Получи документы

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нетрадиционного оборудования

Cветлана Ивкова
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нетрадиционного оборудования
▼ Скачать

Одним из принципов, положенных в основу ФГОС дошкольного образования является «создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями». Непременным условием всестороннего развития ребенка является его общение с взрослыми и сверстниками, а устная речь – это основное средство такого общения. Только с помощью языка взрослый может передать ребенку опыт, накопленный человечеством, знания, умения и культуру, носителем которой он является. Именно поэтому, одной из главных задач работы с дошкольниками является развитие речи, речевого общения.

Публикация «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нетрадиционного оборудования» размещена в разделах

Речевое развитие ребенка – один из основных факторов становления личности в дошкольном детстве, определяющих уровень социальных и познавательных достижений дошкольника – потребностей и интересов, знаний, умений и навыков, а также других психических качеств. Эффективность процесса формирования коммуникативно-речевых навыков ребёнка во многом зависит от организации комплексной работы по данному направлению в дошкольном учреждении.

Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Речь перестраивает все психические процессы ребё нка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни - сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и конечно же новых форм общения.

Бурное развитие речи связано с предметной деятельностью ребенка. У ребенка возрастает интерес ко всему окружающему: он хочет все увидеть, познать, взять в руки, все время меняет положение предметов, изучает их под разным углом зрения. Одновременно происходит тренировка его моторных способностей, мелких мышечных движений. Малыши могут часами вкладывать и выкладывать предметы из коробки на стол и, наоборот, открывать и закрывать крышки банок, ящики и дверцы шкафов. Вплоть до трех лет дети используют для изучения предметов один из генетически первых способов ознакомления с ними - через рот (лижут, надкусывают).

Тесная связь между предметной деятельностью и развитием речи объясняется тем, что проекция кисти руки в головном мозге очень близко расположена к речевой зоне, которая формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев.

Как будут развиваться тонкие движения пальцев рук, так и будет развиваться речь.

Функция человеческой руки уникальна и универсальна. В. А. Сухомлинский писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться»

По мнению М. М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М. М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга.

По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и кистями рук: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, а именно:

- развитие свободного общения с взрослыми и детьми;

- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи-диалогической и монологической форм) в различных формах детской деятельности;

- практическое овладение воспитанниками нормами речи,

требует обеспечения полноценного развития во всех образовательных областях через различные виды детской деятельности.

Виды детской деятельности направленные на развитие мелкой моторики рук :

пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;

массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук;

игры с природным материалом;

игры с предметами домашнего обихода;

игры с песком и водой;

пальчиковый театр;

художественное творчество (рисование, лепка, аппликация).

Для достижения поставленной цели необходимо создать условия, которые обеспечат полноценное развитие воспитанников в процессе всех видов детской деятельности.

Одним из условий является создание интереса через игры с нетрадиционным материалом.

Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

Все игры с предметами сопровождаются стихами. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной. Стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.

Например, катая массажный мячик, или, массажируя пальчики зубной щеткой ребенок приговаривает:

Бежит ежик по дорожке,

У него кривые ножки,

Весь иголками оброс,-

Жалко ежика до слез.

Я возьму зубную щетку,

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики - удальчики!

В играх с прищепками -

Вот проснулся,

Встал гусенок,

Пальцы щиплет он спросонок:

- Дай, хозяйка, корма мне

раньше, чем моей родне.

«Ходьба» по клеточкам решетки пальчиками:

В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят.

Выкладывание узоров из шерстяных или холщевых ниток разной толщины и длины на бархатной бумаге,

позволяет тренировать не только мышцы рук, но и способствует развитию тактильных ощущений, внимания, мышления, координации в пространстве.

Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. Мы соединили это увлечение со специальными пальчиковыми упражнениями. Суть метода заключается в следующем. В тазик наливаем немного воды, вода должна быть комфортной температуры, на дно миски выкладываем пуговицы разных форм, размеров и цветов, камушки, ракушки. А дальше, включая наше воображение, пальчики превращаются в осьминогов, человечков, рыбок, которые «путешествуют» по морскому дну или находят таинственные клады. Здесь нет предела фантазии. Для изучения цветовой гаммы можно предложить детям «выловить» предметы определенного цвета, для развития тактильных ощущений – «выловить» предметы гладкие (шершавые, тяжелые (легкие) и т. д. Важно, что такие игры увлекают ребенка, вызывают интерес, развивают мелкую моторику руки, аккуратность, усидчивость и умение концентрировать внимание. В процессе таких игр ребенок получает массу положительных эмоций, что очень важно для его полноценного психического развития.

Игры с крупами – отличный и увлекательный вид игр для самых маленьких, способствующий развитию мелкой моторики пальчиков, координации движений, памяти, внимания, слухового восприятия. И не только! Оказывается, при соприкосновении рук и ног с крупой, происходит активизация активных точек, находящихся на пятках и ладонях. Множество таких точек отвечают за работу внутренних органов и систем организма. Так, например, естественный массаж ладоней и пальчиков способствует развитию речи. Рисование на крупах очень нравится детям. На подносе ровным слоем насыпан крупа (манка, пшено, гречка, рис и др.). Дети кончиками пальцев, ладошками, кулачками рисуют разные рисунки по образцу или словесной инструкции, инсценируют стихи или песенки.

Из комканной разноцветной бумаги может получиться любая объемная игрушка или игрушка – аппликация:

• Снеговик из трех белых комочков разных размеров с нарисованной рожицей.

• Шарик с рисунком на нитке.

• Озорное весеннее желтое солнышко.

• Любопытный колобок.

• Яблоки в корзине и т. д.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.

Публикации по теме:

Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду. Презентация Здоровье детей - богатство нации; этот тезис не утратит актуальности во все времена, а сегодня он не просто актуален, он самый главный,.

Герб нашего детского сада Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2». "Грибок в песочнице". Грибок. -Символизирует основной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нетрадиционного оборудования
Опубликовано: 8 мая 2014 в 22:56
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нетрадиционного оборудования» (включая файлы) размещена пользователем Cветлана Ивкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД