Ольга Недобежкина
Образовательный проект «Гномы Разноцветы»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательный проект по развивающим играм В. В. Воскобовича - предметно-развивающая среда "Фиолетовый лес", "Коврограф Ларчик", "Коврограф Мини-ларчик", "Волшебные квадраты" для детей старшей группы компенсирующей направленности.
«Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений
и понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая
огонек пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлинский
Дошкольное детство – это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становление основ его индивидуальности.
Публикация «Образовательный проект „Гномы Разноцветы“» размещена в разделах
Главная задача ДОУ состоит в том, чтобы ребёнок рос здоровым, жизнерадостным, гармонично развитым и деятельным.
Общепризнанно, что основной вид деятельности дошкольника - игра. В игре развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности в реальной жизни.
Организовать педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно - задача достаточно сложная.
Прослушав авторский курс В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» - игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста», у меня возникла идея создания интеллектуально-развивающего кружка для воспитанников нашего ДОУ с использованием игр Воскобовича (коврограф «Ларчик», «Мини-ларчик», «Фиолетовый лес», «Двухцветный квадрат»). Особенно меня привлекли оригинальные решения обыкновенных задач, заложенные в играх творческий потенциал и многовариативность игровых упражнений.
Составляя данную программу, я опиралась на технологию «Сказочные лабиринты игры» Харько Т. Г. и Воскобовича В. В. - это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста с поэтапным использованием игр и постепенным усложнением образовательного материала. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Интенсивному развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, мышления, речи) способствует и продуктивная деятельность, осуществляемая в «зоне ближайшего развития».
Предметно-пространственная развивающая среда. Для реализации проекта в группе используются авторские игры и пособия В. В. Воскобовича: коврограф «Ларчик» один на всю группу и пособия «Мини-ларчик» на каждого ребенка/ на пару детей, развивающая среда «Фиолетовый лес», «Двухцветный квадрат» на каждого ребенка/ на пару детей, а также мультимедийный проектор и экран.
Цель проекта : всестороннее развитие личности ребёнка дошкольного возраста, развитие его интеллектуально – творческих способностей через развивающие игры и пособия В. В. Воскобовича.
Задачи проекта :
• развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое;
• развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности;
• развитие воображения, креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);
• гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал;
• формирование базисных представлений об окружающем мире, математических, речевых умений;
• построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально – творческому развитию детей в игре.
Проблема проекта : одно из необходимых условий для гармоничного развития ребёнка - создание для него комфортной обстановки в учреждении, а также положительное эмоционально-окрашенное общение с взрослыми. Совместные игры детей и педагога; выполнение разнообразных, усложняющихся игровых заданий; яркое, красочное оформление игровых пособий - все это делает пребывание ребёнка в дошкольном учреждении радостным и интересным, что способствует всестороннему развитию его личности.
Принципы построения занятий кружка:
• системность;
• учёт возрастных особенностей детей;
• дифференцированный подход;
• принцип постепенного и постоянного усложнения материала;
• поэтапное использование игр;
• гуманное сотрудничество педагога и детей.
Формы организации детской деятельности на кружке:
• логико-математические игры;
• интегрированные игровые занятия;
• совместная деятельность педагога и детей;
• самостоятельная игровая деятельность.
Прогнозируемый результат:
• дети осваивают цифры и буквы, счёт, знание геометрических фигур, умеют ориентироваться на плоскости;
• умеют концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца;
• умеют анализировать, сравнивать, сопоставлять;
• у детей совершенствуется речь, внимание, память, воображение;
• хорошо развита мелкая моторика рук.
Этапы реализации проекта :
1. Этап – Подготовительный (1.09-30.09 2021 г.). Цель первого этапа заключается, в разработке систематической, ступенчатой работы:
• выбор темы проекта, изучение методической литературы, посетить сайты;
• выявить проблему и актуальность проекта, сформулировать его цели и задачи;
• проанализировать игровые пособия и игры В. В. Воскобовича, составить на основе их картотеку игр;
• выяснить уровень позновательного развития детей;
• разработать перспективный план.
2. Этап – Практический (1.10. 2021 г. – 30.04. 2022 г.). Цель второго этапа: познакомить детей с игровыми пособиями В. В. Воскобовича, технологиями игр.
Проведение НОД по познавательному развитию через игровые пособия В. В. Воскобовича. Непосредственно образовательный процесс строится с учетом постепенного нарастания сложности материала. Сначала дети знакомятся с новым игровым пособием, персонажами, игрой, затем идет работа по формированию и закреплению полученных знаний. В основе методики Воскобовича лежит принцип: интерес – познание – творчество. Игровая методика побуждает интерес детей к занятиям. Игру всегда сопровождает сказка.
Главная отличительная особенность игр – образность и универсальность.
Игра интегрирует, мобилизует внимание ребенка, его интерес, втягивая ребенка в процесс решения. Он образно попадает в ситуацию, последовательно анализирует свои действия, поставленные задания, осознает цели и находит варианты решения.
Красочный раздаточный и наглядный материал эстетичен и привлекает внимание детей. Пособие «Коврограф Ларчик» соответствует требованиям ФГОС, также как и другие пособия В. В. Воскобовича.
Их можно использовать в разных образовательных областях. Являются транспортируемым, содержательным, доступным.
Поле коврографа разделено сеткой, которая помогает знакомить детей с пространственными и количественными отношениями и облегчает построение геометрических контуров, что в дальнейшем упрощает ориентировку детей в тетрадях в клетку, позволяет увидеть границу клеток и их расположение. Дети знакомятся с такими понятиями, как вертикаль, горизонталь, диагональ. Учатся ориентироваться на плоскости.
3. Этап – Итоговый (1.05-31.05. 2022 г.). Цель третьего этапа: проследить за успехами детей в освоении игровых пособий, а также познакомить родителей и педагогов с результатами проекта и играми.
- Оформление выставки фото-отчетов;
- Развлечение для детей: прохождение математического квеста «Расколдуй гномов»;
- Мастер - класс для педагогов совместно с детьми «День рождение пчелки Жужи»;
- Мониторинг знаний, умений, навыков детей по познавательному развитию и освоению игровых пособий В. В. Воскобовичаю
Взаимодействие с другими образовательными областями :
• О. О. Физическое развитие:
1. Воспитание культурно- гигиенических навыков;
2. Цветотерапия;
3. Развитие мелкой и крупной моторики;
4. Использование на образовательной деятельности физкультурных минуток, двигательных заданий;
5. Формирование правильной осанки.
• О. О. Социально-коммуникативное развитие:
1. Формирование гендерной, семейной принадлежности патриотических чувств;
2. Реализация партнерского взаимодействия «взрослый – ребенок»;
3. Формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
4. Формирование умения готовить и убирать свое рабочее место, бережно относиться к пособиям и материалам, наводить порядок после игр и образовательной деятельности.
• О. О. Познавательное развитие:
1. дети осваивают цифры и буквы, счёт, знание геометрических фигур, умеют ориентироваться на плоскости;
2. умеют концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца;
3. умеют анализировать, сравнивать, сопоставлять;
4. у детей совершенствуется, внимание, память, воображение;
5. хорошо развита мелкая моторика рук.
• О. О. Речевое развитие:
1. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности;
2. Практического овладения воспитанниками нормами речи;
3. Использование художественного слова в НОД.
• О. О. Художественно-эстетическое развитие:
1. умение составлять узоров по образцу (подбирая цвет, размер) и произвольно;
2. закрепление знания цветов;
3. развитие глазомера;
4. Использование музыкального и видео сопровождения в непосредственной образовательной деятельности.
Работа с родителями:
1. Консультация для родителей: «Организация образовательной деятельности с использованием игровой технологии В. В. Воскобовича».
Перспективный план образовательного проекта по позновательному развитию детей
в старшей группе № 10 компенсирующей направленности «Гномы Разноцветы».
Месяц Название Цель
Сентябрь Подготовительная работа Работа над теоретической частью проекта
Октябрь • Знакомство с жителями «Фетрового леса и коврографа».
• Рассказывание сказок. Вызвать интерес к новым играм и игровым персонажам «Фетровый лес и коврограф» по технологии В. В. Воскобовича.
«Фиолетовый лес», «Коврограф Ларчик»
• «Дружные Гномики»
• «Башмачки Фифы»
• «Лопушок» Вовлечение детей в игровую ситуацию, развитие навыков общения.
Побуждение к сочувствию и эмоциональной отзвычивости.
Развитие умение группировать предметы по цвету и размеру.
Формирование понятий "один" и " много".
Стимуляция стремления оказывать помощь.
Закрепление представлений о цвете.
Закрепление представлений о форме.
• «Игрушечный дождь»
• «Лопушок наводит порядок»
• «Волшебные круги» Закрепление представлений о величине.
Развитие умения классифицировать предметы по признаку.
Закрепление представлений у детей о цвете, форме и размере предметов.
• «Бусы для Фифы»
• «Двухцветный квадрат Воскобовича». Знакомство с игрой. Составление фигур «Домик», «Конфета» Закрепление умения составлять узор по образцу, подбирая цвет, размер, закрепление количественного и порядкового счёта.
Развитие конструктивных способностей детей.
Ноябрь • «Игры с радужными гномами»
• «Подарок»
• «Шкаф посуды» Развитие логического мышления;
Закрепляем навыки количественного и порядкового счёта до 5; Закрепляем знание цветов
Учить детей ориентироваться в количестве предметов.
Развитие логического мышления; подбирать предметы по форме и цвету;
Закреплять знания геометрических фигур.
• «Части суток»
• «Добрые слова»
• «Смешаем краски» Продолжать формирование пространственных представлений.
Активизировать словарный запас детей.
Учить детей смешивать краски 2-х цветов для получение третьего цвета.
• «Двухцветный квадрат Воскобовича» фигуры «Летучая мышь», «Конверт».
• «Весёлые фигурки»
• «Что изменилось?» Развитие конструктивных способностей детей.
Развитие воображения, творческих и сенсорных способностей.
Развитие внимания, памяти.
• «Бумажная сумка»
• «Двухцветный квадрат Воскобовича» фигура «Семафор» Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы и сравнивать их по назначению.
Развитие конструктивных способностей детей.
• «Цветы для пчёлки Жужи»
• «Слоник Лип-Лип и Ляп-ляп»
• «Радужная улица» Закрепление умения выделять предметы по цвету, размеру и количеству
Развитие умений обследовать предметы, различать их форму, цвет, размер;
Выполнять сложные глазомерные действия.
Формирование первичных представлений о малой родине, месте где он живёт.
Декабрь • «Поймай бабочку»
• «Двухцветный квадрат Воскобовича» фигуры «Мышка», «Ежик» Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины; обучение способам обследования предметов, развитие глазомера
Развитие конструктивных способностей детей.
• «Цифроцирк». Найди героев Цифроцирка. На что похож каждый герой?
• «Детёныши» Знакомить детей с цифрами и числами натурального ряда;
Развитие произвольной памяти.
Вспомнить с детьми домашних животных и их детёнышей.
• «Ураган в Фиолетовом лесу»
• «Помоги утеплить норки»
• «Ягодное варенье» Формирование представлений о деревьях, цветах.
Формирование пространственных представлений: право, лево.
Вспомнить, как зимуют дикие животные.
Продолжать формировать представления о количестве предметов.
• «Буквоцирк». Парад - Алле!
• «Вкусный цветок»
• «Двухцветный квадрат Воскобовича» фигуры «Звездочка», «Башмачок» Знакомство с гласными буквами;
Развитие внимания, произвольной памяти.
Вспомнить с детьми с части растений.
Развитие конструктивных способностей детей.
Январь • «Путаница»
• «Наводнение» Вспомнить с детьми растения ближайшего окружения: деревья, кустарники, травянистые растениях;
Вспомнить понятия «лес», «луг», «огород», «водоём».
Развивать умение составлять узоры для тропинок и ходить по ним разными способами;
Развивать физическую активность детей.
• «Цифроцирк» и «Буквоцирк»
• «Два домика», «Тепло и холодно» Вспомнить имена сказочных героев.
Закрепить прямой и обратный счет.
Вспомнить гласные буквы и песенки героев.
Развитие сенсорных способностей (цвет и форма, элементарных математических представлений.
• «Двухцветный квадрат Воскобовича» фигуры «Лодочка», «Рыбка»
• «Как галчонок Каррчик слушал сказку про Красную Шапочку». Развитие конструктивных способностей детей.
Развитие познавательных процессов мышления, внимания, памяти; Развитие творческих способностей, самостоятельности и мелкой моторики рук;
Развитие умений отсчитывать необходимое количество, различать и называть геометрические фигуры, составлять по схеме фигуру из частей;
Развивать умение внимательно слушать литературное произведение и пересказывать его.
Февраль • «Цифроцирк». Угадай кто?
• «Буквоцирк». Волшебные сундучки. Знакомство детей с цифрами и числами натурального ряда, порядковым и количественным значением числа.
Усвоение счёта и отсчёта в пределах десяти.
Развитие внимания, произвольной памяти, операций логического мышления, воображения, речи.
• Мастер-класс для педагогов «День рождения пчелки Жужи» Развитие познавательного интереса, логических приемов мышления; умений устанавливать причинно-следственных связей, сотрудничества с педагогом и сверстниками в процессе обобщения изученного материала по образовательным областям.
• «Двухцветный квадрат Воскобовича» фигуры «Самолет», «Птичка»
• «Где гусеница Фифа?», «Разноцветные шары» Развитие конструктивных способностей детей.
Развитие у детей пространственных и количественных отношений и отношений по величине.
• «Узоры»
• «Где свитер?» Формирование у детей умения считать, понимания того, что количество предметов не зависит от расположения предметов.
Формирование представлений у детей о назначении одежды, о различных материалах, используемых для изготовления тех или иных предметов.
Март • «Буквоцирк». Волшебные сундучки.
• «Двухцветный квадрат Воскобовича» фигура «Маленький домик»
• «Лопушок наводит порядок» Развитие внимания, произвольной памяти, операций логического мышления, воображения, речи.
Развитие конструктивных способностей детей.
Формирование умения классифицировать предметы по назначению.
• «Двухцветный квадрат Воскобовича» фигура «Котенок»
• «В гости к весёлым гномам». Лепестки Развитие конструктивных способностей детей.
Закреплять умение определять цвета;
Развитие пространственного расположения и его смыслового отражения в речи (над, под, между, рядом, слева, справа);
Развитие умения считать, отсчитывать нужное количество, определять порядковый номер;
Развитие внимания, памяти, воображения.
• «Шапочка Фифы»
• «Двухцветный квадрат Воскобовича» фигура «Кран»
• «Цифроцирк» и «Буквоцирк». Эхо Формирование представлений у детей о назначении одежды, о различных материалах, используемых для изготовления тех или иных предметов.
Развитие конструктивных способностей детей.
Вспомнить имена сказочных героев.
Закрепить прямой и обратный счет.
Вспомнить гласные буквы и песенки героев.
Учить выстраивать пары гласных звуков.
• «Шуты – акробаты»
• «Верёвочкины сказки»
• «Домики для гостей» Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины;
Обучение способам обследования предметов, умению различать их форму, цвет и величину; выполнять сложные глазомерные действия.
Развитие аналитического восприятия: умения разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения.
Апрель • «Двухцветный квадрат Воскобовича». Фигура на выбор
• «Кто спрятался?», «Воздушные шары», «Клумбы» Развитие конструктивных способностей детей.
Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины;
Обучение способам обследования предметов, умению различать их форму, цвет и величину; выполнять сложные глазомерные действия.
Развитие аналитического восприятия: умения разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения.
• «Цифроцирк» и «Буквоцирк». Чехарда
• «Какой длины Фифа?» Продолжать знакомить детей с цифрами и числами натурального ряда, порядковым и количественным значением числа;
Продолжить знакомить детей с гласными буквами, производить звуковой анализ слов;
Развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, речь.
Развитие аналитического восприятия: умения разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения.
• «Двухцветный квадрат Воскобовича». Фигура на выбор
• «Где Лопушок?»
• «Найди или отгадай цифру» Развитие конструктивных способностей детей.
Развитие аналитического восприятия: умения разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения.
Продолжать знакомить детей с цифрами и числами натурального ряда, порядковым и количественным значением числа;
Развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, речь
• «Путешествие по фиолетовому лесу»
• «Зеркало» Развивать умение составлять узоры для тропинок и ходить по ним разными способами;
Развивать физическую активность детей.
Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины;
Обучение способам обследования предметов, умению различать их форму, цвет и величину; выполнять сложные глазомерные действия.
Развитие аналитического восприятия: умения разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения.
Май Развлечение математический квест «Расколдуй гномов» Способствовать эмоциональному и эстетическому развитию.
Итоговый этап Подведение итогов работы образовательного проекта.
Организация выставки «Фото-отчет».
Список литературы:
Абуева Н. В., Семенова Н. А. «Разноцветные истории. Формирование Цветового восприятия у дошкольников средствами развивающих игр: Методическое пособие / Под ред. Л. С. Вакуленко. - Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2018.
Вакуленко Л. С., Вотинова О. М. «Универсальные средства «Коврограф Ларчик» и «МиниЛарчик» в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: методическое пособие». – Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», КАРО, 2017.
Лыкова И. А. «Изобразительное творчество в детском саду: путешествие в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолете и в машине времени. – М. : Издательский дом «КАРАПУЗ», 2008.
Интернет источники:
https://geokont.ru/
https://vk.com/geokont
https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/409879-pedagogicheskij-proekt-raznocvetnye-istorii-f
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/10/28/master-klass-dlya-pedagogov-igrovoy-graficheskiy-trenazher-igrovizor-v
https://www.maam.ru/detskijsad/sobschenie-iz-opyta-raboty-igrovoi-graficheskii-trenazhyor-igrovizor-v-poznavatelnom-razviti-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-otkrytogo-zanjatija-po-fyemp-dlja-podgotovitelnoi-grupy-s-ispolzovaniem-igr-v-v-voskobovicha.html