Светлана Переседова
Презентация «Художники Забайкальского края»
▼ Скачать + Заказать документы
Рязанцев Прокопий Николаевич (1829 - 1897) - "Первый художник Забайкалья" (из Учебно-методического материала по МХК "Содружество" ЗабГПУ. 2003"). Творчество Прокопия Николаевича занимает особое и весьма значительное место в культуре и изобразительном искусстве Забайкалья, - это первый самодеятельный художник нашего края! Родился Рязанцев в Нерчинске в многодетной, бедной мещанской семье. Уже с первых робких шагов в изобразительном искусстве он привлек к себе и своему творчеству пристальное внимание передовых людей города,которые не остались безучастными наблюдателями, а всесторонне способствовали развитию природных художественных дарований мальчика. Это смотритель училища Чаусов, наставник Кроков, краевед М. А. Зензинов и - золотопромышленник М. Д. Бутин. Рязанцев в возрасте 16 лет, работал в Нерчинском уездном училище, где преподавал детям рисование. В должности преподавателя искусств Нерчинского уездного училища, проработал 26 лет. Много зарисовок было сделано во время поездок в Агу, Цугол и других интересных местах Восточного Забайкалья, благодаря Бутину, делал зарисовки с натуры, разнообразные бытовые сцены из жизни бурят. При посещении Дацана художник сделал несколько портретов лам. Находясь в уже преклонном возрасте, Рязанцев в 1887 году подает прошение об отставке, и с семьей уезжает в Благовещенск. Там он рисовал виды Амура и прекрасные таежные пейзажи. Дожив до глубокой старости, скончался 7 сентября 18797 года на прииске Николаевском, находящийся в глухой тайге. Личность Прокопия Николаевича Рязанцева столь значительна в истории культуры края
Публикация «Презентация „Художники Забайкальского края“» размещена в разделах
- Забайкальский край
- Республика, область, край. Список городов
- Художники. Знакомство с картинами художников
- Темочки
Дружинина Елена Михайловна (5 ноября 1944 г., г. Смоленск – 21 марта 2016 г., Чита). Училась в Читинской детской художественной школе (1956-1957 гг.). Окончила скульптурное отделение средней художественной школы при Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова (1965). С 1965 г. живет и работает в Чите. В 1979-1981 г. г. член художественного совета Читинских производственно-художественных мастерских Художественного фонда РСФСР. В 1981г. была делегатом V съезда худ-ков РСФСР. Была председателем Читинской организации СХ РСФСР (1986-1990, 1995-1998). Участвует в выставках с 1966 г. (городские, областные, зональные, республиканские, всероссийские). Персональные выставки проходили в Чите (1988, 1996, 1997, 1999). Организатор и активный участник выставок женщин-художниц “Душа весеннего цвета” (1990-е гг.). Работает как в монументальной скульптуре, так и в станковой, отдавая предпочтение скульптуре малых форм, которой характерно жанровое и тематическое разнообразие. Периодически занимается декоративной керамикой, оформляет интерьеры, создает мемориальные доски и памятники (бюст С. Лазо, барельефы революционеров на Титовской сопке и др.). Произведения хранятся в фондах Читинского областного художественного музея, Читинского областного краеведческого музея, музея Забайкальского государственного педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. Награды: Член СХ России (1973). Заслуженный художник России (1997г.).
Рыжов Леонид Степанович (1 апреля 1932 г. - 13 июля 2011 г.) - родился на Чите-первой в семье железнодорожников. Одновременно со средней школой окончил городскую детскую художественную школу, занимаясь у К. В. Мильера. Затем была учеба в Ленинграде в художественно-промышленном училище имени В. Мухиной. На долгие годы натюрморт как жанр определил направление его творческих исканий и устремлений. Окружающее пространство художник воспринимает как конкретную реальность,вещественный предметный мир. Именно предметом, его изображением на плоскости, его образом и мыслит художник. Реалистическое изображение обиходных предметов кухни или предметов из мастерской художника передает состояние его души, его мировоззрение, его образ мыслей. А живописная эксцентричность и напор цвета на полотнах каждый раз усиливают композиционный ход. Сдав государственные экзамены, Леонид Степанович в составе реставрационной бригады работал в Ярославле и Переславле Залесском, Ростове и вновь в Ленинграде. И везде учился: мастерству реставратора, монументалиста и просто - художника. Но даже там, на берегах Невы, ему снился родной город. Поэтому постранствовав, Рыжов в 1962 году вернулся в Забайкалье, стал членом Союза художников России и написал несколько сот живописных произведений. Еще будучи студентом, Леонид Рыжов, приезжал на практику и работал над украшением вестибюлей строившегося здания читинского аэропорта. И поэтому, когда ему, молодому художнику, предложено было стать внештатным главным художником города, размышлять долго не стал. Работа эта была интересная, хотелось делать ее творчески и пусть подчас не все получалось гладко, однако вклад в украшение Читы он внес значительный (интерьеры аэропорта и гостиницы «Метелица», кинотеатра «Удокан» и многое другое). Городской пейзаж – давно любимый художником жанр. Большую часть таких полотен он посвятил родной Чите. Наиболее часто встречающийся сюжет – это исторические реминисценции архитектурных памятников, сооруженных на рубеже ХIХ-ХХ веков и сформировавших неповторимый облик забайкальской столицы. На своих полотнах Л. Рыжов спешит сохранить уходящее прошлое. Старые доходные дома обретают у него вторую жизнь. Творец не жалеет красок и Чита предстает во всей полноте и звучности колористической фантазии. Круг сельских пейзажей Рыжова очерчен природой и повседневностью. В жизни рядовой забайкальской деревни живописцу все кажется значительным, заслуживающим внимания Искусства. От таких полотен веет умиротворенностью и покоем. А неторопливый пульс сельской жизни бьется в такт с сердцем художника. В середине 80-х годов после поездок Л. Рыжова в Монголию его городские мотивы получили этнографическую характеристику. Эти полотна отличаются графической наполненностью, декоративностью решения, вниманием к бытовой стороне, проникнуты пониманием различных сторон жизни соседнего народа. В последние годы Леонид Степанович много времени посвящает педагогической деятельности. И его можно часто видеть в городе в окружении стайки юных художниц, внимательно следящих за движениями кисти мастера. Он обязательно напишет еще не один десяток картин и проведет еще не одну юбилейную выставку. Персональные выставки провел в 1969, 1982, 1998, 2000 (Чита). Как живописец работал в жанрах пейзажа и натюрморта, занимался монументальными работами (роспись, резьба и др.). Произведения художника хранятся в ЧОХМ, в музеях и частных коллекциях России, стран СНГ, за рубежом. Также являлся организатором Читинской городской картинной галереи (2004, в которую им было безвозмездно передано свыше 70 живописных работ. Награды: Член Союза Художников России (1970 г., заслуженный художник РФ (2005
Полянский Николай Михайлович (1945-2014)Художник. Родился в г. Петровск-Забайкальский Читинской области (ныне Забайкальского края) в 1945 г. Закончил Иркутское училище искусств (1964-1968 гг., а затем - в Хабаровский художественно-графический факультет педагогического института (1973-1978 гг.). Во время учёбы в институте начал участвовать и областных выставках. А 1975 г. оказался для него знаменательным: художник участвовал в крупной молодежной выставке «Молодость России» и стал ее лауреатом. На, ней Полянский экспонировал серию графических листов «Декабристы и Петровском Заводе». С того памятного времени декабристская тематика стала любимой. Работы 70-х гг., нач. 80-х гг. («Детский хор в каземате», «Портреты доктора Вольфа», «Школа в каземате», «Лунин», «Венчание П. Гебль и декабриста И. Анненкова») посвящены пребыванию декабристов в Петровском Заводе, в Читинском остроге, их широкой просветительской, врачебной деятельности, ярким событиям жизни в неволе. С каторгой и ссылкой в Забайкалье связано много трагических событий и они нашли отражение в работах Н. М. Полянского, выполненных в разные периоды: «Кончина А. Муравьевой» (1987 г., «Последний путь А. Муравьевой» (1974г., «Похороны А. С. Пестова» (1974г., «Зерентуйский заговор» (1976г.) В большинство исторических сюжетов органично входит пейзаж, хотя этот жанр никогда не был для Полянского ведущим. С особой теплотой выполнены портретные рисунки близких людей («Портрет матери», «Сын», «Портрет дочери», «Баба Марья») и беглые наброски портретов художников Ирины Довган и Ары Багдасаряна. На VII зональной выставке «Советский Дальний Восток» проходившей в 1990 году в Якутске, Н. М. Полянский был участником двух разделов: графического и живописного. На выставке был представлен рисунок «Марсельеза» и живописное полотно «Венчание В. Ивашева и Камиллы Ледантю». С 1974 года он участвует в областных художественных выставках. В 1975, 1981, 1982 годах его работы экспонировались на всеросийских, в 1979, 1984 годах - на республиканских выставках; трижды - в 1980, 1985, 1990 годах - Полянский участвовал в зональных выставках «Советский Дальний Восток». Персональные выставки состоялись два раза: и 1987 году - в музее декабристов в Петровске-Забайкальском, в 1988 году - в Читинском художественном музее. Заслуживает особого уважения страстное желание Н. М. Полянского увековечить память о декабристах в родном городе. Художник выполнил эскизы мемориальных досок, которые отлиты на Петровск-Забайкальском металлургическом заводе и установлены в памятных местах. По эскизу художника отлиты шкатулки с землей из склепа А. Муравьевой, а также выполнены серии значков «Памятники декабристам в Петровском Заводе и Забайкалье»
Выходцева Людмила Ивановна - Родилась 17 июня 1943 г. на ст. Новая Читинского района Читинской области (ныне Забайкальского края). Художник-прикладник, педагог, член Союза Художников России (1989 г.). В 1964 г. - окончила Иркутское художественное училище. В 1964–1966 гг. - преподаватель средней школы № 29 Читы, художник-оформитель на заводе торгового оборудования. В 1966–68 гг. - художник-постановщик Читинской телестудии. В 1973 г. - окончила Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной. С 1973 работает в Чите. В 1973–75 — художник по тканям Экспериментального предприятия художественных промыслов, 1975–78 — руководитель изостудии городского Дворца пионеров и школьников. Преподаватель художественно-оформительского отделения Читинского музыкального училища (1978–92) и Центральной детской художественной школы (с 1982). Участвует в выставках с 1973 (областные, зональные, республиканские). Персональные выставки проходили в Чите (1994, 1999, 2000, Санкт-Петербурге (2000, Иркутске (2000, 2001, Выборге (2000, Зеленограде (2000). Работает в области декоративно-прикладного искусства, отдавая предпочтение батику, отражая природу и историю Заб., темы космоса. Освоила плетение и ткачество (макраме, мини-гобелен, работает в акварели, пастели, обращается к живописи и экспериментам в монотипии. Лауреат премии «Чита-триумф» (1996). Произведения хранятся в музеях Читы, Иркутска, частных коллекциях. Награды: Заслуженный деятель культуры и искусства Читинской области (1997).
Павлуцкий Сергей Михайлович - Родился 12 сентября 1953 года в с. Шаралайдай Мухор-Шибирского района Бур. -Монгольской АССР. Уже в начальной школе срисовывал картинки. Говорит, что уже тогда он твердо знал, что его будущее будет связано с искусством. В учебной жизни среди сверстников ничем не выделялся - учился ровно, как все. После десятого класса отправился в Улан-Удэ, в художественное училище. В 1974 г. окончил педагогическое училище в г. Улан-Удэ. После службы в рядах СА работал в художественной мастерской поселка Мухор-Шибирь (Бурятия, оформляя клубы, школы, детские сады и т. п. В 1978–1984 гг. - обучался на факультете живописи Дальневосточного института искусств. Как известно, в те годы выпускников вузов распределяли на рабочие места. Молодой художник Сергей Павлуцкий мечтал трудиться где-нибудь недалеко от родины. Но из предложенных вариантов самым ближним оказался город Чита. Тогда он и не думал, что, задержавшись в столице Забайкалья на несколько лет, в конце концов, останется здесь навсегда. Преподавал в Читинском музыкальном училище (художественно-оформительское отделение). В 1989 г. перешел на работу в Читинский художественный фонд. С 2001 г. преподает в ЗабГПУ (художественно-графическое отделение). В выставках участвует с 1985 г. (областные, зональные, республиканские). Работает в жанре тематической (бытовой) картины, пишет портреты и пейзажи. Ведущая тема – жизнь забайкальской деревни. Лауреат премии «Чита-триумф» за серию картин о жизни забайкальской деревни (1993 г.). Произведения хранятся в фондах Читинского областного художественного музея. Награды: член Союза Художников России (1989 г.).
Круглов Юрий Анатольевич - Родился 26 февраля в г. Сретенске Читинской области – умер 28 ноября 2015 года Заслуженный художник России (1998). Окончил Иркутское художественное училище (1962). Живет в Чите с 1968г. Член СХ России (1970). Участник выставок с 1963 г. (городские, областные, зональные, всероссийские, всесоюзные, международные (Германия, Франция, Китай, Япония, Монголия). Персональные выставки проходили в 1968, 1990, 1998, 1999 - в Чите, в 1973 (Германия). В совершенстве владеет графическими техниками: линогравюра, офорт, рисунок пером. Кроме станковых графических работ периодически занимается живописью, монументальным искусством, оформлением интерьеров. В последние годы увлекается книжной графикой. Основные темы творчества: проблемы войны и мира, бытие человека и природы. Для работ характерны зрелость мыслей и чувств, их образы глубоки и волнующи, им свойственно философское осмысление жизни. Предельно точный и лаконичный язык его графических листов даже в черно-белом выражении сохраняет цельность и красочность. Убедительная образность, эмоциональная насыщенность формы, ее пластическое богатство обличают лучшие работы мастера. Поэтичность, кажущаяся простота и доступность художественного языка произведений Ю. Круглова всегда привлекали внимание, как специалистов, так и любителей искусств на многочисленных выставках. Его графика помогает увидеть красоту мира в самых разных, порой неожиданных, ее проявлениях. За обыденным угадать значительное, в повторяющемся многократно показать новизну и свежесть, а в ставшем давно привычным – раскрыть глубокий лирический смысл. Искусство Круглова – это некий обобщенный взгляд на окружающий мир, сопоставляющий человека, его мысли, поступки и переживания с основами мироздания. Взгляд художника-творца лирико-философского плана, человека неординарного, редкой доброты, неравнодушного и тонко чувствующего. (из журнала Забайкалье : наука, культура, жизнь №2 март-апрель 2005год). Произведения хранятся в музеях Читы, Улан-Удэ, Иркутска, Омска, Москвы, Санкт-Петербурга, а также в музеях и частных коллекциях за рубежом (Китай, Монголия, Франция, Болгария, Германия, Япония и др.).
Чернецова Ольга - Родилась 20 сентября 1949 г. в г. Чите. В 1969 г. - окончила Иркутское художественное училище. С 1969 г. работает в Читинском художественном фонде. С 1976 г. член молодежной секции при Читинской организации Союза Художников России. Участница выставок с 1970 г. (городских, областных, зональных, республиканских). Персональные выставки в Чите (1998–2002 гг.). Работает как график, в жанрах натюрморта и пейзажа, в техниках акварели и гуаши. В 1998–2001 гг. - главный художник Читинской области драматического театра. Однако излюбленным жанром в ее творчестве на протяжении многих лет был и остается натюрморт. Оформила более 20 спектаклей («Царевна-лягушка», «Моя брюнетка», «Новогодние потешки», «Белоснежка и семь гномов», «Дама с камелиями», «Кремлевская елка-2», «Васса Железнова», "Неравный брак" и др.). Произведения хранятся в Читинском областном художественном музее и читинском областном краеведческом музее, в частных коллекциях России, стран СНГ, за рубежом. Награды: Член Союза Художников России (1991).