Ремзия Минетуллина
Конспект занятия «Гроздь винограда»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи. Учить передавать форму грозди винограда в рисунке или аппликации (по выбору детей) без показа способов изображения; формировать умение самостоятельно выбирать цвет ягод винограда (светло-зеленый или фиолетовый); закрепить способы рисования и способы вырезывания округлых форм.
Материал. У воспитателя предметные картинки с изображением грозди рябины и грозди винограда и репродукции картин К. Брюллова «Девушка, собирающая виноград» и Мурильо «Мальчики с дыней и виноградом».
Публикация «Конспект занятия „Гроздь винограда“» размещена в разделах
У одних детей краски гуашь и мягкие кисти, у других полоски светло-зеленого и фиолетового цвета, ножницы, клей; дополнительно для тех, кто захочет приготовить квадратики зеленого цвета для вырезывания виноградных листьев, листы бумаги прямоугольной формы слабо тонированные или «мраморные» (2—3 светлых тона акварельной краски).
Ход занятия.
Обратиться к детям: «Дети, я вам покажу две картины, а вы догадайтесь, что мы сегодня будем изображать». Поместить перед детьми картину К. Брюллова «Девушка, собирающая виноград».
Рассказать: «Художник изобразил девушку, которая приподнялась на цыпочки и срывает большую темно-синюю гроздь винограда. Другой рукой она держится за сук. Возле плеча у нее висит широкая корзина, наполненная сорванным виноградом». Поместить рядом картину Мурильо «Мальчики с дыней и виноградом» и рассказать о ее содержании: «А на этой картине другой художник нарисовал двух босоногих мальчиков, которые лакомятся дыней и виноградом. Возле одного мальчика стоит корзина, полная винограда. В ней и темные грозди винограда, и светло-зеленые с желтым оттенком. Мальчик держит перед лицом кисть винограда и губами срывает с нее спелые ягоды».
Если будут вопросы или какие-либо высказывания детей, поддержать их.
Затем спросить: «Догадались ли вы, что мы сегодня будем изображать?»
Убрать репродукции картин и поместить перед детьми предметные картинки с изображениями грозди рябины и грозди винограда и сравнить их по форме, величине и цвету ягод, а затем сравнить форму гроздей.
Пояснить, что гроздь рябины имеет овальную форму. Обвести ее пальцем. Обратить внимание детей, что гроздь винограда похожа на треугольник. Сверху ягод на ней больше, книзу меньше и гроздь сужается. Обвести ее пальцем.
Сказать, что сегодня одни дети нарисуют гроздь винограда, а другие — вырежут и наклеят ее. Цвет винограда они выберут сами. Кто захочет, нарисует или вырежет виноград светло-зеленым, а кто захочет, изобразит его фиолетовым или темно-синим.
У одних детей ягоды в гроздьях могут быть круглыми, у других овальными. Спросить нескольких детей, как они расположат ягоды, чтобы гроздь винограда получилась треугольной формы, и какого цвета они будут. В процессе занятия посоветовать детям рисовать или наклеивать ягоды близко друг к другу. Тем, кто выбрал аппликацию, объяснить, что полоску для ягод нужно разрезать на квадратики, если они будут круглыми, или на прямоугольники, если они будут овальными. Полоску можно складывать пополам и еще раз пополам и сразу вырезать четыре ягоды. Ребенок должен следить, чтобы изображение располагалось посередине листа бумаги и не «упиралось» в его края. Для рисования черешков предложить детям черные или коричневые карандаши. Кто хочет, пусть попробует нарисовать листья. У винограда листья широкие, резные, похожие на лист смородины. В конце занятия поместить работы детей на стенд.
Сказать, что одно и то же можно изобразить разными материалами. Можно нарисовать, а можно вырезать и наклеить. Предложить детям представить, что эти кисти винограда созрели и еще висят на кустах.
Какую они бы сорвали для себя? Вызвать нескольких человек для выбора понравившегося рисунка. Спросить, чем же хороша выбранная кисть.