Ирина Шувалова
Методическое пособие по физической культуре «Игра на воздух нас зовёт, веселье, радость принесёт»
Игра на воздух нас зовёт, веселье, радость принесёт
Серия «Дошкольное образование»
И. И. ШУВАЛОВА, Е. В. ФЕДОРУК, Л. А. ЩИПЕЦ
ИГРА НА ВОЗДУХ НАС ЗОВЕТ –
ВЕСЕЛЬЕ, РАДОСТЬ ПРИНЕСЁТ!
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ ИНСТРУКТОРОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ, РОДИТЕЛЕЙ
(ДЛЯ ДЕТЕЙ 2–7 ЛЕТ)
Иркутск, 2021 г.
УДК 37.037.1
ББк! 74.100.5
Ш95
Рецензенты:
Публикация «Методическое пособие по физической культуре „Игра на воздух нас зовёт, веселье, радость принесёт“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Нестандартное оборудование по физкультуре
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
КАНД. БИОЛ. НАУК, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК ФБГБУ ПОО «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ (КОЛЛЕДЖ) ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА» Г. ИРКУТСКА, А. Г. ЧЕРКАШИНА;
КАНД. ПЕД. НАУК, ДОЦЕНТ, ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ СОЦИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ ФГБОУ ВО «ИРНИТУ», Т. А. ЖДАНКО
Авторы-составители:
ИНСТРУКТОР ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ, Г. ИРКУТСК, И. И. ШУВАЛОВА;
ИНСТРУКТОР ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ, С ХОМУТОВ, Е. В. ФЕДОРУК;
ИНСТРУКТОР ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ, С. ХОМУТОВО, Л. А. ЩИПЕЦ
Шувалова И. И., Федорук Е. В., Щипец Л. А.
ИГРА НА ВОЗДУХ НАС ЗОВЁТ – ВЕСЕЛЬЕ, РАДОСТЬ, ПРИНЕСЁТ! :
методическое пособие для инструкторов по физической культуре, воспитателей, родителей (для детей 2–7 лет). – Иркутск : Изд-во ИРНИТУ, 2021. – 64 с.
Представлена методика оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста. Даны подробные указания по проведению подвижных игр и упражнений на летний период времени.
Приведено подробное описание не только известных подвижных игр, но и новых, авторских. В подвижные игры могут играть дети младшего и старшего дошкольного возраста, взрослые, желающие укрепить своё здоровье, играть вместе с детьми.
Адресованы инструкторам по физической культуре, воспитателям и широкому кругу читателей, желающих укреплять своё здоровье и доставить радость детям.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 9
Правила для взрослых при проведении подвижных игр 11
Младший дошкольный возраст (2–4 лет)
1 неделя ИЮНЯ
Мой весёлый звонкий мяч 11
Салют 11
Зайки – мягкие лапочки 13
По ровненькой дорожке 13
Пчёлки и Ласточки 13
2 неделя ИЮНЯ
Иголочка, ниточка, узелок (вариант 1) 12
Поезд (вариант 2) 12
Чей мяч дальше 13
Докати мяч до кегли 13
Эй, шофёр, заводи мотор 13
Лисичка и курочки 16
3 неделя ИЮНЯ
Раздувайся пузырь 12
Кузнечики 12
Мы топаем ногами 13
Пускание мыльных пузырей 16
Воробушки и автомобиль 15
4 неделя ИЮНЯ
Ладушки 12
Пролезь не задень 13
Карусель 13
Самолёты 14
Журавль и лягушки 15
1 неделя ИЮЛЯ
Весёлый мяч 17
Повар и котята 17
У медведя во бору 18
Кто дальше бросит 20
Трамвай 20
2 неделя ИЮЛЯ
Светофор 17
Цветные автомобили! (Вариант 1) 17
Жуки 18
Кот Васька 19
Гимнастика для цветов 19
3 неделя ИЮЛЯ
Летящий мяч 17
Цветные автомобили (вариант 2) 17
Трамвай качается 19
Кот на крыше 21
Кто где живёт 22
4 неделя ИЮЛЯ
Букет 17
Цветные автомобили (вариант 3) 18
Трынди-брынди 18
Догони воздушный шар 19
Зайцы и Медведь 20
1 неделя АВГУСТА
Красная шапочка и серый волк 23
Лохматый пёс 24
Солнышко и дождик 25
Кузнечики, травы, бабочки, цветы 25
2 неделя АВГУСТА
Птички и Кошка 23
Займи домик (вариант 1) 24
Весёлый счёт (вариант 2) 25
Воробушки 25
Зайка 26
3 неделя АВГУСТА
Найди себе пару 23
Вальс чистых тарелок 24
Весёлые мышки 25
Весёлые жучки 25
Жуки 25
4 неделя АВГУСТА
Мы весёлые ребята 23
Пробеги тихо 25
С кочки на кочку 25
Пчёлки 26
Дети и Волк 27
Старший дошкольный возраст (5–7 лет)
1 неделя ИЮНЯ
Кто где живёт? 29
Беличьи хвосты 30
Охотник 31
Лови, бросай, упасть не давай 32
Попади мешочком в круг 33
Хитрая лиса 34
Собери букет 35
Удочка 36
2 неделя ИЮНЯ
Зебры и лев 29
Ловля бабочек 29
Дорожки 31
Мяч в ворота 32
Кто бросит дальше мешочек 33
Тыр-мыр 34
Письмо для ЛЕТО 35
Красочки 36
3 неделя ИЮНЯ
Весёлый мяч 29
Корзинки 29
Выбей мяч из круга 31
Мячик к верху 31
Наседка и цыплята 32
Вызов номеров 33
Догони свою пару 34
Живая клумба 34
Брось предмет в цель 35
4 неделя ИЮНЯ
Поменяй кубик! 29
Гуси-гуси 30
Мячи разные несём 31
Ловишка с мячом 33
Прыгалки скакалки 34
Мышка 34
Догони цветок 35
1 неделя ИЮЛЯ
Шлёпанки 37
Перебежки 38
Переправа 39
Ловцы снега 41
А мы пингвинчики, а нам не холодно 42
Молодильные яблочки 43
Раз, два, три – к цветку беги 44
2 неделя ИЮЛЯ
Летучий мяч 37
Сторож 38
Где позвонили 40
Золотоискатель 41
Лягушки 42
Течёт ручей (вариант 1) 43
Возьми платочек (вариант 2) 44
Ворона 44
3 неделя ИЮЛЯ
Подстенка 37
Космонавты 39
Наш весёлый хоровод 40
Ничего не вижу 41
Зайцы и волк 42
Эстафета с мячом 44
Голуби 44
4 неделя ИЮЛЯ
Гонка мячей 37
Жмурки по-эскимоски 39
Подарки 40
Пришла зима 40
Через ручеёк 42
Алёнушка и Иванушка 43
Приветик 44
Капуста 45
1 неделя АВГУСТА
Капельки и льдинки 46
Лошадки 47
Черный, белый не берите… 49
Летчики 50
Сети 51
Шел козёл по лесу 52
Ловишки с приседанием 54
2 неделя АВГУСТА
Совушка – мудрая головушка 46
Почта 47
Подбери пару 48
Зайцы в лесу 49
Лиса и куры 50
Весёлая игрушка (вариант 1) 51
Бездомный заяц (вариант 2) 52
Пустое место 52
3 неделя АВГУСТА
Мыльные пузыри 46
Четыре стихии 47
Запретное слово 48
Лиса в курятнике 48
Пробеги тихо 50
Золотые ворота 51
Где мы были 52
4 неделя АВГУСТА
Кошка и мышка 46
Птицелов 48
3-13-33 49
Шалтай-Болтай 50
Мышеловка 50
Перебрасывание мяча через сетку 52
Ха-Ха-Ха 52
Развивающая среда 55
Заключение 62
Список рекомендуемой литературы 63
ВВЕДЕНИЕ
Прекрасное настроение на прогулке летом, подвижная игра в жизни дошкольника
Подвижные игры – это сознательная активная деятельность ребёнка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П. Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни.
Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждает ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигналы «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др. Подвижная игра – незаме-нимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.
При проведении подвижной игры создаются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение, с уже имеющимися двигательными навыками, их закрепление и совершенствование, но и формирование качеств личности.
Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребёнка. В них он осмысливает и познаёт окружающий мир, в них развиваются его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Играя, ребенок не только познаёт окружающий мир, но и преображает его.
Игра учит детей актёрскому мастерству, проявляются способности. Учит работать в команде.
Инструктор должен зарядить детей игрой быть всегда в хорошем настроении. В каждой игре хвалить детей, при этом учить соблюдать правила игры. Дети очень любят игры со словами. Например: Шла лисичка по дорожке (шагают). И играла на гармошке (останавливаются и растягивают меха гармони). Ти-ля-ля, ти-ля-ля! (Повороты туловища вправо-влево, разводить руки в стороны). Дышите носиком, как я (руки на пояс и вдох-выдох). Носом вдох, а выдох ртом – нам болезни нипочем. Или: Мышка, Мышка, где была? В ресторане чай пила, и т. д.
Дети младшего дошкольного возраста подражают в игре всему, что видят. Однако в подвижных играх малышей, прежде всего находит отражение не общение со сверстниками, а отображение жизни взрослых или животных: они с удовольствием летают, как «воробушки», взмахивают руками, как «бабочки крылышками», и т. д. Когда ребенок вживается в образ, включаются механизмы эмпатии и, как следствие, формируются нравственно ценные личностные качества: сопереживания, соучастие, сопричастности. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр младших дошкольников носят сюжетный характер.
На пятом году жизни характер игровой деятельности детей меняется. Их начинает интересовать результат подвижной игры. Они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное, творчески отобразить в воображении и поведении накопленный двигательный и социальный опыт. Однако подражательность и имитация продолжают играть важную роль и в старшем дошкольном возрасте.
Таким образом, играя и реализуя различные формы активности, дети познают окружающий мир, себя, своё тело, свои возможности, изобретают, творят, при этом развиваясь гармонично и целостно.
В данном пособии речь пойдёт об играх на свежем воздухе, что особенно важно сейчас, когда много времени наши дети проводят за компьютером и у телевизора. Главная задача взрослых – научить ребёнка играть и поощрять игры, самим активно участвовать в детских забавах.
ПРАВИЛА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПОДВИЖНЫХ ИГР
1. Подбирайте игры, подходящие возрасту ребёнка.
2. Если игра сложная, упростить ее правила.
3. Усложняйте постепенно.
4. Совсем необязательно, чтобы ребёнок всё время выигрывал.
5. Следите, чтобы ребёнок не переутомился.
6. Учитывайте, что дети очень разные по своему физическому развитию, характеру, здоровью.
7. Нагрузка в играх дозируется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка.
8. Не следует начинать игру сразу после еды: после приёма пищи должно пройти не менее 30 минут.
9. После игр на свежем воздухе, полезны обтирания, теплый душ, купание, чай или молоко с мёдом.
10. Одежда должна быть легкой, удобной, не стеснять движений.
11. Учить работать в команде
12. Соблюдать правило игры
13. В каждой игре хвалить детей.
14. Всегда должно быть хорошее настроение.
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (2–4 ЛЕТ)
1 неделя июня 2 неделя июня 3 неделя июня 4 неделя июня
"Мой веселый звонкий мяч"
Дети стоят рядом с инструктором, он читает стих-е. Мой веселый звонкий мяч, ты куда помчался вскач, синий, красный, голубой не угнаться за тобой (на последние слова инструктор толкает мяч по прямой, а дети бегут за ним.
И всё сначала. Дети произносят слова вместе с инструктором.
"Салют"
Дети держат в руках мяч. Слегка подбрасывают вверх и ловят, и произносят слова. Это не хлопушки, в небо выстрелили пушки. Люди пляшут и поют, в небо выстрелил Салют! На слово Салют мяч бросают вверх и ловят его. И всё сначала.
"Зайки – мягкие лапочки" (прыжки из обруча в обруч)
Плоские обручи, дети стоят перед ними. Слег-ка расставить ноги, со-гнуть колени и прыгнуть в обруч на полусогнутые ноги мягко, как зайки.
"По ровненькой дорожке"
На земле начертить две параллельные линии и дети с мешочком на голове идут по ней стараясь не уронить мешочек.
"Пчёлки и ласточки"
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции.
Дети-»пчелки» сидят на корточках. «Ласточка» – в своем гнезде. «Пчелки» (сидят на поляне и напевают) :
Пчелки летают, медок собирают! Зум, зум, зум! Зум, зум, зум!
Ласточка Ласточка летает, пчелок поймает.
Вылетает и ловит «пчел». Пойманный становится «ласточкой».
"Иголочка, ниточка,узелок" (вариант 1)
Дети берутся за длинную веревку или берутся за руки цепочкой. Иголочка – инструктор, ни-точка – дети, узелок – воспитатель. Под музы-ку или без, Иголочка ведёт детей змейкой по площадке. Можно менять Иголочку и узелок, ставить детей кто может справиться или по желанию. Учим детей видеть ориентиры и ходить змейкой.
"Поезд" (вариант 2)
Когда идёте, можно петь песню. Вот поезд наш едет, колёса стучат, а в поезде нашем ребята сидят. Чу-чу-чу-чу-чу вот гудит паровоз, да-лёко, далёко ребят он повёз. Ту ту.
"
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Галанов А. С. Игры, которые лечат (для детей от 1 года до 3 лет). – М. : ТЦ «Сфера», 2001. – 96 с.
2. Желобкович Е. Ф. 150 эстафет для детей дошкольного возраста. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 120 с.
3. Кильпио Н. Н. 80 игр для детского сада. – М. : «Просвещение», 1973. – Изд. 3-е, испр. и доп. – 95 с.
4. Кудрина Г. Я., Романова Л. М., Князева Е. А., Иванова Ю. Р., Савинова О. А. Физкультурно-познавательные занятия в системе оздоровительной работы с детьми 6–7 лет. : метод. пособие. – Иркутск : Изд-во, 2007. – 74 с.
5. Кавалёва Е. А. Весёлые игры на свежем воздухе для детей и их родителей (серии «Учимся играю-чи», «Азбука развития»). – М. : ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ, XXI век», 2006. – 189 с.
6. Олонцева Г. Н. Комплексная диагностика физического развития ребёнка. – Иркутск. – 2011. – 96 с.
7. Пуляевская О. В., Дзятковская Е. Н. Развитие психических функций дошкольников на музыкальных занятиях. – М. – 2005. – 124 с.
8. Степаненко Э. Я. Методика проведения подвижных игр : пособие для педагогов дошкольных учре-ждений. – М. : МОЗАЙКА–СИНТЕЗ, 2009. – 64 с.
9. Сивачева Л. Н. Физкультура – это радость! Спортивные игры с нестандартным оборудованием. – Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003. – 184 с.
10. Трясорукова Т. П. Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения. – Ростов н/ Д: Феникс, 2014. – Изд-е 4-е. – 29 с.
11. Шувалова И. И., Подлевская О. В., Харькова Е. В. Программа поурочных занятий по профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста (с сентября по август) : практикум. – Иркутск : Изд-во ИРНИТУ, 2018. – 230 с.