Гульбану Жусупова
Игра, развивающая познавательную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание будущего деятеля
происходит, прежде всего, в
игр
А. С. Макаренко.
Введение
В чем я вижу необходимость и актуальность игровой деятельности в дошкольном возрасте.
Игра имеет большое значение в воспитании детей дошкольного возраста. С ее помощью дети активно развиваются, совершенствуются их мировоззрение и мировосприятие. Существует универсальный способ не только проявления интереса, но и развития личности вообще. Это - творчество детей во всем. Дошкольник не может относиться к миру объективно, он во всем ищет свои интересы, формы своего личного участия или причастности к происходящим событиям. Именно творчество позволяет ребенку обживать, наполнять окружающий мир своими желаниями. Появлению в сегодняшней науке о детях идеи о неисчерпаемых возможностях в каждом младенце мы обязаны древнегреческим философам Платону и Аристотелю, французскому просветителю Жан-Жаку Руссо. Именно их идеи лежат в основе современной педагогики и детской психологии, связанной с теорией раннего развития гения практически из любого ребенка.
Публикация «Игра, развивающая познавательную деятельность» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Одной из форм развивающего воспитания и обучения являются развивающие игры. В работе с детьми особое значение имеет игра для интеллектуального и психического развития дошкольника. Именно в играх успешнее всего развиваются все уровни личности, психические процессы, разные виды деятельности. В ней ребенок впервые начинает различать реальность и фантазию. Взяв на себя какую-то определенную роль - животного или человека определенной профессии, ребенок создает особую действительность, в которой он является значимым лицом. Рядом с реальной действительностью ребенок строит воображаемый мир. В этом случае развивается способность планировать в уме, предвидеть свои действия и действия других людей и персонажей, координировать их, проигрывать определенную ситуацию.
Наблюдая за детьми младшего возраста, заметила, происходящие изменения в психике ребенка. Когда ребенок создает, игру сам, для него это имеет, большое значение ведь он создает то, что его окружает. Игра, придуманная самими детьми - это отражение жизни. Действия, производимые детьми в играх, обретают реальность: если они играют с куклами, зайками, мишками, то искренне переживают, заботятся о них. Изображая игру «Повар», дети варят суп, как это делает мама; играя в «Моряка», понимают что он - ненастоящий, но ведет себя храбро, не боится опасностей.
Во всех игровых сюжетах дети подражают нам взрослым, но стараются не копировать действия взрослых, а вносить что-то новое, проявляя выдумку, фантазию, аналитические способности.
1. Теоретические аспекты
Дети в играх исполняют роль актеров, режиссеров, декораторов. К своим ролям они не готовятся основательно, а играют спонтанно, для себя, приветствуя импровизацию. В играх дети проявляют и самостоятельность, и коллективное творчество. Это проявляется в том, что в игре у детей общие интересы и цель, и к ней они идут, прилагая большие усилия. Организуя игру, дети устанавливают свои строгие правила, учатся оценивать свои поступки и поступки своих товарищей, контролировать свои действия в игре. Принимая участие в игре, нужно сосредоточить внимание играющих детей на общности чувств и действий, установлении справедливости в игре.
Качество, сформированное в игре, влияет на поведение ребенка, а совершенствование старых и приобретение новых навыков. Те знания, которые ребенок получает с помощью взрослых дома, на прогулках, в детском саду, являются хорошим средством умственного воспитания. Полученные знания дети применяют на практике во время игр: воспроизводят события из жизни, эпизоды из сказок, воплощают свои размышления над тем, что видели, что им читали взрослые.
Работа воображения в игре связана с поиском средств для воплощения задуманного. Например, если «открыть магазин» в игровой ситуации, то для этого надо подобрать ассортимент товаров; для игры в «парикмахера» - открыть салон, приобрести для этого инструменты: расчески, ножницы, фены. Если играют «во врача» - надевают халат, колпак, готовят инструменты. Так дети узнают все детали обыгрываемой роли, так у них развиваются творческие и аналитические способности.
Имея хорошие условия, полноценное питание, но, не проводя подвижных или каких-либо других игр, ребенок не развивается. Играя в те или иные игры, ребенок, прежде всего, трудится. Так прививается уважение к любой профессии, к каждому занятию взрослых. Играя с детьми, мы взрослые обучаем детей справедливо разрешать спорные вопросы, воспитывая в них моральные качества.
Развивающие игры могут быть связаны с художественным творчеством: рисованием, конструированием, лепкой. Такие виды художественной деятельности имеют общую тему в игре и в рисунках. Есть игры, в которых дети пляшут, поют, читают потешки, прибаутки. Вообще малые формы фольклора необходимо очень активно использовать в занятиях со всеми возрастными группами.
1.1 Игра в дошкольном возрасте
Воспитание детей в игре - это выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей. Раскрываемые темы игр - это быт, семья, школа, праздники. Одна тема может включать в себя различные эпизоды: обыгрывание роли животных, персонажей из сказок. Роли в играх могут быть одинаковыми, но играть дети будут их по-разному. Подход к роли у каждого ребенка индивидуален. Мальчики обычно играют в «войну», девочки - в «дочки-матери». Наблюдая за детьми во время игры, можно судить о взаимоотношениях в их семье. Изображая работу родителей, дети учатся подметать и пылесосить пол, стирают кукольное белье. В каждой игре есть своя изюминка, которая определяет ее педагогическое значение, ее содержание, закрепляет интерес к новым знаниям.
Оценивая, игру ребенка, можно заметить, что выбор игры определяется его впечатлениями, его знакомством с другими близкими людьми, с друзьями. Можно предложить, тот сюжет в игре, который ребенку больше нравится. Чтобы ребенок был действительно заинтересован игрой, ему читают сказки, интересные книги, посещают с детьми кукольные спектакли, ходят на выставки изобразительного искусства.
Влияние искусства и художественной литературы на формирование личности ребенка очень велико. Дети подражают героям книг, воплощая их действия в игре. Применяя разные приемы, мы воссоздаем в памяти детей, отрывки из увиденного спектакля, сюжет из прочитанной книги, дети обыгрывают эти моменты в играх. Наводящими вопросами можно подсказывать детям тему игры, ставить им определенную цель. Например, слушая сказку про Айболита, имея личный опыт, они будут лечить не кукол, а зверей, которые заболели.
В каждой возрастной группе есть свои особенности, отличия. Детям младшего возраста надо организовать игру, вместе с ними играть, прививать им навыки совместной игры, навыки общения друг с другом. Дети старших групп более самостоятельны в игре, но руководство взрослого тоже не менее важно. Поэтому, организовывая игру, пользуюсь доступным методом, подвожу ребенка к тому, чтобы он умел трудиться. Важно помнить, что у детей дошкольного возраста обострено самолюбие, поэтому стоит следить, чтобы оно не переросло в тщеславие. Многие дети очень любят играть группами. Таким образом, в детях воспитывается коллективизм. Но иногда ребенку хочется одному побыть с любимой игрушкой, поиграть в кукольном уголке.
Дети всех возрастных групп всегда увлеченно занимаются строительным материалом. Он может быть разного вида, разных форм, величин. Из такого материала дети создают и машины, и башни, и дорогу, и дом, и многое другое. В этот момент - направляю мысли детей на правильный выбор сюжета. В этих занятиях дети проявляют активность, самостоятельность, расширяют свои познания в области строительства.
Маленькие дети почти всегда имеют одинаковый набор игрушек, т. к. их разнообразие рассеивает внимание детей, мешает им сосредоточиться на замысле игры. Дети старшего возраста хорошо играют с различным количеством игрушек. Это могут быть игрушки-животные, игрушки, передающие образ героя мультфильма и сказки. Набор игрушек, предлагаемый для занятия, должен побуждать ребенка проявить добрые чувства. Иногда игрушки могут надоедать, в подобном случае их стоит менять на новые.
Для физического и общего развития ребенка большое значение имеют игры на свежем воздухе. На свежем воздухе дети с большим удовольствием чередуют подвижные игры с творческими. При этом дети играют в песочнице, строят сооружения из различного материала. А зимой дети с удовольствием строят из снега крепости, башни. Такая смена игр поднимает настроение. Хорошо организованные игры позволяют воплотить любые замыслы.
Любая развивающая игра имеет свои побудительные мотивы и способы действия. Все игры для детей разрабатываются с учетом игрового материала и правил игры.
Чтобы понять, для чего ребенку нужна та или иная игра и на что она направлена, ставится цель игры, которая включает в свою очередь два аспекта:
1) воспитательный, т. е. чему игра может научить ребенка;
2) познавательный, который подразумевает объем информации и форму ее подачи.
В обоих случаях цель игры формируется не просто как передача навыков, а как развитие способностей ребенка. Важной особенностью любой игры являются строгие игровые правила. Правила игры вносят в сознание детей ее замысел, сами игровые действия и обучающую задачу. Замысел игры основывается на привлекательности предмета и способе получить этот предмет в свои руки. В свою очередь этот замысел ребенок реализует в игровых действиях. Поэтому, можно предложить одной группе детей что-то найти, другой - выполнить какие-то движения, третьей - обменяться предметами.
Правила игры могут быть двух видов: правила действий и правила общения. В первом случае можно загадать предмет, изображенный на картинке. А правилами общения в этом случае будут: нельзя подсказывать, нельзя перебивать, надо уметь играть по правилам, которые предлагаю. Дети прилагают много усилий, чтобы выполнить оба правила игры. Именно это в итоге делает игру увлекательной, полезной для развития ребенка. Игровой материал также является необходимым атрибутом: он нужен для продуктивного обучения и развития детей.
Чтобы игра стала увлекательной, своим действиям и эмоциональным настроем организовываю и направляю ее. При знакомстве с новой игрой это является важным аргументом.
В игровой деятельности любых форм формируются положительные качества личности ребенка; игра совершенствует навыки, полученные на занятиях, развивает память, побуждает к ответственности за порученное дело и т. д. Дети дошкольного возраста усваивают знания гораздо успешнее в игре, чем на занятиях. Им понятен смысл игры, они заинтересованы ею. Дошкольники не замечают трудностей в игре, сами находят правильное решение в игре, они проявляют интерес к роли ведущего персонажа. В дошкольном возрасте необходимо обучать играм, связанным с жизненными ситуациями. Моя задача во время игры не проявлять большую активность, а лишь наблюдать за ее ходом.
Итак, развивающие игры обеспечивают ребенку физическую и умственную активность, приучают его мыслить, быстро реагировать на новое, закрепляют старое. Правила поведения вне игры плохо усваиваются детьми, тогда как во время игры они хорошо управляют своими действиями. Дети обязаны точно соблюдать условия игры.