Папки-передвижки

«Формирование умения делиться у младшего дошкольника». Анкетирование родителей

Марина Шепель
«Формирование умения делиться у младшего дошкольника». Анкетирование родителей
▼ Скачать + Заказать документы

Шепель М. В. Смирнова О. М.

В дошкольном возрасте необходимо формировать коммуникативные навыки, основы коммуникативной культуры ребенка, которые определяют позитивные перспективы его успешной социализации и адаптации. В последние десятилетия (в период с 1996 до 2018 год) в журнале «Дошкольное воспитание» практически в каждом номере есть статья, которая посвящена проблеме формирования, развития, совершенствования коммуникативных умений и навыков дошкольников, умений и навыков в сфере общения с другими детьми и взрослыми.

Публикация «„Формирование умения делиться у младшего дошкольника“, Анкетирование родителей» размещена в разделах

В период дошкольного детства ребенок постепенно осваивает основы коммуникации (общения) в сложном мире человеческих отношений, взаимодействия. [1]

Особая потребность в общении со сверстниками, и первые проблемы в отношениях с ними, возникает у ребенка в 3-4 года. Взрослые вдруг замечают, что малыш быстро сворачивает игру с другими детьми, если возникает «угроза» его благополучию, ни в какую не желает делиться игрушками, а при попытке другого ребенка завладеть ими, реагирует агрессивно или плачет. [2]

В связи с этим было проведено исследование, целью которого было: выяснить отношение родителей к проблеме умения младшего дошкольника делиться с другими.

Исследование проводилась в ГБДОУ Детский сад №130 Адмиралтейского района, в котором участвовали 52 родителя.

Для этого была составлена анкета. На несколько вопросов предлагалось вписать свой вариант ответа.

Содержание вопросов, задаваемых родителям с вариантами ответов:

1. Как часто Вы приобретаете игрушки и сладости своему ребёнку?

а) регулярно б) раз в неделю в) раз в месяц г) свой вариант.

2. У Вашего ребёнка достаточно игрушек?

а) да б) нет.

3. Ваш ребёнок даёт поиграть в свои игрушки другим детям?

а) да, всегда б) да, когда сам играет во что-то другое в) нет, даже когда играет с другими детьми их игрушками г) свой вариант.

4. Как Вы думаете, следует ли учить ребёнка делиться?

а) да б) нет.

5. Делиться ли ребёнок с Вами или другими членами семьи?

а) да б) нет в) свой вариант.

6. Как Вы думаете, каким способом можно научить ребёнка делиться?

7. Часто ли Вы делитесь с близкими или друзьями, и даёте им то, что они просят?

а) всегда б) иногда в) никогда.

Количественный анализ показал следующее:

На вопрос как часто вы приобретаете игрушки и сладости своему ребёнку 26 родителей (50% опрошенных) ответили - регулярно; ответ раз в неделю - 10 (19,2%) опрошенных; 6 человек (11,6%) опрошенных покупают игрушки и сладости раз в месяц; остальные 10 (19,2%) опрошенных выбрали свой вариант ответа. Они покупают игрушки и сладости: по возможности; в зависимости от поведения ребёнка; когда хочется побаловать его.

На второй вопрос анкеты, 48 родителей (92,3%) считают, что у ребёнка достаточно игрушек; 4 родителя (7,7%) ответили, что у ребёнка недостаточно игрушек.

17 родителей (32,7%, выбрали вариант ответа, что их ребёнок даёт поиграть в свои игрушки другим детям; 21 человек (40,4%) - отмечают готовность ребёнка поделиться в том случае, когда сам занят другой игрой; оставшиеся 14 родителей (26,9%) дали свой вариант ответа. Эти родители отвечали, что ребёнок даёт свои игрушки в зависимости от настроения; отношений с другими детьми; возраста других детей, новизны игрушки.

Все 52 родителя (100%) считают, что нужно учить ребёнка делиться.

На вопрос «Делится ли ваш ребенок с другими членами семьи?» все ответили, что их дети делятся с членами семьи.

На вопрос: «Как Вы думаете, каким способом можно научить ребёнка делиться?» родители предложили следующие варианты:

1. Своим примером

2. Чтением детских рассказов и просмотром мультфильмов на эту тему;

3. Поощрением;

4. Разговором;

5. Объяснением;

6. Нравоучением.

На последний вопрос - 30 родителей (57,7%) ответили, что они всегда делятся со своими близкими или друзьями и дают им то, что они просят; оставшиеся 22 человека (42,3%) ответили, что делают это иногда.

Качественный анализ полученных ответов, их особенности:

Вопрос «Как часто Вы приобретаете игрушки и сладости своему ребёнку?» был направлен на выявление зависимости частоты покупок и желания ребёнка делиться. В ходе исследования не удалось подтвердить эту зависимость, однако ответы на вопросы 2, З и 5 позволяют говорить, что она имеется.

Ответы родителей на второй вопрос анкеты — «У Вашего ребёнка достаточно игрушек?» показали, что желание делиться со сверстниками не зависит от количества игрушек у ребёнка. Все родители кроме четырёх ответили, что у их ребёнка достаточно игрушек.

Все родители считают, что их дети делятся с другими детьми и дают поиграть им в свои игрушки (вопрос 3). Однако некоторые родители отметили желание делиться, когда их ребёнок играет во что-то другое или в зависимости от его настроения, поведения других детей, отношения с ними, их возраста, а также новизны игрушки.

На вопрос следует ли учить ребёнка делиться - все дали утвердительный ответ.

Все родители отметили, что их ребёнок делится с ними или с другими членами семьи.

Большинство опрошенных родителей указали, что научить ребёнка делиться можно собственным примером и объяснением; Другие написали такие варианты, как - чтение детских рассказов, просмотр мультфильмов и разговор. Некоторые родители предложили - поощрение и нравоучение.

Вопрос «Часто ли Вы делитесь с близкими или друзьями и даёте им то, что они просят?» был задан с целью выявить зависимость между действиями детей и их родителей, так как поведение родителей является примером поведения для детей. Полученные ответы указывают, что такая зависимость имеется. Родители делятся со своими близкими или друзьями и дают им то, что они просят, а дети делятся с родителями и другими членами семьи.

Исследование показало следующее:

• Родители считают, что учить ребёнка делиться - нужно.

• Умение делиться с членами семьи у младшего дошкольника основывается на доверии к близким, желании быть принятым ими, получить их похвалы и одобрения.

• Младшие дошкольники готовы делиться со сверстниками, но делают, когда играют во что-то другое или в зависимости от собственного настроения, поведения других детей, отношения с ними, их возраста, а также новизны игрушки.

В младшем дошкольном возрасте происходит становление таких процессов, как социализация и коммуникация.

Если вовремя не уделять внимание данному вопросу, то зачастую позднее (в школе, ко взрослому возрасту) у него возникает проблема в налаживании социальных связей.

Таким образом, для формирования коммуникативных навыков во взаимодействии со сверстниками (умение делиться) работа проводилась с родителями и детьми.

С родителями:

1. Индивидуальные беседы по данной проблеме;

2. Консультации на тему: «Как учить ребёнка делиться»; «Процессы становления социализации и коммуникации младших дошкольников»;

3. Памятка: «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников».

С детьми:

1. Чтение художественной литературы:

• «Два жадных медвежонка» (венгерская сказка, в обработке А. Краснова и В. Важдаева);

• «Теремок» - Русская народная сказка»;

• «Мы делили апельсин», «Сорока – белобока» - пальчиковые игры;

2. Проигрывание специально созданных проблемных педагогических ситуаций, направленных на формирование умения делиться с другими;

3. Игры: «Поделись игрушкой с другим», «Готовим угощение для друзей»;

4. Продуктивная деятельность:

• Лепка – «Печенье для кукол»;

• Рисование – «Зернышки для птичек»;

• Аппликация: «Морковка для зайчика».

Список источников:

1. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. - М. : Владос, 2003. - 192 с.

2. Воронцова М. А. Коммуникативные навыки детей дошкольного возраста и необходимость их развития средствами игры / М. А. Воронцова, Ш. С. Абдрахманова // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики : материалы VIII Междунар. науч. – практ. конф. (Чебоксары, 23 окт. 2016 г.) / редкол. : О. Н. Широков и др. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 3. – С. 107-112.

3. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. – 321 с.

4. Лесняк И. В. Социально-культурные условия формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в процессе культурно-досуговой деятельности / И. В. Лесняк // Вестник Тамбовского университета. – 2011. - №5. – С. 207-212.

Публикации по теме:

Анкетирование родителей «Сказка в жизни вашего ребенка» Предлагаю вашему вниманию несколько анкет (опрос) по теме: «Формирование нравственных качеств у детей посредством русских народных сказок.

Анкетирование для родителей «Адаптация ребенка в детском саду»Анкетирование для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» Анкета для родителей «Адаптация ребенка к ДОУ» Анкета для родителей «Адаптация ребенка к ДОУ» 1. Фамилия, имя и дата рождения ребенка.

Аналитическая записка «Анкетирование родителей» [Аналитическая записка по результатам анкетирования родителей (законных представителей) Д/С №1 «Солнышко» по оценке качества муниципальной.

Анкетирование родителей «Экологическое воспитание в семье» Анкета для родителей «Экологическое воспитание в семье»Цель анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического отношения.

Анкетирование родителей «Мой ребенок и финансовая грамотность» Цель: определить, насколько родители заинтересованы в обучении их детей основам финансовой грамоты и формирования у них навыков рационального.

Анкетирование родителей в детском саду по патриотическому воспитанию " Патриотическое воспитание" 1. Я считаю, что патриотизм - это --- 2. считаете.

Дидактическая игра на формирование ЭМП и развития умения ориентироватся в пространстве «Новогодняя ёлочка»Дидактическая игра на формирование ЭМП и развития умения ориентироватся в пространстве «Новогодняя ёлочка» Дидактическая игра на коврографе Воскабовича на развитие и формирование элементарных математических представлений. "Новогодняя ёлочка".

Формирование у детей умения использовать знаково-символические средстваФормирование у детей умения использовать знаково-символические средства Формирование у детей умения использовать знаково-символические средства. Ребенок, когда рождается, попадает не только в реальный, вещно.

Фотоотчет «Формирование умения пользоваться различными видами застежек на индивидуальном занятии у ребенка с ОВЗ»Фотоотчет «Формирование умения пользоваться различными видами застежек на индивидуальном занятии у ребенка с ОВЗ» Процесс целенаправленного формирования навыков самообслуживания у ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходим и крайне важен.

Консультация для родителей: «Формирование основ здорового образа жизни дошкольника» Консультация для родителей «Формирование основ здорового образа жизни дошкольника» Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Формирование умения делиться у младшего дошкольника». Анкетирование родителей
Опубликовано: 29 апреля 2019 в 15:52
+60Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Формирование умения делиться у младшего дошкольника». Анкетирование родителей» (включая файлы) размещена пользователем Марина Шепель (УИ 598244) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД