Арюткина Ольга Николаевна
Приложение к мастер-классу «Дни недели»
▼ Скачать + Заказать документы
Приложение 1
Комплекс утренней гимнастики -упражнения на координацию речи с движением в стихах.
Понедельник.
В понедельник в детский сад
Прискакали зайчики. (Прыжки на двух ногах)
Полюбили крепко их
Девочки и мальчики. (Обхватить себя руками)
Пригласили их плясать
Дружно ножки выставлять (По очереди выставляют вперёд ножки)
Присядь вправо,(Поворот вправо с приседанием, посмотреть взглядом назад)
Присядь влево,(Поворот вправо с приседанием, посмотреть взглядом назад)
А затем кружись ты смело. (Покружиться)
Публикация «Приложение к мастер-классу „Дни недели“» размещена в разделах
- Времена года, месяцы, недели. Игры и дидактические пособия
- Дни недели. Знакомство с днями недели
- Темочки
И ладошки у ребят,
Словно листики шуршат. (Ладошки рук потереть друг об дружку).
Вторник
К нам во вторник прилетал
Аист длинноногий, (Взмахи руками вверх, вниз)
По болоту он шагал (Ходьба на месте, высоко поднимая колени)
Рыб, лягушек доставал,
Наклонялся, выпрямлялся, (Наклоны вперёд, руки отвести назад)
Вдаль смотрел на край болота (Посмотреть вдаль, приставив руку к голове, как козырёк)
И на клюв. Ой, где он? Вот он! (Посмотреть на выставленный вперёд палец, подвести его к носу, не отрывая взгляда от пальца)
Аист полетел домой, (Взмахи руками вверх, вниз)
Машем мы ему рукой. (Машут рукой или одновременно двумя)
Среда.
В среду слон к нам приходил,
Топать ножками учил, (Ходьба на месте)
И наклоны выполнять, (Наклоны вперёд)
И на цыпочках стоять. (Поднимаемся на носочки)
Мы покрутим головой (Круговые повороты головой, взглядом смотрят:
Словно хоботом с тобой. вверх, вправо, вниз, влево и обратно)
В прятки поиграем
Глазки закрываем. (Плотно закрыть глаза пальцами рук, досчитать
Раз, два, три, четыре, пять, до пяти и широко открыть глазки)
Мы идём слона искать. (Ходьба на месте)
Пять, четыре, три, два, один, (Хлопки в ладоши)
Слон уходит в магазин. (Ходьба на месте)
Четверг.
А в четверг к нам приходила
Хитрая лисичка, (Ходьба на месте имитирует мягкие шаги лисицы)
Показала хвостик рыжий (Повороты туловища вправо и влево, взглядом
Такой мягкий и пушистый. стараясь посмотреть, как можно дальше назад)
Посидели, постояли, (Приседания)
Притаились как лиса,
Мышку в норке поискали (Присели и пальчиками рук как бы разгребают землю)
Вот такие чудеса! (Встать и развести руки в стороны, приподнимая плечи).
Пятница.
Мишка в пятницу пришёл, (Ходьба на месте имитирует шаги медведя)
Он в лесу медок нашёл, (Руки как бы держат перед собой бочонок мёда, приседания с поворотом туловища вправо, влево)
На высокой ёлке, (Взгляд поднять вверх, вниз)
Где колкие иголки. (Пальцы рук раздвинуть, как иголки)
Мы у пчёл медку попросим (Встряхнуть кисти рук)
На дворе настала осень, (Потянуться)
Скоро мишка ляжет спать, (Медленно приседают)
Будет лапу он сосать. (Наклоны головы вправо, влево, руки под головой)
Пчёлы дали мёду,
Целую колоду. (Хлопают в ладоши и прыгают на двух ногах)
Суббота.
Мы в субботу пригласили (Взмахи руками к себе)
Шустрых белок на обед. (Повороты туловища вправо, влево с приседанием)
Щей капустных наварили, (Обе кисти рук сжаты вместе, круговые движения, обеих рук, туловище поворачивается вслед за руками)
Наготовили котлет. (Ладошки, лежащие одна на другой, меняются
местами)
Белки в гости прискакали, (Прыжки на месте)
Посмотрели на столы …(Глаза широко открыть и крепко их зажмурить)
В лес обратно убежали (Бег на месте)
За орешками они. (Постукивание кулаками друг об друга)
Воскресенье.
В воскресенье выходной,
Мы идём гулять с тобой. (Ходьба на месте)
Смотрим вправо (Поворот туловища вправо, посмотреть взглядом назад)
Смотрим влево, (Поворот туловища влево, посмотреть взглядом назад)
Ничего не узнаём. (Развести руки в стороны и удивиться)
Вот забор, а за забором, (Руки вытянуты перед собой, кисти рук повёрнуты вертикально, пальцы раздвинуты как иголки).
Ходит лая грозный пёс, (обе руки одновременно перевести справа налево, взгляд следит за руками)
Вот корова замычала, “Му-у-у”, (Наклоны туловища вперёд, указательными пальцами показать рожки)
Заработал паровоз, “Ду-ду-ду-у”, (Имитация движущегося поезда на месте)
А лошадка бьет копытцем, (Руки на поясе, приподнимаем и опускаем правую,
Предлагает прокатиться. а затем левую ножки)
Мы на этой карусели
Прокатиться захотели. (Произвольные круговые движения руками).
Приложение 2.
“Весёлая неделька” гимнастика для глаз
- Всю неделю по - порядку,
Глазки делают зарядку.
- В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)
- По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)
- В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)
- Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)
- В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)
- Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
Приложение 3.
Чтобы ребенку было нагляднее и интереснее изучать названия дней
недели, можно изготовить различные пособия.
Д/и «Цветик –семицветик».
Такой цветок можно сделать из картона или флиса. Желательно, чтобы лепестки снимались и прикреплялись обратно (на липучках, кнопках, молниях, скрепках и т. д.). Ребенку нужно каждый день прикреплять по лепестку, а на следующей неделе наоборот «открывать». При этом проговариваются дни недели и такие понятия, как вчера, сегодня, завтра.
Д/ и «Лесенка».
Вырезаем из цветного картона полоски разной длины.
1 вариант: Разложить полоски от самой длинной до самой короткой, назови дни недели. В этом поможет игрушка колобок.
2 вариант: Разложить полоски от самой длинной до самой короткой и посчитать. Можно считать от 1до 7 и обратно или называть дни недели в прямой и обратной последовательности.
Д/и «Путешествие солнышка»
Педагог просит ребенка показать, где солнышко будет в среду, ребенок ищет соответствующую полосочку и прикрепляет солнышко. Можно усложнить задание: солнышко на голубой полоске, какой это день недели?
Д/и «Неделя».
Игра состоит из кругов разного размера, на большом круге написаны дни недели, на среднем обозначены цветом, на маленьком дни недели обозначены точками. На каждом слове дня недели прикреплена цифра на ленточке определенного цвета. в центре круга имеется движущая стрелка. Цель игры: Стрелкой выбрать день недели: соотнести название дня недели с нужным цветом, выбрать нужное количество точек и соответствующую цифру.
Д/и «Паровозик».
Изготовлена из вырезанных цветных изображений паровозиков, заламенированых. Надо разместить вагончики по дням недели в соответствии с цветом, количеством точек.
Д/и «Тетушка неделя».
В комплект игры входит тетушка и ее 7 племянников.
1 вариант игры: «Расставь правильно»: расставь племянников в соответствии с цветными полосками на юбке.
2 вариант игры: «Исправь ошибку» сначала дети расставляют мальчиков в правильной последовательности, дети закрывают глаза, воспитатель меняет порядок следования мальчиков, надо расставить их правильно.
3 вариант игры: «Кого не стало». Дети закрываю глаза, убираю одного мальчика. Дети открывают глаза и отгадывают, кто убежал.
4 вариант: «Назови соседей». Воспитатель просит детей назвать соседей дня недели, дети называют.
5 вариант игры: усложняем- «Учим вместе с детьми вчера и завтра»: если сегодня среда, вчера-вторник, а завтра?
Приложение 4
Очень хорошо способствует запоминанию названий и последовательности дней недели стихи и загадки.
СТИХИ:
***
Подскажите-ка нам звери,
как запомнить дни недели!
Первый-ПОНЕДЕЛЬНИК,
зайка – рукодельник,
а за ним ВТОРНИК,
соловей-задорник.
А за вторником СРЕДА-
лисичкина еда.
За средой ЧЕТВЕРГ –
волк глазами сверк.
За четвергом ПЯТНИЦА
колобком прокатится,
а за пятницей СУББОТА-
баня у енота.
За субботой ВОСКРЕСЕНЬЕ –
целый день у нас веселье…
***
Жаль, всего семь дней в неделе –
Дел навалом у Емели:
В ПОНЕДЕЛЬНИК на печи
Протирает кирпичи.
Не скучает и во ВТОРНИК –
Он плетёт слону намордник.
Языком молотит в СРЕДУ
И баклуши бьёт соседу.
После дождичка в ЧЕТВЕРГ
Он пускает фейерверк.
ПЯТНИЦА – тяжёлый день:
Тень наводит на плетень.
И СУББОТА не суббота:
У него на мух охота.
Но седьмой настанет день –
Сдвинет шапку набекрень…
Потому что ВОСКРЕСЕНЬЕ –
Это праздник и веселье:
И, улёгшись на печи,
Ест Емеля калачи!
В общем, трудно жить Емеле…
Было б восемь дней в неделе –
Вот тогда бы он успел
Сделать много важных дел!
***
Вот неделька, в ней семь дней.
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Назовется ПОНЕДЕЛЬНИК.
ВТОРНИК – это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка СРЕДА
Третьим днем всегда была.
А ЧЕТВЕРГ, четвертый день,
Шапку носит набекрень.
Пятый – ПЯТНИЦА – сестрица,
Очень модная девица.
А в СУББОТУ, день шестой
Отдыхаем всей гурьбой
И последний, ВОСКРЕСЕНЬЕ,
Назначаем днем веселья.
***
Старший братец ПОНЕДЕЛЬНИК-
Работяга, не бездельник.
Он неделю открывает
Всех трудиться заставляет.
ВТОРНИК следует за братом
У него идей богато,
Он за все берется смело
И работа закипела.
Вот и средняя сестрица
Не пристало ей лениться,
А зовут её СРЕДА,
Мастерица хоть куда.
Брат ЧЕТВЕРГ и так и сяк,
Он мечтательный чудак
Повернул к концу недели
И тянулся еле еле.
ПЯТНИЦА – сестра сумела
Побыстрей закончить дело.
Если делаешь успехи,
Время есть и для потехи.
Предпоследний брат СУББОТА
Не выходит на работу.
Шалопай и озорник
Он работать не привык.
У него другой талант -
Он поэт и музыкант,
Да не столяр и не плотник,
Путешественник, охотник.
В гости ходит ВОСКРЕСЕНЬЕ,
Очень любит угощение.
Это самый младший брат,
К Вам зайти он будет рад.
Семь их ровно посмотри.
Всех запомнил? Повтори.
***
Куда девался ПОНЕДЕЛЬНИК
-Где бездельник Понедельник?-
Спрашивает ВТОРНИК.
-Понедельник – не бездельник,
Никакой он не бездельник,
Он отличный дворник.
Он для повара СРЕДЫ
Притащил бадью воды.
Кочегару ЧЕТВЕРГУ
Смастерил он кочергу.
Но приходила ПЯТНИЦА
Скромница, опрятница.
Он оставил всю работу
И поехал с ней в СУББОТУ
К ВОСКРЕСЕНЬЮ на обед.
Передал тебе привет!
***
В ПОНЕДЕЛЬНИК Черепаха
Ткань купила на рубаху.
ВТОРНИК – резала, кроила.
В СРЕДУ шила, шила, шила…
К ЧЕТВЕРГУ она устала,
Так что в ПЯТНИЦУ дремала.
Пробудилась лишь в СУББОТУ.
Осмотрев свою работу,
День утюжила творенье.
Примеряла в ВОСКРЕСЕНЬЕ.
***
Сколько дней в неделе? – Семь!
Это, братцы, знают все.
Знает даже детвора:
Семь в неделе дней! Ура!
В ПОНЕДЕЛЬНИК там и тут
Все куда-нибудь бегут.
Только пони не спешат,
Нету в парках малышат!
Расчищает снег во ВТОРНИК
Во дворе усатый дворник.
А его дворняжка Коржик
В этот день гоняет кошек!
В СРЕДУ посреди недели
Наши кошки средство съели
От мышей, средь бела дня…
Вот дождутся у меня!
В ЧЕТВЕРГ четыре черепашки
Четыре раза мыли чашки.
А после дождичка в четверг
Решили сделать фейерверк!
Пятачок не хочет кашки,
Хочет поиграть в пятнашки.
У него и в самом деле
Все семь ПЯТНИЦА на неделе!
На субботник по СУББОТАМ
Вызывают бегемота.
По субботам на болоте
Ездят все на бегемоте!
В воскресенье, как умели,
Зайцы громко песни пели.
В детский садик не ходили,
Целый день баклуши били!
***
Дни недели пролетели,
Что запомнить мы сумели?
Первый день недели -
Это … (понедельник).
Подметает дворник?
Значит, это … (вторник).
С кошками беседу
Проведем мы в … (среду).
Черепаший фейерверк
После дождичка в … (четверг).
Ничего не ладится?
Это, братцы, … (пятница).
Запрягают бегемота?
Это, видимо, … (суббота).
Много шуток и веселья?
День последний, … (воскресенье).
Мы теперь расскажем всем:
Дней в неделе ровно семь!
ЗАГАДКИ:
Семь денёчков пролетели —
И пришёл конец … .(Недели)
Говорят, что он тяжёлый,
И не дружит с ним бездельник.
На работу, в садик, в школу
Отправляет (понедельник).
Весь в заботах спозаранку,
Нас напоит и накормит.
Он вторым стоит по рангу.
Ну, конечно, это (вторник).
В поездах, в цехах, в машинах
Этот день всегда в трудах.
Он – недели середина,
Ну, а попросту, (среда).
Этот – труженик умелый.
Лень и праздность он отверг.
Всё спешит успеть доделать
День по имени (четверг).
Притомившийся с полудня,
День под горку катится.
"Ох, устала! Отдохнуть бы!"
– Размечталась (пятница).
В этот день нас ожидает
Лишь домашняя работа.
Моет, чистит, прибирает
День по имени (суббота).
Всех оставит дома утром
День-волшебник. Вот везенье!
Но проходит почему-то
Очень быстро (воскресенье).
А. Кухтина Бруштунова
Приложение 5.
Лэпбук. Одним из перспективных и нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками является лэпбук. Представляю вашему вниманию лэпбук «Дни недели», который я изготовила.
Лэпбук содержит:
- сказку о днях неделях, ее можно прочитать или рассказать по картинкам
- отгадать загадки
-ребенок может самостоятельно собрать пирамидку,
пазлы по дням недели,
раскрасить раскраску «Лесенка неделька»,
поиграть с гномиками неделька и
рассказать самостоятельно стишок, который мы учили.
Здесь задание усложняется. Девочка рассказывает о себе: в понедельник, я стиралА…. Мальчик расскажет в понедельник я стираЛ…
Приложение 6
Пальчиковая гимнастика «Дни недели»
Данная пальчиковая гимнастика составлена и разработана с целью
формирования у дошкольников представлений о днях недели и их
последовательности, т. к. временные представления формируются с трудом и без повторений и интересной подачи материала здесь не обойтись.
Изучаем дни недели хлопаем в ладоши
Их известно ровно семь демонстрируем 5 пальчиков одной руки и 2 другой
Пять рабочих, два других 5 пальцев одной руки сжимаем-разжимаем, затем 2 пальца одной руки
Начинаем называть пальцы обоих рук разгибаются и загибаются
Станем пальцы разгибать: пальчики обеих рук в кулачках
Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница на каждый день недели, разгибаем пальцы одной руки
Суббота, воскресенье Дни для отдыха, веселья разгибаем 2 пальца другой руки.
Используемая литература:
1. Аванесова В. Н. Дидактическая игра, как форма организации обучения в детском саду //Умственное воспитание дошкольника /Под редакцией. Н. Н. Поддьякова. – М., 1972.
2. Венгер А. Л., Венгер Л. А. Домашняя школа мышления. – М., 1983.
3. Гальперин П. Я., Георгиев Л. С. Формирование начальных математических понятий // Теория и методика развития математических представлений у дошкольников: Хрестоматия. – СП б., 1994, 4. III /
4. Клименченко Д. В. Время. Календарь //Начальная школа, 1993.
5. Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. - М., Просвещение, 1991.
6. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду. – М., 2002.
7. Щербакова Е., Фунтикова О. Формирование представлений и понятий о времени с помощью объемной модели. // Дошкольное воспитание. – 1986.
Интернет-ресурсы http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/06/01/proekt-dni-nedeli
http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-cvetnaja-nedelja.html
https://ok.ru/vospitateiyu