Любовь Кузнецова
Игра как средство общения ребенка в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский.
Игра в дошкольном возрасте занимает важное и может быть первое место в жизни ребенка. Если он успешна для детей то это дает толчок развитию психических процессов и функций, а также для успешной социализации ребенка.
В детском саду ведущая деятельность – игровая, педагоги игру используют на занятиях, в повседневной жизни, что способствует развитию психических и познавательных процессов.
На сегодняшний день игра доказывает свою значимость как ценностный вид деятельности.
Для чего играют дети в игры? Ребенок в игре познает окружающий мир, его правила и порядки, изучает незнакомое, видит изменения при своих определённых действиях и т. п. В игре накапливается опыт, развивается речь, приобретаются умения и навыки, для того, чтобы подготовиться к выполнению своих обязанностей, для того, чтобы дать себе отдохнуть и вдохнуть полной грудью радость жизни.
1, 2, 3, 4, 5 –
Кто пойдет со мной играть?
В прятки, жмурки, догонялки…
Соберитесь-ка, ребятки.
Будем бегать и скакать –
Силу, ловкость развивать!
Что может быть значимее и интереснее для ребенка чем игра?
Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная
роль в развитии личности, в формировании свойств и обогащении его
внутреннего содержания.
В дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, где формируется его личность.
Игра занимает весьма важное, даже центральное место в жизни ребенка, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Поэтому ни в воем случае нельзя препятствовать игре.
В младшем возрасте игра выполняет функцию общения между детьми и развития речи. Этот яркий период открытий, удивлений, любознательности. Жизнь меняет взгляд на воспитание и образование детей. Я стараюсь перестраивать свою работу в детском саду соответствии с новыми технологиями и требованиями, соответствующими возрасту.
Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь. Предлагаю детям различные сюжеты, помогаю развивать их в игре. Сам ребенок научиться играть в сюжетно-ролевые игры не сможет, а если сможет, то его игры будут бедные по содержанию и непродолжительные по времени. Это происходит из-за того, что ребенок еще не освоил мир вокруг себя. У ребенка еще не сложились представления о том мире, в котором существуют взрослые. Чем больше вы будете играть и давать ребенку знаний о взрослой жизни, тем разнообразней, интересней будут его игры. Детям в возрасте 3 – 4 лет очень важно играть в ролевые игры: «в доктора», «в дочки-матери», «в продавца-покупателя». В процессе игры пополняется активный словарный запас, ребёнок учится излагать свои мысли, вести диалоги.
Предметно – развивающая среда также соответствовала данному направлению.
В группе есть в наличии сожетно-ролевые игры:
«Доктор Айболит», «Строительный уголок», «Парикмахерская», «Кухня», «Почта»
которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов формирования игры.
Дети в данном возрасте не всегда находят нужные способы установлений отношений. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отводит для себя лучшую роль. Игра- источник развития моральных качеств личности. В. А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, фантазии, сказки, творчества. Без этого он - засушенный цветок. Родителям зачастую не хватает времени уделить должное внимание ребёнку. Чаще дети играют в компьютерные игры и мало общаются между собой.
Для того чтобы дети учились овладевать игровыми умениями, я сама играю с детьми. Чаще организовываем игры во второй половине дня
В игре с детьми принимаю позицию играющего «партнёра», с которым ребёнок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё. В совместной игре с детьми, при создании условий для их самостоятельной деятельности, не допускаю принуждения, навязывания тем, игровых ролей, форм игры.
Организуя игры с детьми, развиваю у них самостоятельность, стараюсь подготовить игровую обстановку. Как можно чаще хвалю и поощряю каждого ребёнка, чтобы никто из них не потерял интереса к игре.
Таким образом, игра может стать основой формирования положительных навыков общения ребенка со сверстниками. От того, как будут сформированы навыки общения, умение управлять своими эмоциями в игре во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме.