Валентина Зайцева
Формирование у детей старшего дошкольного возраста психофизиологических способностей восприятия дорожной обстановки
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время, актуальность и практическая значимость формирования у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, подчеркиваются высокими статистическими показателями количества дорожно-транспортных происшествий. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения» направлена уменьшить социальную остроту проблемы.
Публикация «Формирование у детей старшего дошкольного возраста психофизиологических способностей восприятия дорожной обстановки» размещена в разделах
В современном мире дорожное движение является одним из основных процессов, который привлекает внимание ребенка. Дети дошкольного возраста никогда не бывают нарушителями Правил дорожного движения сознательно: их неожиданное появление на дороге, столкновение с другими пешеходами, шумное поведение в транспорте - это наглядное проявление возрастных особенностей.
Дети дошкольного возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют ещё в должной степени управлять своим поведением и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них ещё не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.
Ведущие ученые Н. И. Красногорский, И. В. Страхов, Е. П. Ересь доказали, что существует прямая зависимость между возрастными особенностями детей и способностью предвидеть опасность на дороге. Они отводят большую роль индивидуальным особенностям характера, темперамента, работоспособности, уровню развития психических процессов, а также способности и потребности каждого ребенка. Формирование у старших дошкольников умения видеть и осознавать реальную опасность на дороге возможно через развитие у детей психофизиологических способностей восприятия дорожной обстановки : внимания, памяти, наблюдательности.
Применение игровых технологий, развивающих у детей познавательные процессы: наблюдательность, внимательность, память, мышление, речь, умение ориентироваться в окружающей обстановке, побуждают детей к обдумыванию ситуаций, заставляет почувствовать свою причастность к происходящему и способствует формированию у них основ правильного и безопасного поведения на улицах и дорогах.
Формируя у дошкольников умения, навыки и привычки безопасного поведения в дорожной среде, мы одновременно и воспитываем их, применяя методы внушения, убеждения, примера. В этом возрасте дети особенно поддаются внушению.
На занятия по дорожной тематике к детям «приходит» кукла в форме сотрудника ГАИ, которая воспринимается детьми как полноправный участник игры. Развлечения и праздники ведет «автоинспектор - воспитатель». Дети охотно включаются в игровое действие. Игровая мотивация позволяет сделать так, чтобы у детей выполнение задания, решение опасных ситуаций в дорожной среде стало осмысленным, ведь именно в игре реализуется потребность дошкольника действовать самостоятельно, активно, как взрослый.
Ведущим мотивом таких занятий становится желание узнать что-то новое, интересное. Занятия мы строим в форме увлекательных игр, где дети сооружают из крупных модулей «автобусы», «остановки», обыгрывают разнообразные ситуации.
Знания, полученные на занятиях, закрепляем на транспортной площадке детского сада, где дети применяют их в новых условиях. Очень важным моментом в обучении дошкольников правилам дорожного движения являются и развитие пространственного представления. Дети должны научиться ориентироваться в пространстве, понимая такие понятия, как близко, далеко, слева, справа, сзади, по ходу движения. Эти умения отрабатываем путем многократных упражнений: действий с поворотами головы проходя по «зебре» на транспортной площадке, в двигательных и дидактических играх. На прогулках за территорией, расширяем знания дошкольников о транспортных средствах, их видах и конструктивных особенностях, показываем детям те части улицы, на которых пешеходы находятся в безопасности: тротуар, пешеходные переходы, по которым, держа взрослого за руку, можно переходить проезжую часть.
Основной принцип успешности дошкольников — это единство требований семьи и детского сада. Как показала практика, успех обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах и улицах возможен только при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Обучение правильному поведению нужно начинать с первых шагов, ведя малыша за ручку по улице. И главенствующую роль в этом играет семья. Прежде всего, потому, что модель грамотного, безопасного для него самого и окружающих поведения на улице и дороге ребенок усваивает в дошкольном возрасте, когда рядом с ним самые близкие люди – родители. Психологами доказано : если, благодаря родителям, ребенок приобретает навыки правильного поведения на дорогах еще с дошкольных лет, вероятнее всего, он будет соблюдать их в течение всей жизни. Необходимо всего лишь направить это качество в правильное русло. Мы уверены, что знания «дорожной грамоты», приобретённые в детском саду помогут будущим первоклассникам стать более дисциплинированными и самостоятельными.
Ребенок учится законам улицы, беря пример с нас, взрослых.