаро. Много лошадей – табун. Смотрите, за ними
следом идут волки – бору. Как они идут?
Д - След в след.
В - Покажите, как они идут – след в след. (Дети идут друг за другом по снегу
след в след).
В - Посмотрите, вон за горой волк. Давайте прогоним его. Возьмем ак-ыяш
(Белое полено) – 2 игра. Будем бросать его в сторону волка. Кто дальше
бросит, и кто попадет в цель (в волка). Прогнали волка. Он убежал в свое
логово.
В - Ребята, посмотрите, вон там большой сугроб. Как вы думаете, кто там
спит?
Д - Медведь.
В - Как называется дом медведя?Д - Берлога.
В - Давайте тихо отойдем, чтобы не разбудить медведя. Прогнали волка,
теперь наши животные в безопасности. Можно и поиграть.
3 игра. «Согур аза» - «Слепой черт».
Ход игры : Встречаются черт с палкой и мать, за ней стоят дети, держась друг
за другом как «паровозики». Черт здоровается с матерью.
Черт – Экии авай!
Мать – Экии!
Черт – А что у тебя за спиной?
Мать – Мой когержик.
Черт – А что за когержиком?
Мать – Моя тень.
Черт – А что за тенью?
Мать – А за тенью мои детки.
Черт – А я деток люблю, я их поймаю и в избушку заточу.
Мать – А я тебе деток не отдам. (Черт начинает ловить детей. Мать охраняет
их, раскинув руки в стороны. Дети не расцепляя «паровозика» все время
должны оставаться за спиной матери, меняя вслед за ней направление,
извиваясь змейкой. Кого черт заденет, те идут к дому, в круг, начерченный на
земле. Побеждают те дети, которых черт не мог задеть.)
В - А сейчас поиграем еще в одну игру.
4 игра. «Аскак-кадай» - «Хромая бабка».
Ход игры : Чертится два круга, маленький и большой – юрты.
Хромая бабка. Бабка идет к большой юрте и стучит.
Выглядывает самый маленький ребенок.
Р – Кто там?
Б – Я хромая бабка.
Р – Зачем пришли?
Б – Дайте мне кусок шкурки, заштопать свой халат.
Р – Сейчас я позову старшего брата. Ст. брат – (диалог повторяется).
Ст. брат – Сейчас я позову маму.
Выходит мама.
Мама – Экии, зачем пришли?
Б – (диалог повторяется).
Мама – Вечером нельзя выносить из дома вещи, приходите завтра! (Бабка
ворчит, обходит вокруг юрты и пытается украсть шкурку из-под юрты, если
удается, убегает в свою юрту, а дети догоняют).
В - Дети, вам понравились игры? Скажите, а в какие игры мы с вами играли?
Д - В тувинские народные игры. (Скачки, Белое полено, Слепой черт, Хромая
бабка).
В - Когда играют в эти игры?
Д - В Шагаа.
В - Что такое Шагаа?
Д - Шагаа - это тувинский Новый год по лунному календарю.
В - Понравилось вам наше сегодняшнее путешествие? А еще во время
празднования Шагаа дети катаются с горы на шкурах. Будем кататься с горы?
Д - Да!
В - Тогда садимся на своих скакунов и отправляемся кататься с горы!
Литература:
1. «Тувинсие народные игры» И. У. Самбу.
2. «Этнопедагогика тувинского народа» К. Б. Салчак.
3. «Ойтулааш» Монгуш Кенин-Лопсан