Светлана Курносова
Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №116 комбинированного вида»
Выступление на педсовете
«Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации»
Подготовила воспитатель: Курносова С. А.
г. Саранск.
Общество, требования социума к человеку в наше время инноваций и новых открытий, новых профессий меняется стремительно. И будущее поколение должно соответствовать требованиям построения экономики инноваций. Профессионалы для будущего должны совмещать в себе новое мышление, высокое развитие мотивации для эффективной работы. Это прозвучало в послании Федеральному собранию
Темочки:
Президента страны В. В. Путина..
Таких специалистов надо подготовить. Это реально, и надо начать эту работу на первой ступени образовании с детьми дошкольного возраста.
Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – банкир и даже президент. …
Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем. Одна из основных задач дошкольного образования – формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Для этого очень важно у ребенка дошкольника развивать интерес к различным профессиям. Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном обществе. Чтобы сформировать у детей представление о том, что такое профессии, поддерживать интерес к ним, способствовать самостоятельности мышления и выбора, важно грамотно использовать формы и методы ознакомления дошкольников с трудом взрослых.
Для организации работы по ранней профориентации педагоги используют различные формы работы :
– организованная образовательная деятельность;
– различные виды игр – сюжетно-ролевые, дидактические, словесные;
– трудовая деятельность детей, как совместная со взрослыми – педагогами, родителями, социальными партнерами, так и самостоятельная;
– информационные (чтение художественной литературы, презентации, беседы, экскурсии, встречи и общение с представителями разных профессий, ветеранами труда, студентами. Эти формы работы используются на начальном этапе профориентационной деятельности и формируют у дошкольников необходимые представления о разнообразии мира профессий;
– наглядные – педагог готовит фото людей разных профессий, рисунки и т. д. ;
– развлечения, театрализация;
– самостоятельная продуктивная деятельность детей.
Для того, чтобы работа по ранней профориентации была эффективной необходимо создать определенную развивающую предметно-пространственную среду.
Это могут быть различные творческие мастерские, например, «Фермеры». «Медицинский центр», «Кулинария» и т. д. Деятельность детей в таких мастерских позволяет им попробовать свои силы в той или иной профессии.
Создание различных мини-музеев, мини-библиотек помогают познакомиться с той или иной профессией. Инструменты плотника, деревянные изделия для обыгрывания в мини-музее «Мастерская плотника» познакомит детей с этой профессией, а мини- музей «Пекарня» даст детям представление о том, что хлеб – это результат труда людей многих профессий - от агронома до пекаря.
Группы обязательно должны быть оснащены дидактическими играми, демонстрацион-ными материалами, аудио и видеоматериалами, художественной литературой, картотеками загадок, пословиц, стихов и песен о труде и профессиях.
Во всех группах должны быть созданы условия для сюжетно-ролевой игры: атрибутика для различных сюжетных игр сообразно с возрастом детей, рациональное размещение атрибутики и свободный доступ к ней детей, различные конструкторы, строительный материал для создания игровой среды.
Во II младшей группе нашего детского сада используются игры, изображающие труд взрослых в детском саду, работу водителей, летчиков. Дети в игре начинают повторять действия людей разных специальностей.
В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом: построение дома (работа строителей, перевоз пассажиров и грузов (водители автобусов и грузовых машин, труд врачей, медсестер, продавцов. Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, изготовлять некоторые необходимые для игр предметы, игрушки.
В старшей группе поощряются игры, показывающие работу учреждений (магазин, аптека, поликлиника). Совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, полицейского, шофера, моряка, летчика). В играх на тему "транспорт" совершенствуются знания правил дорожного движения. Дети учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. Так же в играх дети стараются изобразить профессии родителей.
Дошкольники седьмого года жизни продолжают изображать в сюжетно-ролевых играх работу членов семьи, быт, труд людей. Расширяются и углубляются представления о разных специальностях: на пароходе есть не только капитан, но и штурман, матрос, кок и т. д. развивается способность детей самим намечать тему игры, дети учатся комбинировать свои непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, картин, книг.
Независимо от того, какая форма будет выбрана, знакомство с профессией должно быть максимально содержательным и полным. Желательно, чтобы информация о ней состояла из таких компонентов: название вида деятельности; места работы; орудия труда и материалы для него;
рабочая одежда (форма); обязанности работника; черты характера и личностные качества;
плоды труда и его польза для людей.
Следует не только акцентировать внимание детей на каждом из этих информационных блоков, но и побуждать их к обратной связи. Для этого нужно с помощью наводящих вопросов подталкивать их к самостоятельным рассуждениям и выводам (например, «Как вы думаете, почему у врача халат белого, а не черного цвета?»).