Евгения Богославская
Игра как развитие ребенка раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. Сначала они играют в одиночку, но с полутора лет их все чаще привлекают игры со сверстниками. В процессе игры дети приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться.
Что даёт ребёнку игра :
· удовольствие;
· знакомство с нормами, правилами жизни;
· общение со сверстниками;
· возможность выражать свои эмоции;
· внутреннюю свободу: играю, где хочу, с кем хочу, сколько хочу, чем хочу.
Публикация «Игра как развитие ребенка раннего возраста» размещена в разделах
Классификация игр, необходимых для развития детей раннего возраста
Сенсорные игры.
Сенсорика— от лат. sensus — чувство, ощущение. Эти игры дают опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы : зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима «пища».
Игры с водой.
1. Выливаем, наливаем, сравниваем:
—сколько маленьких стаканчиков поместится в большую бутылку;
— наполнить бутылку до половины — она будет плавать;
— налить бутылку до верху – она будет тонуть;
—«фонтан» из бутылки.
2. Кидаем в воду все подряд (металл, дерево, резину, пластмассу бумагу, губки) :
— тонет — не тонет;
— вылавливаем игрушки;
— «дождь» из губки.
3. эксперименты с подкрашенной водой: прозрачная – не прозрачная.
4. Лёд. Знакомим ребё нка с разной температурой: – холодно – тепло – горячо.
растворяется – не растворяется, тает – не тает.
5. Создаем воронку: дуем в воду через трубочку.
Игры с тестом
Способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение. Детям предлагается несколько комочков из цветного теста (красный, синий, желтый).
1. Пальчики шагают по лепешке (подушечки пальцев быстрыми движениями надавливают на середину и края лепешки).
2. На плоскую картинку из теста кладут ладошку, надавливают на тыльную сторону ладони.
3. Большим пальцем надавливают в середине лепешки.
4. Лепешку украшают горохом, фасолью.
5. Ребенку дают комочек теста оранжевого цвета «Лепим колобок» — раскатываем между ладонями шар, дети проговаривают: «Колобок, колобок, румяный бок».
6. Детям предлагают приклеить колобку глазки, рот, нос из фасоли.
7. Строят пирамидку, скрепляют шарики или кубики кусочками теста. Нанизывают шарики из теста на палочку, карандаш.
Моторные игры
(бег, прыжки, лазание) Моторика — двигательная активность. Не всем родителям нравится, когда ребёнок бегает по квартире, залезает на высокие предметы. Безусловно, прежде всего, надо подумать о безопасности ребёнка, но не стоит запрещать ему, активно двигаться.
Пальчиковая гимнастика (игры и упражнения по развитию мелкой моторики).
1. Делайте упражнения с массажным шариком (из су-джок терапии, грецкими орехами, шестигранными карандашами, желательно сопровождаемые стихотворным текстом. Длительность упражнений 2-3 мин (в зависимости от возраста). Одно упражнение повторяется 4—6 раз; пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно (упражнение выполняется сначала правой, потом левой рукой, затем двумя одновременно); после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы рук (потрясти кистями).
2. «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши.
3. Занимайтесь с детьми мозаикой, играми с мелкими деталями, мелкими игрушками, счетными палочками.
4. Попробуйте технику рисования пальцами. Добавьте в краски соль или песок для эффекта массажа.
5. Организуйте игры с водой, тестом.
6. Давайте детям лущить горох и чистить арахис.
7. Мытье посуды и уборка стола после еды — прекрасная возможность потренировать мелкие пальцевые мышцы.
Развитие умственных способностей ребенка раннего возраста
Игра – возня.
Это ещё одна разновидность игр, необходимых для развития ребенка раннего возраста. Взрослые часто запрещают подобные игры, считая их слишком шумными и не приносящими пользы. Но даже такая незамысловатая игра, как «куча мала», учит детей взаимодействию друг с другом, умению управлять своим телом, выплескивать эмоции. Чтобы ребенок получил опыт игры-возни, папы могут «померяться» с ним силой. Ребенок от подобного общения придет в восторг, а, кроме того, научится принимать и победу и поражение. Скорее всего, будет доволен и папа.
Именно от года до трех лет у детей формируется образ «телесного Я», они начинают осознавать свое тело, учатся управлять им. Пусть ребенок знакомится с окружающим миром: щупает, смотрит, нюхает, кувыркается.
Языковые игры.
Это эксперименты со словами, звуками. Иногда дети доводят родителей до исступления, выкрикивая в течение дня одну и ту же бессмысленную фразу. Лучше подключиться к игре, например, добавить несколько рифмующихся слов.
Ролевые игры.
Они начинают привлекать детей ближе к 2,5 годам. И еще раньше дети начинают кормить кукол, укладывать их спать, ну точь-в-точь как мама. Это зеркальное отражение поведения взрослых позволяет родителям узнать, как воспринимают их дети. Выбирая игру для ребенка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребенка, быть для него привлекательной.
Советы родителям, какие развивающие игры и игрушки покупать детям в зависимости от возраста.
Возраст ребенка
До 1 – го года
От 1до 3 лет
После 3 лет
Виды игрушек
Небольшие мягкие конструкторы
Кубики средних размеров
Пирамидки из колец
Погремушки
Игрушечную посуду
Пластилин
Мозайку
Смывающиеся краски
Доска и цветные мелки
Краски и фломастеры
Развивающие наборы
Куклы с аксессуарами для девочек
Игрушки в форме зверей или персонажей мультиков
Игра для детей самого раннего возраста является основным средством развития. От того, каким образом организовывается пространство ребенка, зависит общее представление об окружающих его вещах.
Для детей раннего возраста игровая деятельность является основным видом деятельности. Ничто другое не способно пробудить интересы ребенка, его познавательную активность и потенциал развития, как игра. Играя, ребенок всесторонне развивается. В процессе игровой деятельности активизируются его умственные способности, речевой потенциал, эстетическое восприятие окружающего мира, происходит формирование норм социального поведения. В игре происходит осознание ребенком самого себя и окружающих.
Основными видами игр с детьми раннего возраста являются дидактические, подвижные, настольные, музыкальные, игры – драматизации, игры – развлечения, сюжетно-ролевые игры.
Существуют игры с участием и без участия взрослых. В раннем возрасте преимущественным видом игр с детьми являются игры с участием взрослых. Так как взрослый помогает и направляет ребенка в игре, подсказывает ему нужные пути решения конкретной игровой задачи. Игры без участия взрослых предполагают сформированную опытную базу и игровые действия, знания и умения ребенка для осуществления самостоятельной деятельности. В таких играх взрослый может принимать лишь косвенное участие. Соответственно, к самостоятельным играм в большей степени можно прибегать только в более взрослом возрасте.
Дидактические игры очень хорошо способствуют формированию у детей базы основных знаний и умений. Эти игры относятся к играм с участием взрослого. Взрослый объясняет правила игры, является ведущим в игре, либо помогает направлять действия ребенка в нужное русло. В процессе каждой дидактической игры стоит совершенно конкретная цель развития. К таким целям, например, можно отнести изучение цветов, или количество (один, много, собрать конкретную картинку и т. д. в процессе дидактических игр часто стоит задача на запоминание материала, что способствует развитию памяти ребенка. Настольно-печатные игры очень хороший вариант для развития логических, запоминающих и мыслительных способностей ребенка. К тому же, в процессе контакта со взрослыми и детьми во время игры происходит формирование социальных связей ребенка в коллективе. В процессе дидактических игр с детьми раннего возраста следует использовать игры с картинками, так как восприятие детей происходит преимущественно визуализацией предметов. С возрастом происходит развитие речи ребенка и слово становится для него также средством приобретения новых знаний. Со временем в процесс внедряются все больше словесных дидактических игр.
Подвижные игры способствуют развитию физических способностей детей. Их основная задача выработать навыки коллективной и индивидуальной физической активности, развивать физическую выносливость, а также для проявления интереса к игре, создавать хорошее настроение детей, что является обязательным условием в организации подвижных игр для того, чтобы поставленные задачи были выполнены в полной мере.
Сюжетно-ролевые игры применяются для формирования у ребенка конкретных бытовых навыков, знаний и представлений. В процессе сюжетно-ролевой игры ребенок начинает понимать конкретные бытовые ситуации, начинает формировать у себя начальные представления о профессиях, конкретных действиях, присущих различным профессиям, например, парикмахер причесывает, врач слушает пациента, повар готовит еду и т. д. Все это происходит с подсказки взрослого. В процессе игры моделируются различные жизненные ситуации. На начальном этапе они должны быть максимально простыми и понятными. Атрибуты игры способствуют пониманию сюжета игр. В раннем возрасте сюжетно-ролевые игры короткие, состоят из небольшого количества действий. По мере взросления ребенка игры усложняются.
Заинтересованность детей в игре имеет очень большое значение для максимальной реализации целей любой игры. Если ребенок заинтересован, он быстрее воспринимает игровые действия и выполняет заданную игровую программу. Педагог, либо родитель таким образом быстрее достигает поставленных целей.
Следует учитывать, что для формирования новых знаний и представлений у детей, не нужно ограничиваться только одним видом игр. В процессе формирования понятий необходимо обращать внимание детей на все, что может быть источником новых понятий.
Стоит помнить, что игровая деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, так как является положительным и позитивным источником информации.