Кротова Валентина Сергеевна
Консультация «Готовим руку к письму»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей : "Готовим руку к письму".
Цель: Помочь родителям подготовить руку ребёнка к письму перед школой.
Повышение уровня психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей.
Ребенку скоро в школу, а писать пока, никак не получается?
Публикация «Консультация „Готовим руку к письму“» размещена в разделах
Есть интересные способы разработать пальчики будущего первоклассника для красивого письма
Готовить руку к письму можно, не дожидаясь записи в школу. При помощи следующих упражнений:
1. Упражнения с канцелярской резинкой
5-6 летние дети с удовольствием делают упражнения с обыкновенной канцелярской резинкой. Возьмите такую резинку и наденьте её на большой и указательный пальцы малыша. Пусть растягивает её в стороны при помощи пальцев.
Так же можно взять канцелярские кнопки и попросить ребенка воткнуть их в доску или пенопласт по заранее нарисованному контуру, например, машинки. Ребенок натягивает резинку на выступающие части кнопок. Получится силуэт машинки! Таким же образом можно выучить названия и изображения разных геометрических фигур.
2. Упражнения за столом
Положите ладонь на поверхность. По очереди поднимайте пальцы, не отрывая ладонь от стола. Сначала одной руки, а потом одновременно обеих. Полезно при этом проговаривать слоги с разными «трудными» звуками: «СА-СА-СА-СА-СА. РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ».
3. Упражнения кулак-ладонь-ребро
Рука ребёнка поочерё дно меняет положение: сначала сжимается в кулачок, затем ложится ладонью на стол, а потом встаёт на ребро. Можно использовать цветовой и фигурный сигнал. Например, кулачек- синий квадрат, ладонь- красный круг, ребро- зеленый треугольник.
4. Упражнения с пшеном в стакане
Усадите ребёнка за стол и дайте ему стакан с пшеном. Пусть ребёнок варит кашку, то есть указательным пальчиком мешает пшено в стакане. Кисть не должна двигаться, только пальчик. Затем среднем и безымянным.
5. Упражнения с гречкой или чечевицей
Попросите разобрать крупу в две кучки. Это долгая и очень полезная работа для формирования сосредоточённости, усидчивости, логического мышления. Если ребенок устал, насыпьте разные виды круп в большую миску и закапайте в них много мелких игрушек. Таким образом, снимается мышечный спазм рук, усталость и напряженность.
6. Покажите ребёнку разные оригинальные штриховки. Картинки штрихуйте клеточками, зигзагами, точками и другими способами.
7. Упражнения на развитие выносливости мышц руки, тренировки силы нажима.
«Самолёты за облаками»
Нарисуйте несколько самолётов, а вокруг них облака. Одно облако интенсивно заштрихуйте, другое сделайте чуть светлее. За тёмным облаком самолёта почти не видно, а за светлым видно хорошо. Попросите его нарисовать тёмные и светлые облака к остальным самолётам. Так же можно изобразить человека под проливным дождём или дом ночью.
8. «Попади в цель», «Лабиринты»
Задача ребёнка – как можно точнее провести линию, не отрывая руки:
-забрось мяч в корзину;
-провести корабль коротким путём, чтобы он не сел на мель;
-забей гол в ворота;
-попади стрелой в центр мишени;
-попробуй быстро проехать по «серпантину»;
«Штриховка»
В трёх геометрических фигурах ребё нок должен выполнить штриховку: в квадрате – с сильным нажимом, в треугольнике – средним, в круге – слабым.
Можно применить разные способы штриховки.
«Упражнения на развитие координации»
-обведите фигуру по контуру, обозначенному точками;
-дорисуйте незаконченные контуры у геометрических фигур;
-дорисуйте: половину матрешки, бабочки, жука и самолёта;
-продолжите узор по клеточкам по образцу.
«Графический диктант»
Ребёнок проводит линии по клеткам в заданном направлении. Например: «одна клетка вправо, две вверх, одна вправо, две вниз.
Упражнения на уточнение положения в пространстве.
«Закрась флажки»
В ряду нарисованных флажков крайний справа надо закрасить красным цветом, а второй слева – синим.
«Включи свет в окошках»
Нарисуй домик с окошками. Предложите закрасить (включить свет) в правом верхнем окне, левом нижнем и т. д.
«Нарисуй картину»
Нарисуй дерево в центре листа. Справ от него – цветок, слева – куст, в правом верхнем углу солнышко.
«Назови что нарисовано»
Нарисуйте предметы «накладывая» одно изображение на другое. Попросите назвать, что малыш увидел.
Памятка: «Подготовка руки к письму.»
Цель: Повышение уровня психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей.
Письмо — сложный процесс, который требует совместной работы мышц кисти, всей руки, координации движений всего тела. Не каждый взрослый умеет красиво писать, что же говорить о детях?
Подготовка к письму — один из самых сложных этапов подготовки к школе. Это связано как с психофизиологическими особенностями 5–6 -летнего ребенка, так и с самим процессом письма. У детей этого возраста недостаточно развиты мелкие мышцы руки, координация движений — несовершенна, не сформирована способность к оценке пространственных различий, от которой зависит качество написанного. Но мы, взрослые, и не должны ставить себе цель — во что бы то не стало научить ребенка писать до школы, наша цель — подготовка руки к письму.
Процесс письма является чрезвычайно трудным, думаю, что не каждый взрослый знаком с тонкостями технических навыков, которые приобретает ребенок в процессе письма : правильное использования письменных принадлежностей, соблюдение правил письма, а что говорить о графических навыках? При написании той или иной буквы нужно следовать четкому правилу ее написания. Этот сложный процесс оставим для профессионала — учителя, который будет не один месяц учить деток, как пишется каждая буква, с чего начинать писать — с крючка или палочки и т. д. Наша задача — подготовка руки к письму. Как же мы можем помочь нашему ребенку одолеть этот сложный процесс?
При систематическом выполнении определенных заданий и упражнений вашему ребенку будет намного легче освоить все технические навыки процесса письма :
1. Пальчиковая гимнастика
Существует множество упражнений для детских пальчиков. При выполнении пальчиковой гимнастики у ребенка развивается мелкая моторика, которая не только связана с развитием речи но и подготавливает руку к письму, рисованию.
2. Лепка
Старайтесь уделять этому процессу 10–15 минут на день. Не так уж много, а результат того стоит. Лепка развивает не только мелкую моторику и укрепляет кисть руки, при этом развиваем творчество и усидчивость. Лепить можно не только из пластилина, отличный материал для таких занятий — глина.
Можно ребенка занять пластилинографией- распечатать или нарисовать рисунок на картоне и создать лепные картины с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал – пластилин. Кроме пластилина, возможно использование комбинированных техник. Например, декорирование бисером, семенами растений, природным материалом.
3. Вырезание ножницами
Дети очень любят вырезать, можно ставить несложные задачи: резание по прямой, вырезание различных форм, при этом называем их — овальная, квадратная, круглая и т. д.
4. Игры конструктором и мозаикой
5. Игры с мелкими предметами — бусинками, камешками, пуговицами
Можно использовать и природный материал — фасоль, горох и т. д. Используйте Вашу фантазию. При этом развиваем навыки счета.
6. Рисование различным материалом — карандашами, красками, мелками.
7. Штриховка предметов
Обращайте внимание на то, что движение руки ребенка должно быть легким, без какого — либо напряжения. Давайте разные задания — заштриховка с наклоном влево, вправо, сверху вниз, снизу вверх. Обязательно покажите на примере. Обратите внимание на предметы, которые вы заштрихуете — они должны быть интересными для детского глаза.
8. Раскрашивание картинок
В книжках-раскрасках, чем меньше ребенок по возрасту, тем больше должны быть картинки, которые он раскрашивает.
9. Оригами
Помогает развитию точных движений и памяти, а еще это очень красиво!