Наталья Носаева
Консультация для родителей «Нужно ли играть с ребенком?»
▼ Скачать + Заказать документы
Материал подготовила
педагог-психолог : Носаева Н. В.
МБДОУ " Колосок".
«Нужно ли играть с ребенком?»
Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе
воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта
человеческой деятельностью. Игрушка, в данном случае, выступает в
качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и
освоить различные действия с которыми, надлежит ребёнку. Игра, как форма
организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики
ребёнка, его личности.
Публикация «Консультация для родителей „Нужно ли играть с ребенком?“» размещена в разделах
Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к
жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. И не
случайно в играх детей участвуют игрушки, купленные в магазине, но и
сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут
быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определённым
педагогическим и художественно-эстетическим требованиям.
В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и
назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель,
посуда, технические (транспортные, конструкторы и т. д., игрушки-орудия
труда (молоток, отвёртка, щётка для подметания, грабли, лопатка, иным
словом игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых,
игрушки-забавы: театральные, музыкальные. Крупногабаритные игрушки,
такие как самокаты, детские автомобили, тракторы, большие легко
трансформирующиеся конструкторы для строительства способствуют борьбе
с гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке в пространстве.
Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо
обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки,
соразмеримые с ростом ребёнка в положении сидя и стоя. Подвижные игры
во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся. Отбор игрушек тесно
связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка,
с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он
пользуется совместно со всеми детьми. При отборе игрушек должны
учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Не
все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с
ними помогают книги, игрушки, телевиденье. Очень важно, чтобы в подборе
игрушек способствовал формированию у ребёнка правильных представлений
об окружающем. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он
заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы,
побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости
её компотом». Игрушка для ребёнка полна смысла.
Дети четырёх-пяти лет осуществляют игровые действия чаще всего с
помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и
жестом и словом. В этом возрасте особенное значение приобретают те
предметы, которые в практической педагогике принято именовать
атрибутами: всевозможные шапочки. Бусы, фартуки, халаты. В этот период
необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для
капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль,
фуражку. Врачу необходимы халат, стол для приёма, палочка-градусник,
шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и
медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы. У больных
«детей» должны быть свои «мамы» и «папы».
Правильное руководство игрой со стороны взрослых делает её
содержательной, подлинно ведущей в дошкольном возрасте, существенно
расширяет кругозор ребёнка.
Однако никакое обилие игрушек, позволяющее, казалось бы,
развернуть самые сюжетные игры, не заменит ребёнку товарищей по игре.
Вынужденная необходимость играть одному, иногда, может привести к
перевозбуждению его нервной системы. Играя один, ребёнок возбуждается
от обилия взятых на себя ролей. Естественно, после игры он будет излишне
подвижным, раздражительным, «крикливым». Но такая же игра в коллективе
сверстников не вызывает у ребёнка подобной реакции.
Многие дети используют в игре не только игрушки, но и
приспосабливают для этого другие предметы. Диван может стать пароходом,
стулья – вагонами поезда, шишки – смешными ёжиками. Такое
использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта
ребёнка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают
это. Надо обогащать игру игрушками-самоделками, в том числе из
природного, бросового материала.
Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре
ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В
игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся
почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для
ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности
поведения. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка.
Выбирайте её обдумано для своего ребёнка.
Что нужно, чтобы ребёнок рос любознательным, умным,
сообразительным? Постарайтесь прислушаться к малышу, понять
особенности его возраста, оценить его собственные, индивидуальные
возможности.
Три года - это тот рубеж, на котором кончается раннее детство и
начинается дошкольный возраст. Ребёнок начинает отделять себя от мира
окружающих взрослых, он вступает в более самостоятельную жизнь. Малыш
уже многое понимает, знает и умеет и стремится узнать ещё больше. Ваша
задача - помочь ему в этом. В умственном развитии дошкольника - главное
это знакомство с окружающими его предметами. Их форма, величина, цвет,
расположение в пространстве, передвижение - вот то, что привлекает
ребёнка.
Игры-занятия, которые предлагаются детям этого возраста, строятся в
основном на действиях ребёнка с разнообразными предметами. Для развития
восприятия полезны игры, в которых ребёнку надо будет сравнивать
предметы по цвету, форме, величине и находить среди них одинаковые.
Иногда при этом требуется не обращать внимание на другие важные
особенности предметов, например на их назначение. Если это вызовет у
малыша затруднение, помогите ему.
Игры, направленные на развитие внимания, потребуют тщательного
рассматривания и сопоставления предметов, выявления их сходства и
различий. Развивать словесную память рекомендуется в ролевой игре, где
запоминание слов станет необходимым условием выполнения ребёнком
взятой на себя роли. Другие игры направлены на тренировку зрительной
памяти. Большая группа дидактических игр направлена на развитие
мышления ребёнка. Для трёхлетнего малыша наиболее целесообразно
решение мыслительных задач, требующих раскрытия строения предметов и
их взаимного пространственного расположения. Следующая группа игр
ориентирована на развитие творческих способностей ребёнка,
стимулирование его воображения. Малыш будет стремиться замечать
одновременно разные качества предметов, искать разнообразные варианты
видения одной и той же вещи или рисунка. И наконец, математические игрызадания помогут научить ребёнка выделять количественные отношения
между предметами.
Организуя игры с ребёнком, внимательно присмотритесь к нему,
оцените его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко
справляется с заданиями, можно предлагать ему более сложные и, наоборот,
в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых. Ни в коем
случае нельзя форсировать выполнение заданий, упрекать малыша в том, что
он что-либо не умеет, даже если это с лёгкостью делают его сверстники.
Важно не только научит ребёнка чему-либо, но и вселить в него
уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё
решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий, которые
обычно имеют несколько решений и которые не предполагают жёсткой
оценки: «верно - неверно». Нужно научить ребёнка принимать критику без
обид и выдвигать новые идеи.
И опять-таки здесь важны индивидуальные черты ребёнка. Если он
смел и уверен в себе, можно начинать учить его критически оценивать свои
ответы. Если застенчив, нерешителен, лучше сначала подбодрить его и
поддержать любую инициативу. Если малыш стремится быстро менять
задания, отделываясь первым попавшимся ответом, то хорошо бы
заинтересовать его заданием, научить находить в нем новые детали, насыщая
знакомое новым содержанием. И наоборот, если, выполняя игровое задание,
ребёнок «увязает» в бесконечных деталях, что мешает ему двигаться вперёд,
лучше помочь ему выбрать один вариант, оставив всё лишнее в стороне,
потренироваться в умении переходить от одной идеи к другой, что особенно
важно при выполнении творческих заданий.
Занимаясь с ребёнком, помните, что его действия лишь только
начинают становиться целенаправленными. Малышу ещё очень трудно
следовать намеченной цели, он легко отвлекается и переходит от одного
занятия к другому. Быстро наступает утомление. Внимание ребёнка может
быть сосредоточено одновременно только на небольшом количестве
предметов. Интерес легко возникает (особенно, когда ребёнок видит новые и
яркие предметы, но также легко и пропадает. Поэтому, если вы хотите
организовать развивающие игры-занятия, помните три правила:
Правило первое: не давайте малышу для постоянного пользования
игрушки, с которыми будете проводить игры, чтобы к него не пропал
интерес к ним.
Правило второе: во время игры ребёнка не должны отвлекать
посторонние предметы. Все лишнее нужно убрать из поля зрения малыша.
Правило третье: пусть игры будут достаточно простыми и совсем
короткими. Даже 5 минут вполне достаточно! Но всегда стремитесь, чтобы
ребёнок довёл начатое дело до конца. А после этого смените игру на новую -
и вы увидите, что внимание ребёнка снова оживёт.
Каждая игра - это общение ребёнка со взрослым, с другими детьми; это
школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника,
и стойко переносит свои неудачи. Доброжелательность, поддержка,
радостная обстановка выдумки и фантазии - только в этом случае наши игры
будут полезны для развития ребёнка.
В каждую игру можно играть с одним малышом, а можно и с
несколькими. А ещё лучше играть всей семьёй, хоть на несколько минут
откладывая свои дела. Радость, которую вы доставите ребёнку, станет и
вашей радостью, а проведённые вместе приятные минуты помогут вам
сделать добрее и веселее совместную жизнь. Так играйте же вместе с
малышом!
Желаю вам родители творчества и удачи! Ведь мы все когда то были маленькие и любили играть со своими игрушками и в любимые игры.