Елена Парсаданова
Игровой стретчинг для дошколят
Во времена глобальных перемен и потрясений достойно могут выжить только здоровые, эмоционально устойчивые, способные на высокую концентрацию усилий и умеющие своевременно восстанавливать свои силы люди.
Число заболеваний увеличивается с каждым годом несмотря на все достижения медицины. При этом с каждым годом они «молодеют», уже среди воспитанников детских садов большинство детей страдают хроническими заболеваниями, имеют патологическую осанку, нарушения опорно-двигательного аппарата, умственную и эмоциональную заторможенность.
Публикация «Игровой стретчинг для дошколят» размещена в разделах
Предлагаемая методика направлена на активизацию защитных сил организма детей, овладение навыками совершенного управления своим телом, психоэнергетической саморегуляцией, развитие и высвобождение скрытых творческих и оздоровительных возможностей подсознания.
Идея здоровья, совершенствования тела часто связывается в сознании людей с бурной физической деятельностью, бегом, утомительными видами спорта, поднятием тяжестей и т. п. Но мало кто может заниматься этим систематически, начиная с детства на протяжении всей жизни в силу различных причин.
Между тем, хороша осанка – это не только привлекательный внешний вид. Из-за её нарушения, зажатости позвоночника, возникающего плоскостопия, вызванного неправильностью походки, не разработанностью походки, стоп возникают многие заболевания. Позвоночник – ключ ко всему организму. При нарушении статичных нагрузок на скелет, возникают смещения позвонков, нарушается ход энергетики ко всем органам и даже происходит смещение внутренних органов.
Позвоночник должен оставаться подвижным и гибким в течение всей жизни.
Методика предлагаемых упражнений основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить её, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм. Она базируется на анализе известных систем физических упражнений, приёмов мануальной терапии, ритмики, хореографии.
Упражнения на растягивание мышц широко применяются в системе массажа, самомассажа, в лечебной физкультуре, особенно для коррекции двигательных расстройств, нарушениях мышечного тонуса. Популярны упражнения стретчинга и как средство достижения релаксации. Эти упражнения доступны всем, кому врачи запрещают заниматься общефизической подготовкой. Для их выполнения не требуются спортивные снаряды, большие залы. Их можно выполнять дома, в группах и индивидуально.
Упражнения стретчинга рассчитаны на вовлечение в работу всего организма, включая психику, направлены на расслабление, настройку и восстановление функций мышц. Это позволяет без вреда, используя защитные силы организма, предупредить многие заболевания.
Выполняются они без воздействия со стороны, самоманипулирование своим телом в медленном, а, значит, безопасном ритме даёт наиболее эффективные результаты.
Методика стретчинга не имеет возрастных ограничений, можно начинать с 4-х лет. И очень важно заниматься с детьми именно дошкольного возраста, тем более, что в дошкольных учреждениях дети обучаются упражнениям стретчинга в игровой форме. Упражнения, охватывающие все группы мышц, носят близкие и понятные названия животных или имитационных действий, выполняются по ходу с-р/игры, основанной на сценарии по сказочному материалу (дети превращаются в различных животных, насекомых и т. д.)
Упражнениями стретчинга можно заниматься индивидуально или в группе. В каждой группе занимаются не более 15 детей. Время проведения одного занятия не более 30 минут. Дети занимаются на ковриках, одеты легко, лучше без обуви.
Все упражнения основаны на чередовании напряжения и расслабления мышц. Позвоночник должен растягиваться в различных направлениях, чтобы не стать скованными. Растягивание должно быть нерезким, без лишнего усилия, не приносящим беспокойства и неприятных ощущений. Упражнения желательно выполнять под музыку.
Занятие состоит из трёх частей. Его структура соответствует требованиям физиологии и гигиены физических упражнений.
1. В водной части ставится задача подготовить организм ребёнка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в основной части занятия. В содержании вводной части входят упражнения игровой ритмики, танцевальные упражнения, упражнения на внимание, координацию движений. Длится вводная часть В младших группах 2-4 мин, в средних – 3-5 мин, в старших – 4-6 мин.
2. В основной части дети обучаются новым упражнениям и закрепляют старые. В этой части используются упражнения стретчинга, оказывающие физиологическое воздействие на организм ребёнка, воспитываются физические качества детей. Начинается основная часть упражнением на растяжку позвоночника. После растяжки дети садятся на коврики, сохраняя правильную осанку при сидении. На каждом занятии дети должны делать 9-10 упражнений на различные группы мышц. Сюжет игры строится так, чтобы упражнения чередовались, была равномерная нагрузка на всё тело. За одно занятие дети делают:
2-3 упражнения для мышц живота путём прогиба назад;
2-3 упражнения для мышц спины путём наклона вперёд;
1 упражнение для укрепления позвоночника путём поворотов;
2-3 упражнения для укрепления мышц спины и тазового пояса;
1-2 упражнения для укрепления мышц ног;
1-2 упражнения для развития стоп;
1 упражнение для развития плечевого пояса или на равновесие.
Длится основная часть в младших группах 15 мин, в средних и старших – 20 мин.
3. В заключительной части занятия решаются задачи постепенного перехода организма ребёнка к другим видам деятельности. Проводятся игровые танцы под знакомую музыку. Длительность в младших группах составляет 5-10 мин, в средней и старшей – 4-6 мин. Заканчиваются занятия поведением итога стараний.
Помимо специальных занятий, упражнения игрового стретчинга могут быть использованы и отдельно (в утренней гимнастике, на других занятиях в качестве физкультминуток, а также как малоподвижная игра на определённую тему).