Марина Шепель
«Формирование умения делиться у младшего дошкольника». Анкетирование родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Шепель М. В. Смирнова О. М.
В дошкольном возрасте необходимо формировать коммуникативные навыки, основы коммуникативной культуры ребенка, которые определяют позитивные перспективы его успешной социализации и адаптации. В последние десятилетия (в период с 1996 до 2018 год) в журнале «Дошкольное воспитание» практически в каждом номере есть статья, которая посвящена проблеме формирования, развития, совершенствования коммуникативных умений и навыков дошкольников, умений и навыков в сфере общения с другими детьми и взрослыми.
Публикация «„Формирование умения делиться у младшего дошкольника“, Анкетирование родителей» размещена в разделах
В период дошкольного детства ребенок постепенно осваивает основы коммуникации (общения) в сложном мире человеческих отношений, взаимодействия. [1]
Особая потребность в общении со сверстниками, и первые проблемы в отношениях с ними, возникает у ребенка в 3-4 года. Взрослые вдруг замечают, что малыш быстро сворачивает игру с другими детьми, если возникает «угроза» его благополучию, ни в какую не желает делиться игрушками, а при попытке другого ребенка завладеть ими, реагирует агрессивно или плачет. [2]
В связи с этим было проведено исследование, целью которого было: выяснить отношение родителей к проблеме умения младшего дошкольника делиться с другими.
Исследование проводилась в ГБДОУ Детский сад №130 Адмиралтейского района, в котором участвовали 52 родителя.
Для этого была составлена анкета. На несколько вопросов предлагалось вписать свой вариант ответа.
Содержание вопросов, задаваемых родителям с вариантами ответов:
1. Как часто Вы приобретаете игрушки и сладости своему ребёнку?
а) регулярно б) раз в неделю в) раз в месяц г) свой вариант.
2. У Вашего ребёнка достаточно игрушек?
а) да б) нет.
3. Ваш ребёнок даёт поиграть в свои игрушки другим детям?
а) да, всегда б) да, когда сам играет во что-то другое в) нет, даже когда играет с другими детьми их игрушками г) свой вариант.
4. Как Вы думаете, следует ли учить ребёнка делиться?
а) да б) нет.
5. Делиться ли ребёнок с Вами или другими членами семьи?
а) да б) нет в) свой вариант.
6. Как Вы думаете, каким способом можно научить ребёнка делиться?
7. Часто ли Вы делитесь с близкими или друзьями, и даёте им то, что они просят?
а) всегда б) иногда в) никогда.
Количественный анализ показал следующее:
На вопрос как часто вы приобретаете игрушки и сладости своему ребёнку 26 родителей (50% опрошенных) ответили - регулярно; ответ раз в неделю - 10 (19,2%) опрошенных; 6 человек (11,6%) опрошенных покупают игрушки и сладости раз в месяц; остальные 10 (19,2%) опрошенных выбрали свой вариант ответа. Они покупают игрушки и сладости: по возможности; в зависимости от поведения ребёнка; когда хочется побаловать его.
На второй вопрос анкеты, 48 родителей (92,3%) считают, что у ребёнка достаточно игрушек; 4 родителя (7,7%) ответили, что у ребёнка недостаточно игрушек.
17 родителей (32,7%, выбрали вариант ответа, что их ребёнок даёт поиграть в свои игрушки другим детям; 21 человек (40,4%) - отмечают готовность ребёнка поделиться в том случае, когда сам занят другой игрой; оставшиеся 14 родителей (26,9%) дали свой вариант ответа. Эти родители отвечали, что ребёнок даёт свои игрушки в зависимости от настроения; отношений с другими детьми; возраста других детей, новизны игрушки.
Все 52 родителя (100%) считают, что нужно учить ребёнка делиться.
На вопрос «Делится ли ваш ребенок с другими членами семьи?» все ответили, что их дети делятся с членами семьи.
На вопрос: «Как Вы думаете, каким способом можно научить ребёнка делиться?» родители предложили следующие варианты:
1. Своим примером
2. Чтением детских рассказов и просмотром мультфильмов на эту тему;
3. Поощрением;
4. Разговором;
5. Объяснением;
6. Нравоучением.
На последний вопрос - 30 родителей (57,7%) ответили, что они всегда делятся со своими близкими или друзьями и дают им то, что они просят; оставшиеся 22 человека (42,3%) ответили, что делают это иногда.
Качественный анализ полученных ответов, их особенности:
Вопрос «Как часто Вы приобретаете игрушки и сладости своему ребёнку?» был направлен на выявление зависимости частоты покупок и желания ребёнка делиться. В ходе исследования не удалось подтвердить эту зависимость, однако ответы на вопросы 2, З и 5 позволяют говорить, что она имеется.
Ответы родителей на второй вопрос анкеты — «У Вашего ребёнка достаточно игрушек?» показали, что желание делиться со сверстниками не зависит от количества игрушек у ребёнка. Все родители кроме четырёх ответили, что у их ребёнка достаточно игрушек.
Все родители считают, что их дети делятся с другими детьми и дают поиграть им в свои игрушки (вопрос 3). Однако некоторые родители отметили желание делиться, когда их ребёнок играет во что-то другое или в зависимости от его настроения, поведения других детей, отношения с ними, их возраста, а также новизны игрушки.
На вопрос следует ли учить ребёнка делиться - все дали утвердительный ответ.
Все родители отметили, что их ребёнок делится с ними или с другими членами семьи.
Большинство опрошенных родителей указали, что научить ребёнка делиться можно собственным примером и объяснением; Другие написали такие варианты, как - чтение детских рассказов, просмотр мультфильмов и разговор. Некоторые родители предложили - поощрение и нравоучение.
Вопрос «Часто ли Вы делитесь с близкими или друзьями и даёте им то, что они просят?» был задан с целью выявить зависимость между действиями детей и их родителей, так как поведение родителей является примером поведения для детей. Полученные ответы указывают, что такая зависимость имеется. Родители делятся со своими близкими или друзьями и дают им то, что они просят, а дети делятся с родителями и другими членами семьи.
Исследование показало следующее:
• Родители считают, что учить ребёнка делиться - нужно.
• Умение делиться с членами семьи у младшего дошкольника основывается на доверии к близким, желании быть принятым ими, получить их похвалы и одобрения.
• Младшие дошкольники готовы делиться со сверстниками, но делают, когда играют во что-то другое или в зависимости от собственного настроения, поведения других детей, отношения с ними, их возраста, а также новизны игрушки.
В младшем дошкольном возрасте происходит становление таких процессов, как социализация и коммуникация.
Если вовремя не уделять внимание данному вопросу, то зачастую позднее (в школе, ко взрослому возрасту) у него возникает проблема в налаживании социальных связей.
Таким образом, для формирования коммуникативных навыков во взаимодействии со сверстниками (умение делиться) работа проводилась с родителями и детьми.
С родителями:
1. Индивидуальные беседы по данной проблеме;
2. Консультации на тему: «Как учить ребёнка делиться»; «Процессы становления социализации и коммуникации младших дошкольников»;
3. Памятка: «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников».
С детьми:
1. Чтение художественной литературы:
• «Два жадных медвежонка» (венгерская сказка, в обработке А. Краснова и В. Важдаева);
• «Теремок» - Русская народная сказка»;
• «Мы делили апельсин», «Сорока – белобока» - пальчиковые игры;
2. Проигрывание специально созданных проблемных педагогических ситуаций, направленных на формирование умения делиться с другими;
3. Игры: «Поделись игрушкой с другим», «Готовим угощение для друзей»;
4. Продуктивная деятельность:
• Лепка – «Печенье для кукол»;
• Рисование – «Зернышки для птичек»;
• Аппликация: «Морковка для зайчика».
Список источников:
1. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. - М. : Владос, 2003. - 192 с.
2. Воронцова М. А. Коммуникативные навыки детей дошкольного возраста и необходимость их развития средствами игры / М. А. Воронцова, Ш. С. Абдрахманова // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики : материалы VIII Междунар. науч. – практ. конф. (Чебоксары, 23 окт. 2016 г.) / редкол. : О. Н. Широков и др. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 3. – С. 107-112.
3. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. – 321 с.
4. Лесняк И. В. Социально-культурные условия формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в процессе культурно-досуговой деятельности / И. В. Лесняк // Вестник Тамбовского университета. – 2011. - №5. – С. 207-212.