Анна Жигалова
«Говорящая стена» на основе ковролинографа в работе с детьми младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Говорящая стена»
на основе метода
использования ковролинографа в работе с детьми младшей группы.
2023 -2024 гг.
Подготовила: воспитатель Жигалова А. В.
Тема: «Использование инновационной технологии ковролинография –
«Говорящая стена» в работе с детьми младшего возраста»
Продолжительность проекта: долгосрочный (октябрь 2023 г. - май 2024 г.
Вид проекта: практико- ориентированный, познавательный, игровой.
Участниками проекта являются дети второй младшей группы, воспитатели группы, родители.
Публикация «„Говорящая стена“ на основе ковролинографа в работе с детьми младшей группы» размещена в разделах
Цель: создание условий для игровой, познавательной, творческой активности детей посредством внедрения инновационной технологии «говорящая стена» на основе метода использования ковролинографа.
Задачи:
- Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка;
- создать мотивирующую развивающую предметно-пространственную среду для успешной реализации игровой, познавательной, творческой активности детей;
- обеспечить атмосферу эмоционального комфорта, при совместном использовании ковролинографа;
Актуальность.
Основоположник научной педагогики К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Образовательная среда в детском саду с учетом Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования предполагает создание условий, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Современное понимание предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами. Включение в развивающую предметно - пространственную среду развивающих пособий побуждает детей к активному познанию и исследованию, обеспечивает выбор на основе потребностей и интересов, способствует развитию положительных наклонностей: самостоятельности, ответственности, организованности, умения делать выбор. Одним из развивающих пособий для построения предметно - пространственной среды группы является ковролинограф.
Метод использования ковролинографа способствует решению проблемы создания развивающей образовательной среды. С его помощью можно учиться считать, составлять алгоритмы и схемы, выкладывать, знакомиться с буквами, цифрами, фигурами, линиями, свойствами предметов, а самое главное – играть.
Реализация проекта включает в себя 3 этапа.
1. Подготовительный этап.
Определение педагогом темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результатов, изучение литературы и опыта других педагогов. Выявление возможностей, необходимых для успешной реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта, обсуждение проекта с родителями.
2. Основной этап : подбор материалов, тематических картинок и их подготовка к использованию на ковролинографе; изготовление и эстетическое оформление дидактических игр; написание перспективного плана мероприятий, занятий, игр с использованием ковролинографа.
Описание и идеи проекта.
В своей работе я использую ковролиновое полотно, которое выполнено по принципу фланелеграфа, но по сравнению с ним обладают лучшей силой сцепления, чем фланель. Игровой материал прочнее прикрепляется к ковролину, не падает с полотна во время занятий. «Говорящая стена» создает условия для комфортного проведения занятий. Для работы с ковролином я использую различные материалы.
Метод ковролинографии отвечает требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде, он:
• содержательно - насыщенный, развивающий;
• полифункциональный;
• вариативный;
•доступный (в том числе, для детей с ограниченными возможностями здоровья);
• безопасный;
• эстетически - привлекательной.
Данный метод помогает ребенку лучше запоминать информацию по изучаемой теме. Это отличный способ для повторения пройденного. Он совершенствует интеллектуальные способности у детей - развивает логическое мышление, внимание, воображение, память. Метод ковролинографии позволит ребенку не только наблюдать со стороны за действиями взрослого, но и самостоятельно выполнять некоторые задания. Это немаловажно для интенсивного развития способностей ребенка и более успешного решения педагогических задач. Для родителей же, которые осознают важность образования в современном мире, ковролинография – это великолепный инструмент организации деятельности детей. Все используемые материалы легко доступны для применения в домашних условиях, что обеспечивает взаимодействие с семьей.
Игры, в которых я использую ковролинограф, нацелены на всестороннее развитие ребёнка: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно - эстетическое, физическое.
Для развития игровой деятельности в сюжетно-ролевых играх ковролинограф применяю в таких играх «Больница», «Магазин», «Салон красоты», «Выставка», «Моя семья».
В формировании позитивных установок к труду и творчеству помогает игра «Сервируем стол», «Календарь погоды». Для изучения безопасности на дорогах изучаем с детьми «Дорожные знаки»,
«Поиграем в правила движения», повторяем правила безопасного поведения дома «Один дома».
В познавательно - исследовательской деятельности применяю игры на развитие восприятия, свойств, отношений предметов, цветов спектра, геометрических фигур, формы, фактуры, с помощью чего дети учатся:
- сравнивать,
- различать в признаки,
- объединять предметы по общим признакам,
- составлять из части целое,
- определять изменения в расположении предметов,
- выделять характерные детали,
- совершенствовать глазомера.
При изучении предметного окружения «Профессии», «Посуда», «Виды транспорта», знакомимся с сюжетными картинками соответственно изучаемой темы.
Знакомясь с миром природы играем в «Обитатели леса», «Животные и птицы» «Времена года», «Части суток», «Космос».
При ознакомлении с социальным миром актуальны игры «Собери флаг и назови», «Достопримечательности Красноярского края», «Планета Земля».
С помощью метода ковролинографии я применяю материал разнообразных техник, технологий, методик и приёмов способствующих как познавательному развитию, так и развитию связной речи (обыгрывание сказок «Теремок», «Под грибом», «Репка» и др.).
С помощью метода ковролинографии можно отразить реальные пространственные отношения между предметами, используя этот метод в инклюзивном образовании. Дидактические игры на ковролине способствуют созданию наиболее разнообразной, интересной среды для решения поставленных задач, способны активизировать психические процессы для развития личности ребенка в целом.
Любая картинка на ковролинографе как бы оживает, предметы можно обыгрывать. Использование показа с включением действий самого ребенка удовлетворяет его естественную потребность — воспринимать и действовать одновременно, смена видов деятельности с включением двигательного анализатора активизирует внимание детей, поддерживает интерес к занятию. С помощью ковралинографа можно подвести ребенка к пониманию вначале простого сюжета картины, а потом и более сложного.
Предполагаемые результаты:
- Развитие игровой, познавательной, творческой активности детей, речевых способностей.
- Создание многофункционального пространства с использованием технологии ковролинографии, которая позволит применять новые формы и методы работы с детьми, как во время организованной образовательной деятельности, так и в совместной, и игровой деятельности детей.
- Организация психологически комфортной образовательной среды для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.
- Разработка учебно-методический комплекта: дидактических, сенсорных игр, речевых упражнений, проблемных и игровых ситуации, консультаций для родителей.
У детей сформируются:
- интерес к деятельности с ковролинографом – «говорящей стеной»;
- речевая, познавательная активность и творческая самостоятельность;
У родителей воспитанников:
- сближение с детьми и педагогами.
- интерес к событиям, происходящим в детском саду.
Условия реализации проекта
• разработан и утверждён перспективный план работы проекта «Говорящая стена на основе метода использования ковролинографа;
• осуществлён подбор материалов, методического обеспечения для работы над проектом «Говорящая стена на основе метода использования ковролинографа;
• разработан план взаимодействия с родителями по реализации проектом «Говорящая стена на основе метода использования ковролинографа.
3. Заключительный этап. Подведение итогов проведенной работы. Оформление кейса дидактических игр и пособий для работы с ковролинографом по пяти образовательным областям.